Что осталось за кадром из неопубликованного интервью журналиста Василия Тараруева с председателем Правления Ассоциации народов Бурятии «Дом дружбы» Сажидой Баталовой

  • Насколько имеет смысл данная инициатива? Как думаете, почему власти вдруг озаботились этим вопросом спустя столько лет после крушения советского уклада?

Думаю, сегодня ничего неожиданного в национальной политике России не происходит. Все эти «новые инициативы» уже 4 года прописаны в Стратегии национальной политикиРоссийской Федерации (Указ президента РФ ОТ 19.12.2012 N 1666). Причем упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) является первой целью Стратегии наряду с сохранением и развитием этнокультурного многообразия народов России; гармонизацией национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечением равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств и успешной социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов.

Тут скорее дело в том контексте, который некие силы пытаются заложить в понятие «российская нация». Например, для меня  «российская нация» — это та межнациональная политическая общность граждан России, которая болеет за свою страну, за территорию, на которой живет и активно включается в социальную, экономическую, политическую жизнь своего региона для того, чтобы жить достойно,  в достатке, благополучии и согласии друг с другом.Это и гражданская общность людей, где мы все – равноправные граждане своей страны, участвующие в избирательных процессах, общественных движениях, соблюдающие закон и лояльность государству

  • Как, предположительно, будет выглядеть на практике эта инициатива? Будет похоже на советскую практику формирования «советского народа»? Будет попытка нивелировать национальные особенности народов России под некий усреднённый стандарт?
  •  Корректно ли проводить параллели с попыткой создания «советского народа», которая, как лично я понимаю, кончилась неудачно?

Уверена, что сегодня никто не собирается вкладывать в понятие «российская нация» иного толкования, и этим нивелировать все наши нации и народы. Мировая  история показывает, что нации ни законами, ни государствами не создаются. И как интересно нас можно причесать под одну гребенку? Мы даже в смешанных браках умудряемся нести свои этнонациональные особенности. Нации возникают из самой жизни людей, объединенных одной территорией, одним языком, одним менталитетом, общими корнями, общей историей и т.д. Культурная общность – это этнонациональная общность, которая базируется именно на культуре этноса и она по указке извне формироваться не может.

  • Насколько, на ваш взгляд, успешной была попытка создать «советский народ»? Можно ли оценить её как искусственную формально существующую общность, не имевшую реального единства?

На самом деле, людей вводят в заблуждение и отдельные политики, и СМИ, когда в процессе жарких дискуссий подменяют понятия: российскую нацию начинают приравнивать к русской нации, или единой нации, или называют преемницей советского народа. Честно говоря, я родилась в Советском Союзе, и для меня слоган «рожденные в СССР» — это близко, понятно, патриотично и не вызывает никакого отторжения. Первая незатейливая мелодия, которую я научилась играть, была из к/ф «Вечный зов», который в 70-е смотрела вся страна:

Гляжу в озёра синие в полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею, единственной зову,

Спроси-переспроси меня, — милее нет земли,

Меня здесь русским именем когда-то нарекли.

и я повторяла эту мелодию снова и снова, так мне открывалась моя родина, такая родная, такая простая, добрая и милая, вся в ромашках и васильках.И хотя меня нарекли красивым татарским именем, эта песня была  гимном моей земле и моей родине, так и остается поныне. Потому что, какие бы не были у нас разные имена, предки, язык и культура, родина у нас с вами на всех одна и зовут ее Россия.

Возможно, кто-то не дотянул до уровня «советского народа» и сейчас рассуждает на тему «были мы им или не были», но думаю во время Великой Отечественной, наши деды и прадеды все были советскими людьми, а национальных героев от этого меньше не стало. Понятно, что перекосов всегда было много, но Советский союз развалился отнюдь не из-за национального вопроса, это Вам любой грамотный историк и политолог скажет.

  • Есть ли какие-то реальные основания для создания российской нации, учитывая, что после распада СССР у всех народов страны обострились националистические настроения?

