Проект: «Байкальская школа толерантности»

В современном обществе остро стоит вопрос создания такой демократической системы отношений,  которая формировала бы толерантное поведение человека в обществе, воспитывала патриотизм и человеколюбие, повышала бы его духовность, социальную и гражданскую активность личности. В проекте предполагается разработать и провести ряд мероприятий Байкальской школы толерантности как российской модели снижения социальной напряженности, профилактики экстремизма, ксенофобии, фашизма, основанной на продуктивном межэтническом взаимодействии разных и равных.

Веками, народы, проживающие в дружбе и согласии на территории Бурятии, накапливали уникальный опыт бережного, чуткого отношения, уважения к другим народам, закону и государству. Сегодня, обладая высоким потенциалом и социальной активностью, национально-культурные автономии и центры, входящие в региональную общественную организацию «Ассоциация народов Бурятии «Дом дружбы» ставят перед собой сложные задачи по решению социальных, образовательно-культурных проблем не только своих соплеменников, но и развития межнационального сотрудничества, и формирования толерантного поведения подрастающего поколения.

В команде проекта Ассоциация народов Бурятии, «Дом дружбы», преподаватели и студенты ФГБОУ ВО ВСГИК, журналисты Гильдии межэтнической журналистики, которые принимали участие в проведении Байкальской школы толерантности в 2009-2015 гг, а также в проведении Фестиваля народов Бурятии «Караван дружбы» в 2013 г, 2015 г, и Сибирского Форума «Диалог культур» в 2014 г.

Целью проекта является организация работы Байкальской школы толерантности в 2016 году  для формирования толерантного сознания, коммуникативных навыков, гражданской активности школьников через продуктивное межэтнического взаимодействие и опыт социальной деятельности в области межнациональных отношений, этнокультуры и социальных добровольческих практик.

Задачи программы:

  1. научно-методологическая разработка содержания гуманитарного образования курсов «Религии добра и мира», «Толерантность – российская модель» для подрастающего поколения, выработка принципов и механизмов межкультурного и межэтнического взаимодействия;
  2. проведение семинаров-тренингов и лекций для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ г. Улан-Удэ;
  3. организация конкурса «Мир, где все свои» и этно-квеста для развития социальной активности и коммуникативности школьников, формирования их толерантности и опыта добровольчества в социальной сфере.
  4. создание и информационное наполнение страницы «Байкальская школа толерантности» веб-сайта «Байкальский диалог культур»
  5. выпуск полиграфической продукции по вопросам толерантности и разработка образовательных и социокультурных этнопродуктов (газета, буклеты, страничка на сайте, фото экспозиции);
  6. 16 ноября, в международный День толерантности подведение итогов конкурса «Мир, где все свои».

Целевая группа: лидеры и активисты молодежных общественных организаций, студенческих НКЦ, НКЦ, НКА, школьники 8-10 кл. (более 300 чел), учителя, зам. по воспитательной и социальной работе школ (по заявке — 25 чел)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОО Ассоциация народов Бурятии «Дом дружбы»

Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия

Комитет по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги!

 

приглашаем Вас принять участие в работе

 

БАЙКАЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ-2016,

которая пройдет в Месячник толерантности

с 15 октября по 18 ноября 2016 года

 

К участию в Байкальской школе толерантности (БШТ) приглашаются учащиеся 8-10-х классов общеобразовательных учреждений г. Улан-Удэ, лидеры и активисты школьного самоуправления, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, классные руководители.

Целью проведения БШТ является профилактика интолерантности и формирование толерантного поведения, коммуникативных навыков, гражданской активности школьников путем продуктивного межэтнического взаимодействия в области межнациональных отношений, этнокультуры и социальных добровольческих практик.

