С 3 по 8 ноября более 4 миллионов россиян написали Большой этнографический диктант. Студенты Школы межэтнической журналистики из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Салехарда и Верхней Салды поучаствовали в акции, убедились, что контрольные — это не страшно, а ужасно интересно, и поделились своими впечатлениями с подписчиками в социальных сетях и читателями «НацАкцента».

Москва

Марина Бородина, студентка ШМЖ, активист «Удмуртов Москвы»: 

У удмуртов и в Удмуртии особое отношениие к БОЛЬШОМУ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ и на это есть несколько причин. Первая причина в том, что сама идея зародилась в 2016 году в Удмуртии на основе Тотального ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Организаторами этнодиктанта выступают Федеральное агентство по делам национальностей и министерство национальной политики Удмуртии. А Гильдия межэтнической журналистики выступила информационным партнером акции.

Вторая причина –  авторы-исполнители гимна Этнодиктанта тоже удмурты – Богдан Анфиногенов и Алина Антонова.

Поэтому Удмурты ПИСАЛИ, ПИШУТ И БУДУТ писать ЭТНОДИКТАНТ.

Рассказывает Валентина, которая впервые писала такой диктант в павильоне ВДНХ: «Диктанты такие очень помогают освежить память, восполнить недостающие пробелы в памяти, но и смена обстановки, смена деятельности. Очень занимательно.»

По мнению Валентины «очень интересный вопрос был про путь к самой «англоязычной» части Москвы, котрый лежит через мост, топонимически связанный с совсем другой страной. Что за это страна?»

Наиболее простой на ее взгляд вопрос про яйца. Она так же отмечает, что «вопросы все не сложные и очень напомнили ей интеллектуальную игру на знание Удмуртской культуры, истории и Интересных фактов про Удмуртию, которая проходит среди Удмуртов живущих в Москве под названием » КЫТЫН? КУ? МАР? »

Еще больше впечатлений участников в пересказе Марины Бородиной можно прочитать на странице ВК «Удмурты в Москве». 

Юлия Бобкова, куратор ШМЖ, шеф-редактор «НацАкцента»:

Ошиблась при ответе на вопрос из «региональной части», в котором упоминалась «самая английская часть Москвы». Я стала думать в сторону Англиканского Собора, Воздвиженки, Ивановской горки, здания английского посольства… Но нет! Выяснилось, что речь шла о районе Москва-сити, который якобы ассоциируется с Лондоном и Великобританией в целом. Ассоциации — вещь сугубо индивидуальная, а этнография — наука прикладная. Вот я и в Лондоне бывала, и Москву, в которой родились и жили все известные мне поколения семьи, более-менее знаю, а ассоциаций с Англией Сити у меня тем не менее не вызывает.

Мне кажется, в Москве и без допущений и предположений достаточно мест, топонимически и образно связанных с проживающими у нас испокон веков народами. Богатейшая этническая история столицы позволяет избежать разных трактовок! Но с другой стороны, раз другим этот вопрос понравился — значит он зацепил и пробудил интерес к городу, а я просто ворчунья.

Надежда Звонарева, студентка ШМЖ:

Этнографический диктант – это прекрасная возможность прочувствовать всю тонкость и необычайную красоту традиций народов, о которых у вас раньше не было ни малейшего представления. Открыть для себя новые горизонты и понять, что изучение культур — это всегда интересно и необычно!

 

 

Одной из площадок диктанта в столице стал новый проектный офис «Молодежь Москвы». Диктант здесь писали студенты высших учебных заведений и колледжей. Ребята показали невероятные результаты: только лишь за первый день около 20 учащихся получили максимальный балл!

Вопросами диктанта и поисками ответов на них погружение в этнографию не ограничилось: для участников выступили участники Марийского иммерсивного театра «Калык шынык», находящегося в столице.

Алексей и Александра Рыбаковы рассказали о традициях и необычных танцах своего народа. Многие ребята смогли «прочувствовать» свадебные обычаи и обрядные танцы. Более того, Алексей смог научить ребят некоторым фразам и словам своего языка.

РыбаковыРыбаковы

 

Маленькая Александра исполнила несколько песен на марийском языке, их девочка учит на слух, не изменяя традициям.

 

Санкт-Петербург

Элеанора Свешникова, студентка ШМЖ:

8 ноября 2022 года одной из площадок для проведения международной акции «Большой этнографический диктант» в Петербурге стала Библиотека национальных литератур — сектор библиотеки им. А. С. Грибоедова.

