Экс-министр по делам национальностей рассказал о грядущем Годе нации, необходимости создания Дома дружбы народов России и роли личности в решении национального вопроса. В эксклюзивном интервью sntat.ru.
— Наша с вами беседа проходит в дни проведения в Казани II Съезда Российского общества политологов. Давайте и начнем с подведения его итогов, какие ключевые моменты вы выделили для себя во время работы этого Съезда?
— Понятно, что мировая политология она, якобы, наднациональная, надгосударственная — это не так. И вот самое важное, на мой взгляд, что российские политологи сказали, что они для государства, для народа, готовы работать на политиков, готовы анализировать ситуацию и вырабатывать образ будущего. Здесь даже целый круглый стол состоялся на тему «Россия — образ будущего». Я считаю это очень позитивное начало.
Конечно, Съезд в определенной степени отреагировал на события в США, прошедшую там выборную кампанию и дал очень взвешенную правильную оценку, которая будет способствовать нормализации отношений между этими двумя странами.
Я очень рад, что впервые на этом Съезде работала отдельная секция этнополитологии. Для меня это близко, я всю жизнь этим занимаюсь. Очень приятно, что около 30 докладов мы заслушали на этой секции. И также очень приятно, что авторитетно звучал голос Республики Татарстан. И с точки зрения научных докладов, и с точки зрения обобщения опыта работы, который накоплен здесь за последние годы в области государственного регулирования межнациональных отношений, миграционной политики и государственно-религиозных отношений.
Очень сильно прозвучали вопросы институтов гражданского общества по взаимодействию с ними. Многие делегаты Съезда могли ознакомиться с работой Дома дружбы народов Татарстана, который во многом является образцом для всей страны. Мы сейчас думаем, что по этому примеру надо организовать такой же Дом и в рамках Российской Федерации.
— Национальная политика сегодня в России претерпевает серьезные изменения, но отдельного министерства у нас нет. Насколько это правильно?
— Вопрос институализации — важный, но не основной. Я думаю, что пока Агентство (Федеральное агентство по делам национальностей, — Ред.) создано и на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани президент подчеркнул, что оно будет наращивать функции, мускулы. Вообще по идее, конечно, в нашей стране нужно полноценное министерство по делам национальностей, которое бы занималось и межнациональными отношениями, и в какой-то мере гуманитарной составляющей миграционной политики, потому что фискальные функции выполняет МВД, и в какой-то степени оказывало содействие по регулированию государственных религиозных отношений. Посмотрим, как будут развиваться события. Но я еще раз хочу сказать, что вот эта табличка на солидной двери с названием министерства — это не главное, главное — это содержание работы. Вообще национальная политика, миграционная политика, государственно-религиозные отношения совершаются на земле — в органах местного самоуправления. Это ключевое место.
Вот, кстати, наше мероприятие, заседание секции, проходит в Высшей школе государственного и муниципального управления университета. Это очень знаменательно, потому что документы пишутся в больших кабинетах, принимаются большими органами, уважаемыми, а конкретно, место на рынке, где построить мечеть, где открыть учебное заведение, а какой язык изучать в школе и классе — это все вопрос местного самоуправления. Практическая реализация осуществляется там и мне очень приятно, что Республика Татарстан очень активно занимается обучением этого звена управления, и это также было предметом обсуждения на Съезде политологов.
— На недавнем Совете по межнациональным отношениям, о котором вы упомянули, было принято решение о проведении в России Год наций. Как вы полагаете, этот Год поможет обратить внимание на вещи, о которых вы говорите, что нужно практически заниматься работой выстраивания национальной политики на местах?
— Когда я вносил это предложение Владимир Владимирович Путин его поддержал, но он не просто поддержал, обратите внимание, он даже немного расшифровал [его]. Он себе представил, каким это красивым может быть Годом и полезным с точки зрения практической реализации государственной национальной политики.
Ведь национальная политика — это не только танцы и тушение пожаров, но есть много содержательных моментов, содержательных вещей — это культурное просвещение. Вот, кстати, мы провели большой Этнографический диктант, я знаю, республика тоже активно участвовала…
— Да, первое место заняла.
— …Но по стране-то мы получили тройку. Из 100 возможных баллов 54 балла насчитало Федеральное агентство [по делам национальностей]. То есть мы получили тройку за этнокультурное просвещение нашей молодежи. Мы не знаем, с кем живем, кто наши соседи, какие традиции, а как мы можем говорить о более серьезных вещах. Поэтому вот этот Год единства народов нашей страны должен содержать много вещей глубоких, внутренних и в том числе строительство Домов дружбы, и в том числе серьезные научные исследования, и в том числе и фестивали, и народные праздники. Какой это будет год — 17-ый или 18-ый, еще не решили, но сама идея подхвачена и я надеюсь, что мы с вами будем заниматься Годом единства народов.