Задачи:

  1. проведение лекций-презентаций, семинаров-тренингов, мастер-классов и уроков толерантности «Толерантность – российская модель» и «Религии мира и добра» для учащихся 8-10 классов и педагогов общеобразовательных школ г. Улан-Удэ;
  2. организация арт-драйва «Мир, где все свои» для развития творческих навыков построения коммуникаций в городской социокультурной среде.
  3. организация этно-квеста «По Большой, Большой-Николаевской» по исторической части г. Улан-Удэ, посвященного 350-летию г.Верхнеудинска-Улан-Удэ для формирования навыков социальной активности, коммуникативности, толерантности и опыта командной работы школьников.

Для участия в Школе необходимо до 25 октября 2016 года представить в адрес ФГБОУ ВО ВСГИК заявку по предлагаемой форме:

  1. для школьников: ФИО, место учебы, класс, общественная деятельность.
  2. для педагогических работников: ФИО, место работы, должность, номер контактного телефона, электронный адрес.

 

По окончанию БШТ всем участникам выдаются сертификаты и удостоверения.

 

Контактные данные: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. Контактные лица: Марина Валерьевна Медведева каб.102 E-mail: vsgaki-dpo@mail.ru, тел. 23-24-14,

Кондратьева Виолетта Владимировна, тел. 89243531159, burddn@mail.ru

Программа проведения мероприятий Байкальской школы толерантности, положение об этно-квесте и арт-драйве представлены в приложении.

 

 

 

Приложение 1

Программа Байкальской школы толерантности

2016 год

 

п/п

Семинары/презентации/

тренинги

Дата, Время,

 

Место

проведения

Кол-во часов Преподаватель
1. Этнокультурный Арт-драйв «Мир, где все свои» с 15.10.16 – до 7.11 16 согласно Положению 12 Баталова С.Р.

Кондратьева В.В.

2. Научно-популярный Лекторий «Мировые религии как фактор формирования общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей» 14.11.16

16.00:17.20

ВСГИК

Ауд.202

2 Назаров В.К., к.п.н., доцент
3. Семинар-презентация «Этническая, социальная и бытовая толерантность и технологии ее развития» 14.11.16

17.30-18.50

ВСГИК

Ауд.202

2 Кондратьева В.В., к.и.н.

 

4. Семинар-презентация «Введение в этнокультурное проектирование».

Мастер-класс «Золотые правила создания межэтнических  и этнокультурных проектов»

15.11.16

16.00:18.50

 

ВСГИК

Ауд.202

2 Баталова С.Р., к.п.н., доцент
5. Тренинг по культуре речи, дипломатии и умению избегать конфликтов 16.11.16

16.00–18.50

 

ВСГИК

Ауд.202

4

 

 

Машанова Е.М., тренер
6. Тренинг «Уроки толерантности.

Работа в команде»

17.11.16

16.00–18.50

ВСГИК

Ауд.202

4

 

Машанова Е.М., тренер
7. Традиции Улицы добрых соседей (этно-тур по Дому дружбы народов Бурятии) 18 ноября

12.00-13.00

 

Дом дружбы народов 4 Баталова С.Р.

Кондратьева В.В.

8. Этно-квест «По Большой, Большой-Николаевской» для школьников по исторической части г. Улан-Удэ 18 ноября

 

13.00-17.00

 

Дом дружбы народов 10 Ваганова Е.В., к.п.н., доцент

Семенов Е.В.,

к.и.н., доцент

Кондратьева В.В.

Баталова С.Р.

9. «Мир, где все свои» — выставка-презентация конкурсных работ арт-драйва в Международный День толерантности

Награждение участников этноквеста и артдрайва

Вручение сертификатов слушателям Байкальской школы толерантности

18 ноября

17.00-19.00

Актовый зал

Дом дружбы народов 6 Баталова С.Р.

Кондратьева В.В.

Оргкомитет конкурса

  ИТОГО: 48 ч. 36 у.ч. / 12 ч. самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ

среди учащихся общеобразовательных  школ г. Улан-Удэ

 «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АРТ-ДРАЙВ «МИР, ГДЕ ВСЕ СВОИ»»

 

1.Общие положения:

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса творческих работ учащихся (далее — Конкурса), условия участия в нем, требования к работам, порядок определения победителей.