Начало диктанта было запланировано на 18:30, но участники стали собираться уже к шести часам вечера. Элеанора СвешниковаЭлеанора Свешникова

Виктория Устиновазаведующая сектором «Библиотека национальных литератур»:

— Мне кажется, сейчас очный формат востребован, потому что после пандемии людям особенно приятно ходить на живые мероприятия, люди по этому соскучились. В мае у нас проходил Арктический диктант, мы были одной из двух официальных площадок, вторая — библиотека им. В. В. Маяковского.  Такие мероприятия важны, потому что дают возможность людям прийти и представить себе объем информации и интересных фактов, которые можно для себя открыть. Будет здорово, если такие акции будут больше освещаться и популяризироваться, сейчас инфополе очень насыщено, и без активной рекламной кампании просто о них никто не узнает.

Ксения Чарыева, заведующая библиотекой им. А. С. Грибоедова, была участницей Этнодиктанта в 2019 году.

— Было интересно, вопросы очень сложные. Результат был неплохой, я набрала около 70 баллов. Многие участники очень переживают за результат, не хотят, чтобы их публиковали, хотя публикуется только идентификационный номер, без имен и фамилий, но многие говорят: «Не-не-не, я боюсь!». Немного такой «школьный» страх, мы ведь не специалисты, мы пришли посмотреть и задаться вопросом: что еще я могу узнать, прийти в библиотеку, взять литературу.

Ближе к началу диктанта участников собралось так много, что в зал принесли дополнительные столы и стулья: не хватило.

И вот оно, начало. Виктория Устинова говорит вступительное слово, объясняет, что нельзя пользоваться смартфонами. Кое-кто в зале недоволен: как же так? Ксения раздает бланки и на какое-то время воцаряется тишина. Однако, 45 минут для теста оказалось много. Первые «отстрелялись» минут за двадцать.

Татьяна: Я первый раз пишу этнографический диктант, вопросы были сложные, особенно те, которые местные. Я не местная, с Южного Урала, с Оренбургской области, в Питере живу и работаю.

Юлия: Этнографический диктант я пишу второй раз, а первый раз я писала до пандемии, в 2019 году, тоже очно, здесь же. Я не очень помню, какие вопросы были в тот раз, но мне запомнилось, что тогда было больше вопросов по народностям. А здесь уже и по костюмам, и по обычаям, более детально. В этом году самые сложные вопросы были по Конституции, сложновато для меня, ответила наугад. А интересны про этнографические детали, я это очень люблю.

Христина: Я писала в прошлом году онлайн, и по сложности в этом году примерно так же. Чудесный вопрос был про кисломолочный напиток, который с шампанским сравнивают!

Поучаствовать в Большом этнографическом диктанте могли не только граждане России, но и иностранцы. Своими впечатлениями поделилась слушательница Школы межэтнической журналистики — Вероника Романенко из Республики Узбекистан:

— В этом году я впервые принимала участие в Этнографическом диктанте. Была возможность написать диктант в очном и онлайн форматах, я выбрала для себя последний.

Очень здорово, что в таком проекте могут принять участие не только граждане России, но и иностранцы. Всего было 30 вопросов: для иностранных граждан все они были общефедеральными, в то время как для граждан России была включена часть с уникальными вопросами для каждого субъекта РФ.

Признаюсь, что некоторые вопросы для меня оказались очень сложными. Например, я не знала, что Донецк носит название «города миллиона роз». Также было интересно узнать о письме «тодо-бичиг» и о том, что оно когда-то использовалось одним из народов России.

Несмотря на то, что на многие вопросы я отвечала с трудом, я поближе познакомилась с культурой российских народов, а также усвоила много полезной информации, которая пригодится мне в будущем.

Юлия Попова, студентка ШМЖ, Екатеринбург:

В Свердловской области центральной площадкой проведения стал УрГЭУ, где диктант написали более 130 человек. В университете перед началом диктанта состоялась церемония награждения победителей фестиваля «Народная команда Урала» — конкурса фотографий, посвященных культурному и историческому наследию народов Урала. Выступая с приветственный словом, ректор УрГЭУ Яков Силин отметил, что Свердловская область — Малая Родина представителей 160 национальностей: «Проекты, подобные Большому этнографическому диктанту, укрепляют наше единство, помогают молодежи разных народов не только Урала, но и всей России узнать друг о друге. Это самое великое наше достояние — богатейшая многонациональная культура».

