31 июля в Общественной палате РФ прошел круглый стол, посвященный старту Всероссийского музыкального проекта «Звук Евразии 2023».

Фото РИА НОВОСТИ, предоставлено ансамблем «АлтайКай»

Необходимо выстроить систему государственной поддержки этнических музыкантов — к такому выводу пришли организаторы, наставники, финалисты конкурса и эксперты в области этнической музыкальной культуры.

Музыкальный проект «Звук Евразии», организованный Гильдией межэтнической журналистики при поддержке ОП РФ и Президентского фонда культурных инициатив, был впервые реализован в прошлом году. Тогда в финал вышли семь финалистов из 101 заявленного коллектива. Первый их совместный концерт прошел в Москве, в Парке искусств «Музеон». В 2023 году финалистами конкурса стали восемь музыкальных групп и сольных исполнителей. 1 августа свои двери для них распахнет музыкальная лаборатория, в которой исполнители усовершенствуют свое мастерство, запишут песни, объединятся в коллаборации, составят медиакит, добавят в портфолио профессиональные фото. А первый публичный концерт финалистов этого сезона состоится уже 11 августа на сцене Музеона.

Фото: www.oprf.ru

В нашей стране нет системы, которая бы помогла современной этнике занять достойное место на музыкальной эстраде, отметила Маргарита Лянге, член Комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, президент межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики».

«Я часто езжу по нашей большой стране и каждый раз удивляюсь: у нас много талантливых этноисполнителей, но эти звездочки ярко загораются и быстро тухнут. При этом качество нашей эстрады мало кого устраивает. Я не понимаю, почему, имея 194 народа, мы имеем такую странную массовую культуру? У нас любят, да, прекрасную, англосакскую музыкальную культуру, но ведь у нас есть и своя! Почему же большинство людей слушает чужое? Вижу здесь системную проблему», — сказала она.

Член ОП РФ обратила внимание, что нередко организаторы концертов и фестивалей воспринимают этническую музыку как некую самодеятельность и приглашают музыкантов выступать бесплатно, а о том, что эти люди профессионалы, которым надо на что-то жить и кормить свои семьи, не думают. Высокие гонорары получают приглашенные «звезды» — исполнители народной музыки превосходят многих из них по уровню музыкальной одаренности и исполнительского мастерства.

«Нужно менять отношение тех, кто приглашает вас на концерты, но для этого нужно менять и ваше позиционирование. Для этого есть специальные элементы, которыми мы будем вас вооружать в рамках проекта», — отметила Маргарита Лянге.

Фото: www.oprf.ru

Она также напомнила, что некоторые из финалистов прошлого года уже добились определенных успехов, но для того, чтобы выйти к массовому зрителю, нужны лидеры этномузыки, на которых будут равняться все остальные исполнители. Создание таких лидеров — одна из задач проекта.

Не менее важная задача — показать, что этномузыка — это не просто традиционные костюмы, инструменты и современные аранжировки, а прежде всего качественная музыка, несущая настоящую культурную ценность. По мнению Маргариты Лянге, этому мешают лжефольклорные группы, музыка которых вызывает у слушателей негатив.

Внедрение в концертную жизнь страны этнических коллективов поддержала Басиния Шульман, художественный руководитель Москонцерта. Популяризация жанра — это не просто вливание денег, но и предоставление площадок, приглашение на фестивали, включение в программу абонементов, подчеркнула она.

«Этномузыканты сами по себе очень интересны и самобытны, это важная часть нашей культуры. Я вижу перспективу в коллаборациях с артистами Москонцерта. В нашем ведомстве более 500 заслуженных артистов, у нас огромное количество народных коллективов, которые мы всеми силами продвигаем на телевидении, радио, концертных площадках. С радостью будем это делать для этноколлективов», — сказала Басиния Шульман.

Еще одна большая задача — включение концертов этноисполнителей в программу «Пушкинская карта», подхватила Маргарита Лянге. Это тоже значимая часть системы государственной поддержки, которую только предстоит выстроить для этномузыкантов, считает она.Поддержку пообещал и Игорь Летин, программный директор радио «Орфей». Он рассказал, что в настоящее время на радио «Орфей» готовится к запуску новый этноканал: «Это новая веха в радиоэфире — сочетание российской и зарубежной этномузыки».

По мнению эксперта, прежде всего, этномузыкантам нужна поддержка на региональном уровне, в том числе через местные бюджеты. Кроме того, убежден он, необходимы и законодательные инициативы, например, в сфере образования: артисты, представляющие ту или иную этническую народность, должны зачисляться в творческие вузы вне конкурса.

В ходе встречи прозвучали напутствия финалистам проекта «Звук Евразии» от наставников и экспертов проекта: Народного артиста Российской Федерации Игоря Бутмана, председателя правления Российского фольклорного союза Сергея Старостина и Гурудэ — финалиста прошлого года, который в этом году сам стал наставником.

Владимир Кальян, продюсер, музыкальный эксперт, основатель портала Musecube.ORG и радио КальянFM, посоветовал музыкантам тщательно выполнять все рекомендации и задания наставников.

«У вас будут лекции по звуку, вокалу, продвижению, мы поедем на гастроли в Йошкар-Олу. Это тоже большой опыт — побывать на гастролях в составе большого коллектива. Если вы сумеете извлечь из проекта правильные уроки, все у вас будет хорошо», — отметил он.

По мнению Владимира Кальяна, главная проблема этники состоит в разобщенности. Эксперт призвал артистов объединяться в творческие союзы и коллаборации в рамках проекта.

Удачи коллегам пожелала наставник проекта Ежевика Спиркина, лидер группы «OYME». А финалисты этого года презентовали свои коллективы.

Источник: www.oprf.ru

В ОП РФ выработали предложения по продвижению этнической музыкальной культуры
Яндекс.Метрика