1.2. Организатором Конкурса является Ассоциация народов Бурятии «Дом дружбы» и ФГБОУ ВО Восточно-Сибирский государственный институт культуры.

 

  1. Цели и задачи конкурса:

Цель проведения конкурса: Формирование толерантного сознания, социальной и творческой активности школьников в социокультурной среде различными арт-средствами.

Задачи:

  1. Развитие социокультурной среды посредством активности и инициативности школьников.
  2. Приобщение молодежи к собственной национальной культуре и культуре народов России.
  3. Формирование творческого самовыражения школьников через продуктивную деятельность по созданию этнокультурных арт-продуктов.

 

3.Организационный комитет по подготовке и проведению Конкурса

3.1. Организационный комитет по подготовке и проведению конкурса творческих работ (далее — Оргкомитет) создан для организации и проведения Конкурса.

3.2. Оргкомитет реализует следующие функции:

— организация конкурса;

— информационное обеспечение;

— экспертиза работ;

— утверждение списка победителей конкурса;

— решение иных задач, связанных с проведением Конкурса.

3.3. Члены Оргкомитета работают на добровольной основе.

3.4. Оргкомитет выбирает Председателя Оргкомитета из числа своих членов.

3.5. В своей деятельности члены Оргкомитета руководствуются следующими принципами: объективность; демократичность; коллегиальность; добросовестность.

3.7. Решения Оргкомитета принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов. При равенстве голосов «за» и «против» решающим является голос Председателя Оргкомитета.

 

  1. Участники

В Конкурсе могут принять участие учащиеся 8-х – 10-х классов школ г. Улан-Удэ.

 

  1. Требования к конкурсным работам

5.1. На конкурс принимаются оригинальные работы, выполненные конкурсантами на основе личных наблюдений и размышлений по проблемам межкультурного диалога, этнокультурной самоидентификации человека в жанре эссе, интервью с комментариями, очерка, публицистической статьи, проблемной статьи по итогам собственного экспериментального исследования, а также оригинальные рисунки, фотоработы, выполненные на основе личного творческого видения окружающего мира.

Конкурс проводится по трем направлениям:

  1. Фото-композиции;
  2. Изобразительное искусство;
  • Литературное творчество.

5.2. Предлагаемые темы:

— культура в лицах, диалог культур;

— архитектурное, историческое, природное наследие;

— человек Мира;

— взаимоотношения разных поколений, взаимоотношения школьников, друзей;

— современная молодежь и культура;

— современная молодежная субкультура.

Конкурсанты могут выбрать и другие актуальные темы, соответствующие идее конкурса по своему усмотрению.

5.3. Требования к оформлению:

5.3.1. Заголовок должен содержать название творческой работы, Ф.И.О. автора, школа, класс, телефон, возраст. Текст отделяется от заголовка работы пустой строкой. Рисунки, таблицы и т.п. в тексте можно располагать произвольным образом. Работы (литературное творчество) принимаются в распечатанном виде на бумаге (а также в электронном виде) формата А4, шрифт — Times New Roman; выравнивание по ширине; кегль 14 обычный, абзацный отступ 1,25 см, рисунки на ватмане или фотобумаге формата А3 (электронная версия желательна для оформления фото-коллажа).

5.3.2. Каждый участник может представить 1 — 3 авторские работы.

5.3.3. Работы, предоставленные с нарушением приведенных требований, могут быть отклонены. Не будут рассматриваться: рукописные материалы, работы без подписи и под псевдонимами, фотоработы плохого качества, а также работы, не соответствующие тематике конкурса.

  1. Порядок проведения конкурса

6.1. Конкурс проводится в следующем порядке:

— Оргкомитет определяет заслужившие внимание работы в каждом жанре.

— Утверждается список победителей конкурса.