«Не знала, что есть народы в России, которые писали справа налево или столбиком сверху вниз, — поделилась впечатлениями студентка 3 курса УрГЭУ Екатерина Кузнецова. — Я думала, это что-то очень экзотическое должно быть. А оказалось, что прямо у нас в стране такие народы живут. Понравилась сама форма теста — она даёт возможность быстро узнать что-то новое, проверить свои знания».

Полная версия текста Юлии — на сайте УрГЭУ.

 

Фото и видео-впечатления студентки ШМЖ Алены Токташовой из Казани — смотрите на странице в ВК «Марийцы Казани».

Светлана Игнатьева, студентка ШМЖ, Салехард:

Участие в международной просветительской акции салехардцы принимали на протяжении 6 дней. Всего на Ямале было открыто более 30 площадок на базе образовательных и культурных учреждений округа. Уникальная возможность написать этнографический диктант была даже у тех, кто не успел присоединиться к акции очно: до 8 ноября все желающие могли ответить на вопросы онлайн на официальном сайте проекта.

Именно так я и сделала. Вопросы были интересные, особенно мне понравилась вторая часть диктанта. Мне было несложно, так как они касались именно нашего региона. По итогу тестирования я набрала 94 балла из 100 и считаю, что у меня неплохой результат. Но, конечно, всегда есть над чем работать.

Важно уважать, понимать и принимать культуру каждого народа. Я думаю, что такие события, как этнографический диктант, способствуют укреплению межэтнических отношений и я с удовольствием приняла в нем участие.

Анастасия Лихотворик, студентка ШМЖ, Свердловская область, Верхняя Салда:

Ежегодный «Большой этнографический диктант» в этом году обошёл Верхнюю Салду из Свердловской области. Но это не помешало салдинцам стать его участниками.

Организаторы просветительской акции дали возможность участникам ответить на 30 тестовых заданий на современном и функциональном сайте. Хоть и в день начала онлайн-мероприятия сайт «подвисал», по некоторым данным его одновременно использовали более 10 тысяч человек, для компании друзей из маленького городка – Верхней Салды, это не стало проблемой.

Вот мы втроём Алексей Иванов, Кристина Ахидова и я, автор этого репортажа, Анастасия Лихотворик сидим перед камерами своих ноутбуков и только догадываемся какие вопросы нас ждут. Нажимаю на кнопку «Принять участие», заполняю вместе с друзьями контактные данные и вперёд!

Первые вопросы показались нам простыми. Как потом оказалось они были для всех регионов одинаковыми.

– Что согласно Конституции РФ является «уникальным наследием её многонационального народа»? – читает первый вопрос Кристина.
– Конечно, литература! Ведь у нас столько уникальных писателей, Мамин-Сибиряк то чего стоит! – парировал Алексей.

Но всё-таки ответ каждый написал какой знал. Благо в университете на прошлом курсе меня преподаватель проверял на знание Конституции и я с того экзамена запомнила, что «уникальным наследием» каждого народа является его КУЛЬТУРА.

Интересным нам показался вопрос про традицию украшать богатой вышивкой женские рубахи. Не знаю, что ответили мои друзья, но я выбрала ответ, что такую вышивку делали, чтобы показать статус, богатство семьи. Но, была не права. Правильно было – для защиты от сглаза.

Очень сложными для нас стали последние вопросы. Их было всего 10, но все связаны с национальной спецификой Свердловской области. Нам необходимо было продемонстрировать недюжинный уровень эрудиции и широкий кругозор. В этот раз совещавшись, долго раздумывая над каждым заданием всё-таки смогли закончить тест.

Очень порадовало, что сразу после прохождения диктанта нам открылся сертификат с баллами и страничка с верными ответами, что ещё на полчаса задержало нас в Zoom-конференции для обсуждения. А пришли все к выводу, что каждому человеку нужно знать этнокультурную составляющую нашей страны и региона. Это не только интересно, но и очень познавательно!

Большой этнографический диктант — ежегодный просветительский проект, который знакомит россиян с культурой, традициями и обычаями народов России и проверяет уровень этнографической грамотности. Организатор акции — Федеральное агентство по делам национальностей.

Студентки московского отделения Школы межэтнической журналистики Марина Бородина, Надежда Звонарева, Светлана Игнатьева, Анастасия Лихотворик, Юлия Попова, Вероника Романенко, Элеанора Свешникова и Алена Токташова.

Редактор — Юлия Бобкова.

Источник: https://nazaccent.ru/content/39441-bolshoj-etnograficheskij-diktant-versiya-2022.html

Большой этнографический диктант: версия 2022
Яндекс.Метрика