Было подано 19 заявок от частных подворий и усадеб, а также от Домов культуры
Жюри, председателем которого выступила министр культуры республики, побывало в Тарбагатайском районе.
Усадьба Татьяны и Владимира Пискуновых. Пока жена встречает у ворот, супруг наводит последний блеск во дворе. Гостям рады здесь всегда: и хозяева, и дворовой пёс Волчок. Экскурсия по подворью. Показали все, даже святая — святых — полнёхонький погреб.
Татьяна Пискунова, жительница с. Десятниково:
— Ну вот такой погребок у нас. Как видите — от голода мы не умрем, я думаю. И варенья, и соленья, тут жир натопленный, тут сало стоит, как видите. Там капусточка.
Разносолами был заставлен и стол. Чего там только не было. Семейская кухня сытная и экологичная. Потому как все своё, не считая соли, сахара, да чая. Но изюминкой стал не накрытый стол, а горница, где угощали гостей.
Татьяна Мигоцкая, корреспондент ГТРК «Бурятия»:
— Эта горница уникальна, начиная от икон 17-18 веков, до старинной мебели, стёкол в оконных переплётах и росписи. Она редко сохранилась в каких усадьбах, но тут представлена по всему периметру. Натуральные краски. В центре — круг, как символ жизни, цветы, как символ плодородия и птицы, как символ свободы.
У семейских было принято мыть избу внутри и снаружи два раза в год: на Пасху и Покров. Отмывали до скрипа, тем удивительней сохранность росписи, ведь дому больше полутора веков.
Эржена Найданова, заведующая научно-экспозиционным отделом ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»:
— Здесь использованы традиционные старые минеральные краски, с природным, растительным компонентом, они очень хорошо, бережно сохранены хозяйкой дома. То, что тщательно соблюдается, чтобы не попадал солнечный свет.
В Этнографическом музее Забайкалья домовая роспись представлена только в ставнях, наличниках. А тут роспись: от пола до потолка. Даже опечье и то оформлено. Там же и годы работы мастера. 1887 год. Самое красивое село России — село Десятниково не перестает удивлять. Крашеные избы, ажурные наличники, расписные ворота, а теперь и домовая роспись конца 19 века, как прямое подтверждение: семейские настоящие хранители отчих традиций.
Источник: https://minkultrb.ru/