Навруз — праздник, который старше Рождества Христова. Его начали отмечать больше, чем три тысячелетия назад. Новый день — именно так переводится это название с фарси — началом нового года считают триста миллионов человек. Кстати, в зависимости от страны и региона наименование различается: представители разных народов называют его также Новруз, Невруз, Нооруз и Наурыз.
Праздник ежегодно отмечают в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, Турции, Иране, Афганистане, Индии, Ираке и Пакистане. В России его празднуют азербайджанцы, казахи, таджики, киргизы,башкиры, татары, туркмены, узбеки, чуваши и другие народы. Раньше Навруз был известен в регионах с преимущественно мусульманским населением, однако в последние годы его проводят во всех субъектах РФ.
В 2009 году Навруз вошел в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а с 2010 года 21 марта объявлено Международным днем Навруза.
История Навруза
Впервые Навруз упоминается в персидских источниках во II веке н.э, однако известно, что праздник зародился еще в дописьменную эпоху. Некоторые историки считают, что жители Персидской империи начали отмечать Навруз при династии Ахеменидов в IV-V веке до н.э. Другие исследователи называют дату VII-VIII века до н.э.
Зарождение праздника тесно связано с культом Солнца и солнечным календарем, по которому Новый год начинался во время весеннего равноденствия — 20-21 марта. В Ахеменидской империи Навруз был официальным религиозным праздником зороастрийцев. Жители Средней Азии и Ирана продолжили отмечать его и после того, как империя перестала существовать.
Традиции Навруза
Одна из главных примет Навруза: чем щедрее отметишь, тем благополучнее пройдёт год. Перед праздником принято обязательно убраться в доме, совершить обряды благодарения. В эти дни обязательно принимают гостей и сами ходят в гости, а также просят друг у друга прощения. У некоторых народов во время празднования дети ходили по домам и пели песни про Навруз, получая за это сладости.
У народов Южного Дагестана праздник широко отмечали почти до 40-х годов ХХ века. До сих пор он известен под названиями Яран-Сувар (лезгинское), Эверчин (табасаранское), Эр (рутульское), Эвелцан (агульское), Интнил хху (лакское), Ихх ч1ей (аварское).
У дагестанских народов детей в этот день одаривали особыми хлебцами из сдобного теста самой разнообразной формы, украшенными орехами, финиками, изюмом. Также дети в праздник развлекались битьем или катанием вареных яиц, часто окрашенных в желтый или красный цвет. Их собирали вместе с другими продуктами, обходя с поздравлениями родственников и соседей.
После коллективной трапезы с молитвами начинались развлечения: песни, танцы, игры и состязания. Практически у всех народов Дагестана кульминационным событием на Навруз было перепрыгивание через костры.
У российских казахов подготовка к Наурызу начинается с праздника Амал, который проводят 14 марта. В эти дни младшие идут в гости к старшим и просят благословения в начале нового года. Все должны приветствовать друг друга рукопожатием двумя руками со словами «Жыл куты болсун!» («Счастливого года!»).
Блюда на Навруз
Значительное место в традициях Навруза занимают национальные блюда, которые готовят к праздничному столу. У каждого народа — свои.
Многие варят перед праздником наиболее известное традиционное блюдо — сумаляк. Это своего рода халва из ростков пшеницы, которые сначала перемалывают, а затем готовят в котле, добавляя муку и масло. Традиционно на столе присутствуют лепешки из пшеницы, проса, ячменя, кукурузы, чечевицы, фасоли или гороха.
Казахи пекут на Наурыз баурсаки, варят бешбармак и специальную кашу или суп «невруз-кёжо» из семи ингредиентов. Азербайджанцы готовят праздничный плов и пекут сладкое печенье шакер-бура и пахлаву. Узбеки к традиционным блюдам добавляют самсу с зеленью – “кук самса”, татары и башкиры варят кашу из семи круп.
Многие украшают праздничный стол на Навруз зеленой горкой — ростками пшеницы, ячменя или чечевицы. Некоторые добавляют к ним крашеные яйца.
Ещё одна традиция Навруза — «Софре Хафт Син» (скатерть семи предметов) — выкладывать на стол продукты или предметы, названия которых начинаются с буквы «син», 15-ой буквы персидского алфавита. У разных народов это могут быть яблоки, чеснок, хлеб, маслины, пророщенные зерна пшеницы, уксус, фляга с водой. Семь видов продуктов считались символическим даром Солнцу, которое должно позаботиться об урожае. Раньше каждый предмет символизировал одно из семи творений мира, но сейчас значение во многом утрачено, остался лишь сам обряд.
Источник: nazaccent.ru