Еще одна его составляющая — мы будем иметь возможность взглянуть на наши законы, проанализировать законодательную базу, потому что межнациональный мир и стабильность — это такой своеобразный равносторонний треугольник, а равносторонний треугольник он отличается жесткостью. То есть стабильностью. Одна сторона — это законы, законодательная база, другая сторона — это исполнительная власть, и в основании лежат институты гражданского общества. Попробуйте одну сторону или убрать или сократить, и вы получите острый угол, о который будете спотыкаться, и рвать штаны. Вот этого нельзя допустить. Я думаю, что в течение Года единства мы сумеем решить и эти задачи.
— Насколько сильна в национальной политике роль лидера или человека, от которого идут тренды?
— У нас общероссийскую национальную идею выражает сегодня наш президент Владимир Владимирович Путин, вокруг которого консолидируются и объединяются все слои нашего общества. И тот рейтинг, который он сегодня имеет, прежде всего, говорит о том, что у нашей нации, у российской нации — есть лидер. Это очень здорово.
Также от личности лидера многое зависит на уровне субъектов федерации. Сегодня был очень интересный доклад, на нашей секции девушка проанализировала высказывание глав субъектов федерации по национальному вопросу. Вы знаете, такая большая есть разница. Кто-то вообще обходит эту тему и говорит в общем о дружбе. Кто-то говорит конкретно. Вот сейчас мы все говорим о российской нации об общегражданской нашей идентичности, но я скажу, далеко не во всех регионах лидеры как-то озабочены этой тематикой, употребляют ее, даже этот термин. И я должен сказать, что опять же Республике Татарстан здесь повезло, потому что с самого момента образования была заложена хорошая основа межнационального мира и согласия, межрелигиозного взаимодействия. Сегодня был доклад, выступали ученые республики. Вот эти символы этого взаимодействия Казанский Кремль, где есть мечеть и храм, Болгары, Свияжск. Это дорого стоит. Это пример не только для России, а я думаю, что и для Европы, как нужно решать вопросы.
И нынешнее руководство республики, Рустам Нургалиевич очень много для этого делает. Я слежу за печатью. Все праздники, все важные события и хорошие условия для нашей работы — это внимание республики к данной проблеме. Здесь только остается одно пожелать — так держать и наращивать усилия. Мы с вами лучше всех знаем, что традиции автоматически не работают, их надо поддерживать и развивать, что, собственно, и делается в республике.
— Съезд проходит в ноябре. Не так давно мы отметили праздник 4 ноября — День народного единства, если мне не изменяет память, то вы были одним из создателей этого праздника.
— Мы создавали коллегиально, в аппарате полномочного представителя президента, который возглавлял тогда Сергей Владиленович Кириенко. Действительно мы думали, чем его наполнить и жизнь показала, что праздник получился. Я думаю, что он будет развиваться, наполняться новым содержанием и межнациональный мир и согласие — важная его составляющая часть, но не все. У нас есть возможность говорить о поддержке благотворительности, об обмене культуры, о достижении общих целей, праздник получается хороший и вот даже опросы ВЦИОМа выделили, что население в ноябре знает три праздника — это было очень приятно, на 1 месте — День народного единства, на 2 месте сохраняются традиции 7 ноября и 3 место занял День работника внутренних дел, я думаю, все правильно.
Справка
Владимир Юрьевич Зорин (род. 9 апреля 1948 года, Винница, Украинская ССР) — советский, российский политический деятель, министр Российской Федерации (2001-2004).
Окончил Ташкентский институт народного хозяйства в 1970 году, Академию общественных наук при ЦК КПСС — в 1991 году. Кандидат исторических наук (2000), доктор политических наук (2003). В разные года работал в государственных органах власти.
1996 – 2000 Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель комитета по делам национальностей.
2000 – 2001 Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
2001 – 2004 Министр Правительства Российской Федерации.
2004 – 2005 Главный федеральный инспектор по Липецкой области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
2005 – 2005 Главный федеральный инспектор по Нижегородской области.
2005 – 2009 Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, г. Н. Новгород.
В последние года занимает пост зам. директора института этнологии и антропологии РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям
Государственные награды:
Орден «Знак почета», Орден «Дружбы», 3 медали, медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «За участие в проведении Всероссийской переписи населения», 1000-летия Казани.