25 августа эксперты обозначили основные проблемы и лучшие практики по сохранению языков народов России на примере опыта Приволжского федерального округа. Под руководством председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимира Зорина и его заместителя Маргариты Лянге участники дискуссии искали ответ на вопрос: для чего нужен родной язык жителям регионов?
Маргарита Лянге отметила, что сохранение языкового разнообразия является сейчас конституционной нормой. Она добавила, что это та сфера, где много недосказанности и немало моментов, которые требуют проработки. Поэтому необходимы встречи для обсуждения самых актуальных языковых вопросов.
Интересным опытом по открытию многоязычных комплексов поделилась заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Минзалия Закирова. Благодаря им в регионе не только сохраняют родной язык, но и готовят кадры для сферы образования. Во всех крупных городах Татарстана будут открыты такие комплексы, где основными языками станут русский, татарский и английский, а остальные, например арабский, — в зависимости от потребностей в учителях. Опыт открытия полилингвальных комплексов сейчас интересен и другим республикам.
Председатель ОП ЛНР Алексей Карякин рассказал о работе по сохранению русского и украинского языков на Донбассе. Казань для общественника стала примером мирного сосуществования разных культур и вероисповеданий. С ним согласились и другие участники обсуждения.
Руководитель Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования РАНХиГС Ольга Артеменко обозначила проблему снижения уровня владения родным языком в республиках из-за отсутствия мотивации и языковой среды.
На дискуссии также были представлены результаты исследования конфликтогенных факторов языка, которое проводили ученые Казанского (Приволжского) федерального университета. О нем рассказали эксперты Евгения Храмова и Андрей Большаков. Важным выводом исследования, которое провели в шести регионах, стало наличие мотивации для изучения родного языка. Она, судя по ответам респондентов, оказалась важнее количества отведенных на дисциплину часов. При этом семья является практически единственным фактором, который может повлиять на желание изучать язык.
Активное обсуждение вызвал доклад Азата Бердина, научного сотрудника Института стратегических исследований Республики Башкортостан, в котором он отразил ситуацию с изучением башкирского и татарского языков в регионе, а также существующих диалектах башкирского. Члены ОП РФ предложили организовать отдельную встречу активистов Татарстана и Башкортостана по этому вопросу, чтобы прийти к консенсусу.
«Эта тема известна в научном мире, она может иметь преломление при обсуждении итогов переписи, — подчеркнул Владимир Зорин, подводя итоги данной дискуссии. — Наши рекомендации — провести научно-практическую конференцию и не политизировать языковые проблемы».
Участники обсуждения согласились с этой позицией.
Опытом по сохранению родного языка также поделились представители Мордовии, Чувашии, Марий Эл и Северо-Кавказского федерального округа. Каждый из них попытался ответить одной фразой на вопрос Маргариты Лянге: зачем изучать родной язык?
«Любая политизация в теме сохранения и развития языков России только вредит. Когда ее убираем, то начинаем смотреть в суть вопроса. В данном случае мы все едины. Деятельность органов власти, НКО и языковых активистов должна идти в одном направлении. Мы строим рельсы, и это непросто. Но у нас есть многовековой опыт предков. Думаю, мы сможем сделать не хуже — сохраним и приумножим многонациональную страну», — подвела итог встречи Маргарита Лянге.
Источник: www.oprf.ru