С белыми бантами и букетами цветов школьники отправились на праздничные линейки. Во многих российских школах ношение формы является обязательным: у одних это ностальгические платья с передниками, у других сарафаны, юбки, платья разных цветов и кроя для девочек и костюмы и жилеты для мальчиков. Но в некоторых регионах администрации школ стараются привить ребятам не только уважение к деловому стилю, но и любовь к национальным элементам в одежде.
В День знаний «НацАкцент» сделал подборку школьной формы из разных регионов «с национальным акцентом» .
С осетинским орнаментом
В Северной Осетии форма с этническим колоритом введена в «Аланской гимназии». Учебное заведение открылось во Владикавказе в 2017-м и делает акцент на сохранение и развитие национального языка и культуры. Своей целью педагоги считают формирование модели выпускника национальной школы, идентифицирующего себя носителем осетинской культуры, являющейся частью общероссийской и мировой.
Внешний вид учеников здесь регламентирован с момента открытия.
«Школьная форма гимназии – не только обязательный атрибут, но и носитель национальной культуры. Форма представлена в коричневом цвете. У девочек на сарафане и пиджаке присутствует вышивка осетинского растительного орнамента. Издавна в Осетии считалось, что орнаментальные узоры растительности олицетворяют природу, вселенную и весь окружающий мир. Школьная форма мальчиков представлена в виде брюк, национальной белой рубашки и пиджака», –
рассказали НацАкценту в пресс-службе Министерства образования и науки Республики Северная Осетия – Алания.
В основе – здравый смысл
В еврейской общеобразовательной школе «Ор Авнер» в Волгограде как таковой школьной формы нет, но введены ее элементы, которые прописаны в родительском договоре. Так, у мальчиков является обязательным ношение головного убора – кипы.
Оговорена и разрешенная цветовая гамма, допускается ношение одежды «спокойных» цветов.
– Мы ориентируемся на религиозные законы внешнего вида, которые называются цниют – закон скромности. Они предписывают строгое различение мужской и женской одежды. Женское – это некороткие юбки, платья и блузки без вырезов, декольте, у молодых людей – брюки и рубашки. Мы уважительно относимся к требованиям цниюта, скромности в одежде, с одной стороны, а с другой, как говорит раввин, есть пять томов Шулхан Арух, законов еврейской жизни, но есть еще шестой том, который называется здравый смысл. Мы ждем, что дети приходят в школу не демонстрировать наряды от кутюр, а учиться. Поэтому это должна быть удобная, комфортная и безопасная одежда, а не модный показ. Отсюда такое положение в родительских договорах, которое регламентирует некоторые границы внешнего вида у детей, – рассказала председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе.
Мода на этнику
На Алтае традиции национального костюма поддерживают в Республиканской гимназии имени Василия Константиновича Плакаса в Горно-Алтайске. Здесь используют национальные элементы в одежде в дни национальных праздников и конкурсов.
– Мы приветствуем, когда дети приходят с элементами, присутствующими в одежде, накосных украшениях, национальной культуры, так как это показывает преемственность поколений. Во время дополнительных кружков, уроков рассказываем о значении, о истории, о смысле, содержащихся в разных элементах, которые присутствуют в украшениях и одежде. Дети с интересом знакомятся. У кого если нет, то на следующий год мы наблюдаем, что они заказывают или хотя бы накосные украшения ибо другие элементы и уже на других праздниках, конкурсах, например, таких как «Сургал», который у нас проходит, дети уже демонстрируют свою национальную одежду, – говорит директор Республиканской гимназии имени Василия Константиновича Плакаса кандидат исторических наукНаталья Тадышева.
Халадаай для девочки и жилет для мальчика
В селе Сунтар Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) в этом учебном году дети надели единую форму с этническими элементами.
– Наша школьная форма теперь будет с элементами национального стиля с учетом особенностей Сунтарского улуса, – сообщает пресс-служба муниципального района.
На костюмы черной, серой, синей и темно-зеленых оттенков нанесены логотип улуса и эмблемы школы. Для начальных классов это сарафан – халадаай для девочек и стилизованный жилет для мальчика. В среднем звене – удлиненный жилет «кэсэчик» для девочек и «сюртук» для мальчика. У старших школьниц стилизованный пиджак и «сюртук» для молодого человека.
Единый стандарт для казачьих школ
Своя форма есть и у тех, кто учится в казачьих классах в разных регионах. Так, в Краснодарском крае в 2019 году утвердили единый стандарт формы для учащихся казачьих школ и классов.
«Требования к форме были подготовлены департаментом по делам казачества и военным вопросам края, Кубанским войсковым казачьим обществом совместно с предприятиями легкой промышленности региона», —
уверяет пресс-служба администрации Краснодарского края.
На страницах краснодарских школ, где есть казачьи классы, прописаны парадные формы белые рубашки с погонами красного цвета и галстуками, черные юбки и брюки, пилотки.
На сайте Всероссийского казачьего общества опубликованы единые требования к внешнему виду воспитанников казачьих классов для каждого казачьего войска в отдельности. В них есть отдельно форма летняя и зимняя, в каждой по несколько комплектов формы на каждый день и парадный.
Предприниматели поддержать моду на национальную школу готовы: подчеркнуть свою принадлежность к культуре якутов, татар и башкир предлагают компании, занимающиеся пошивом формы. Так, на одном из тематических сайтов предлагают не только создать школьную форму с учетом пожеланий и требований, но и «добавить национальный колорит, который будет подчеркивать культурное наследие Республики Якутия».
Источник, подробнее: nazaccent.ru