— Объявление результатов Конкурса и награждение лауреатов — Лучшие авторы работ будут награждены грамотами и призами, работы размещены в форме коллажа на выставочных стендах в Доме дружбы народов Бурятии, в научной библиотеке ФГБОУ ВО ВСГИК, в публикациях, на сайтах Института культуры и Дома дружбы и др.

6.2. Критериями оценки работ являются:

  • актуальность темы,
  • теоретическая обоснованность,
  • правильность и богатство письменной речи,
  • оригинальность видения материала,
  • качество работы,
  • соответствие целям и задачам Конкурса.
  1. Заявка на участие.

7.1. Основанием для участия в конкурсе является заявка.

7.2. В заявке необходимо указать следующие данные:

ФИО школьника, школа, класс, возраст, контактный телефон.

7.3. Заявки об участие в конкурсе принимаются до 25 октября 2016 г. в каб. 241 тел. 8 (3012) 23-50-72, Кондратьева Виолетта Владимировна – 89243531159, burddn@mail.ru

  1. Сроки проведения конкурса и награждение победителей.

1 этап — Подача работ — до 30 октября

2 этап — Работа жюри с 1 — 10 ноября 2016 г.

3 этап — Подведение итогов — 12 ноября 2016 г.

 

Награждение победителей конкурса состоится 16 ноября 2016 года, в Международный День толерантности в Доме дружбы народов, по номинациям:

  • Самый креативный этнокультурный сюжет;
  • Самый оригинальный этнокультурный арт-продукт;
  • Самая толерантная идея.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЭТНО-КВЕСТА СРЕДИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Г. УЛАН-УДЭ, ПОСВЯЩЕННОГО 350-ЛЕТИЮ ГОРОДА ВЕРХНЕУДИНСКА

И 5-ЛЕТИЮ ДОМА ДРУЖБЫ НАРОДОВ БУРЯТИИ

«ПО БОЛЬШОЙ, БОЛЬШОЙ-НИКОЛАЕВСКОЙ»

 

Пояснительная записка

2016 год, решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов,                              объявлен годом 350-летия города Улан-Удэ. Для столицы Республики Бурятия празднование юбилея является крупным общественным и  культурным событием. В организацию и проведение юбилейных мероприятий вовлечено значительное количество государственных и общественных организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности. Знаковым является привлечение широких масс жителей города и гостей столицы.

Улан-Удэ называют «сердцем Российской Азии», это город, расположенный на перекрестке культур, обладающий ярким национальным колоритом, сохраняющий традиции и культуру многих народов Забайкалья. В столице Бурятии в мире и согласии проживают представители более 100 национальностей, объединенных под эгидой РОО «Ассоциации народов Бурятии «Дом дружбы». В 2016 году Дому дружбы народов Бурятии исполняется 5 лет.

Богатейшая история Улан-Удэ находит отражение в большом количестве объектов культурного наследия, являющихся важным компонентом развития культурной среды города.  Популяризация объектов культурного наследия, формирование уважительного отношения к памятникам истории и культуры среди жителей города Улан-Удэ должна происходить на основе вовлечения в общественную жизнь объектов наследия, которые являются также и ресурсом развития туризма в городе.

Этно-Квест, посвященный 350-летию города Улан-Удэ «По Большой, Большой-Николаевской», призван вовлечь в процесс изучения истории города, сохранения объектов наследия и формирование гражданского самосознания, один из наиболее мобильных слоев жителей города – школьников общеобразовательных учреждений г. Улан-Удэ.

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и условия участия в ЭТНО-квест-игре, посвященной 350-летию г. Верхнеудинска – Улан-Удэ «По Большой, Большой-Николаевской»  (далее игра, квест).

1.2. Организаторы квеста – региональная общественная организация Ассоциация народов Бурятии «Дом дружбы», ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры».

Информация об условиях проведения игры размещена на официальном сайте ФГБОУ ВО ВСГИК www.vsgaki.ru – в разделе новости.