Мы в Москве недавно встречались с ведущим российскимэтносоциологомЛеокадиейДробижевой, которая привела очень показательные цифры последних соцопросов. По этим данным, около 70-80% людей в нашей стране чувствуют себя гражданами России.80% наших граждан считают, что Россия – великая держава и  западные образцы нам не подходят, что скрепы, которые нас объединяют и делают нас еще сильнее – это традиции, устои, общая история, и конечно наши народы, живущие веками бок о бок в мире и добрососедстве. Этносоциологические опросы также показывают, что для русских зарубежом, которых независимо от их национальности там относят к русским, Россия – это мировой гарант традиций. Потому что мы, в отличие от западной модели поведения, свободу не принимаем за вседозволенность,у нас есть внутренняя совесть, которая не может терпимо реагировать на гей-парады, на оргии в наших храмах, на свободу нравов. У нас своя российская модель толерантности, — у нас своикрепкие моральные устои и традиции. Хотя мы открыты новому, быстро копируем чужое, но все же не продаемся за сниккерсы, чипсы и энергетики. Да, мы всегда болеем после очередной «западной вирусной инфекции», но потом у нас наступает здоровый иммунитет, и у наших детей будет также, это генетически заложенная в нас вакцина. Россия – она сильна своей духовностью, а это оружие никому победить не дано, и только мы своей бездуховностью и утратой традиций можем сами себя добить.

Нужно говорить о российской нации в контексте политической нации, а о национальной политике как о политике интеграции. Потому что в этом случае, каждый народ как культурная общность сохраняет свои права, родной язык, культуру, традиции, и в процессе взаимодействия и консенсуса с другими народами возникаетчто-то новое. Когда мы живем рядом, по-соседски помогаем друг другу, работаем вместе на благо людей, возникает та самая государственная общность народов, та самая Нация наций, которая делает Россию великой державой, сильным и независимым государством, в котором всем народам комфортно и безопасно жить.

Элементы такой политической нации, по словам этносоциологов, у нас уже есть, мы постепенно идем к построению общероссийской идентичности, но с людьми нужно всегда обсуждать и проговаривать, куда движется Россия, по какому вектору развивается наша история, какой очередной виток развития мы проходим. Особенно, это важно для наших детей и молодежи. Понимание ситуации дает адекватную оценку, а это, в свою очередь, дает уверенность в завтрашнем дне, а значит стабильность, которой нам так всем не хватает.

  • Не встретит ли эта идея протест народностей России, берегущих национальную самобытность? И не получится ли опять, что в действительности она наиболее полно коснётся русских, у которых опять попытаются «пригасить» национальную самоидентификацию?

Любые протесты возникают от непонимания или разных трактовок происходящего. Людям нужно объяснять просто и доходчиво важные для страны вещи. У нас все народы равны, в Конституции прописано, что  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В каждой крупной системе есть подсистемы, которые работают слаженно только при согласованном взаимодействии. Так же и у нас в стране, все народы имеют равные права и равные обязанности перед законом, перед государством. Выпячивание одного даже большого народа, отдельные преференции однозначно приведут к разрушению всей системы, что в отдельно взятом регионе, что в стране.

Капитализация этничности всегда и во все времена влечет за собой провал межэтнических отношений. Если люди через свою национальность имеют доступ к политическим ресурсам, то это вызывает социальную напряженность на отдельно взятой территории, — у тех, кто этими ресурсами обделен. Я считаю, что этническими могут быть культура, спорт, образование, но только не управление регионами и экономика. Нельзя продвигать человека во власть по принципу «русский-бурят», нужно оценивать только профессиональные качества, опыт работы, порядочность, неаффилированность и коммуникабельность. Потому что, этноклановая политика – это путь вникуда, и судя по социально-экономической ситуации в Бурятии, мы это уже себе доказали.

Что касается русского народа, то, несомненно, нужно больше внимания уделять русскому языку, русской культуре, русской литературе, потому что сегодня – это системообразующее ядро, от целостности и животворящей энергии которого зависит жизнеспособность нашего государства и всех малых народов. Нам друг без друга просто никак, мы все в одной связке, в одной флотилии, в одной эскадре.

Для решения национальных вопросов важно, и государству и обществу совместно, целенаправленно и комплексно развивать институт национально-культурных автономий, требовать выполнения законов о языках народов России, о национально-культурной автономии, выполнения в полном объеме Стратегии национальной политики, оптимизировать структуру управления национальной политикой на всех уровнях власти, внедрять общественный контроль госпрограмм в этой сфере, тогда ситуация будет улучшаться как для каждой отдельно взятой этнической общности, так и для российской нации, в становлении которой мы с вами принимаем непосредственное участие.

 

Интервью с Сажидой Баталовой
comments powered by HyperComments