 

 

  1. Цель и задачи

Цель этноквеста: изучение исторического прошлого и современного состояния национальных общин и религиозных организаций г. Улан-Удэ, популяризация историко-культурного наследия города Улан-Удэ, связанного с историческими личностями, внесшими весомый вклад в развитие межэтнического мира и согласия в регионе и привлечение внимания общественности города к состоянию и проблемам сохранения и использования объектов историко-культурного наследия.

Задачи:

  1. изучение школьниками г. Улан-Удэ истории, культуры, архитектуры города;
  2. изучение истории и современного состояния национально-культурных объединений г. Улан-Удэ;
  3. духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  4. пропаганда и популяризация среди школьников здорового образа жизни.

 

  1. Форма проведения

Этно-квест, проводится в исторической части г. Улан-Удэ, расположенной на территории Советского района. Указанная территория обладает наибольшей концентрацией объектов культурного наследия, связанного с историей и современным состоянием национально-культурных объединений г. Улан-Удэ.

  1. Руководство подготовкой и проведением

Общее руководство осуществляет оргкомитет. Оргкомитет разрабатывает документацию игры, включающую в себя маршрут движения команд, контрольные задания, контрольные листы.

  1. Участники

К участию в квест-игре допускаются школьники общеобразовательных учреждений г. Улан-Удэ, объединенные в команды. Состав команды 6 человек, из них 1 капитан и 5 членов.

  1. Дата, место и форма проведения игры

Квест-игра состоится в исторической части г. Улан-Удэ, 18 ноября 2016 г. в 13:00 часов. Старт и финиш команд осуществляется на площадке возле Дома дружбы по ул.Ленина 12 (рядом с Одигитриевским собором).

  1. Оргкомитет

Представители РОО Ассоциация народов Бурятии «Дом дружбы», Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия, Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ, ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры». Члены жюри из своего числа выбирают Председателя и секретаря жюри.

  1. Заявки на участие

Заявки и ведомости о проведении инструктажа по мерам безопасности для участия в игре подаются до 30 октября 2016 г. в каб. 327, кафедра музеологии и наследия ВСГИК, тел. +7 (3012) 233278, Ваганова Екатерина Викторовна +7(9021) 67-20-61, или Кондратьевой Виолетте Владимировне, e-mail: burddn@mail.ru

 

  1. Условия участия

Каждой команде необходимо иметь единую форму одежды, либо объединяющий элемент.

Участники игры должны владеть знаниями по истории г. Улан-Удэ  и Республики Бурятия.

  1. Игровая структура:

Квест-игра состоится на территории исторической части г. Улан-Удэ (Советский район) и включает в себя:

—  инструктаж: проводится перед стартом команд;

— жеребьёвка: проводится перед стартом команд среди капитанов;

— движение команд: получив первое задание на старте, команды из одной точки расходятся в разные направления по заранее определённому маршруту, т.е. у каждой команды свой маршрут.

При старте каждая команда получает  задание, в котором указано место нахождения объекта. Достигнув контрольного пункта в полном составе, участники команд выполняют задание контролёра, за это им начисляется определенное количество баллов и они получают подсказку, которая поможет определить следующий объект маршрута команды.

Команды должны пройти 6 этапов. Все задания имеют временное ограничение, о котором команду информирует контролер. Кроме того прохождение по маршруту также оценивается по времени.

Команде, завершившей игру с минимальным количеством времени, начисляется дополнительных 5 баллов.

Участники соревнований несут личную ответственность за свою безопасность и здоровье во время проведения этно-квеста.

— подведение итогов: после финиша всех команд-участниц контролеры передают результаты прохождения маршрутов командами председателю жюри. Призовые места распределяются согласно сумме набранных баллов.

 

порядок присуждения баллов на этапах: 

«5 баллов» присуждается команде за ответ в полном объёме, логически изложенный, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов.

«4 балла» присуждается команде за задание, которое выполнено с незначительными ошибками и недочетами; изложение, недостаточно систематизированное и последовательное.

«3 балла» присуждается команде, при условии, что ответ не полный и имеются существенные ошибки, пробелы; отсутствует логическая аргументация.

«2 балла» присуждается команде за ответ, в котором допущены грубые ошибки.

«1 балл» присуждается команде за неправильный ответ.

Штрафные 5 баллов начисляются за:

  • несоблюдение правил дорожного движения и правил общественного порядка;
  • передвижение на личном и общественном транспорте;
  • нарушение временного регламента на этапе;
  • споры с контролерами.

Контроль за соблюдением правил игры участниками команд осуществляется куратором, закрепленным за каждой командой.

— награждение победителей: командам-победительницам вручаются грамоты и призы.

— закрытие игры.

  1. Подведение итогов и награждение победителей

Контролёры передают Председателю жюри результаты команд. Жюри присуждает места командам, которые распределяются по количеству набранных баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить команда по завершении этно-квеста – 30 баллов.

Все участники Этно-квеста награждаются дипломами за участие. Победители и призеры игры награждаются ценными призами и дипломами I, II, III степени.

  1. Порядок подачи апелляции:
  2. Все команды получают право на апелляцию в порядке очередности.
  3. Для подачи апелляции от команды выдвигается один человек.
  4. В случае если команда подаёт апелляцию вне очереди и/или выдвигает более одного человека — организаторы имеют право оштрафовать команду на минус 5 баллов за нарушение регламента.
  5. После завершения подачи апелляций, в случае, если апелляция какой-либо команды была удовлетворена, организаторы информируют об этом остальные команды.

 

Оргкомитет

  1. Баталова Сажида Растамовна, член Совета Ассамблеи народов России, председатель Ассоциации народов Бурятии «Дом дружбы», сопредседатель РО Общероссийского народного Фронта в Бурятии, зам. председателя Общественной Палаты Республики Бурятия, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО ВСГИК;
  2. Зимирева Лариса Владимировна – ведущий специалист Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия
  3. Дашиева Раиса Ринчиновна, консультант в сфере межнациональных отношений Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ
  4. Балханов Юрий Содномович, зам. председателя Общественной Палаты Республики Бурятия; председатель Фонда «Найдал»;
  5. Кондратьева Виолетта Владимировна, председатель молодежного центра Дома дружбы, к.и.н. ФГБОУ ВО ВСГИК;
  6. Ваганова Екатерина Викторовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и наследия ФГБОУ ВО ВСГИК;
  7. Семенов Евгений Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и наследия ФГБОУ ВО ВСГИК;

 

ЗАЯВКА

на участие в этноквесте среди школьников г. Улан-Удэ, посвященного 350-летию города Верхнеудинска – Улан-Удэ «По Большой-Большой Николаевской»

от команды____________________________________________________

N№
п/п
Ф.И.О
(полностью)
Школа Команда Примечание
1.                 1
2.
3.
4.
5.
6.

 

Капитан _____________________________________________________________________

(фамилия, имя полностью)

Руководитель команды _______________________________________________________

фамилия,  имя, отчество полностью,  должность)

Куратор команды _____________________________________________________________

(от организаторов; фамилия,  имя, отчество)

Дата___________

 

Объекты культурного наследия, вошедшие в маршрут

  1. Место нахождения первого католического храма г. Верхнеудинск (ул. Б. Ямпилова);
  2. Дом мещанина В.И. Залевского (ул. Смолина, 5 а)
  3. Здание синагоги (ул. Свердлова, )
  4. Место нахождения первой мечети г. Верхнеудинск (пр. Победы);
  5. Дом Н. Капельмана (ул. Ленина, )
  6. Дом Х. Фаткуллиной (ул. Куйбышева)
  7. Памятник жертвам политических репрессий (ул. Коммунистическая)
  8. Дом дружбы народов (ул. Ленина)
  9. Здание эвенкийской общины «Аруун» (ул. Коммунистическая)
  10. Памятник Доржи Банзарову (ул. Ранжурова, )
  11. Музей истории города Улан-Удэ (ул. Ленина, )