7 мая Президент РФ Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Члены Общественной палаты РФ прокомментировали опубликованный Указ, поделились своими впечатлениями и рассказали о сохранении населения, укреплении здоровья и повышении благополучия людей, поддержке семьи, реализации потенциала каждого человека, воспитание патриотичной и социально ответственной личности, формировании комфортной и безопасной среды для жизни, экологического благополучия, технологического лидерства.
Председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко:
«Я бы хотел отметить не только задачу повышения суммарного коэффициента рождаемости, но и увеличение суммарного коэффициента рождаемости по третьим детям. Такой показатель раньше не вводился, но он очень важен, потому что именно он показывает эффективность управленческих решений по поддержке многодетной семьи.
Этот показатель рос на протяжении многих лет (за исключением последнего года), и укрепление этой тенденции будет соответствовать политике, обозначенной Президентом в послании Федеральному собранию, о том, что многодетная семья должна стать нормой, ценностью и философией жизни общества.
Хочу также отметить неуклонное внимание Президента к такому показателю, как ожидаемая продолжительность жизни. Задача повышения ее до 81 года к 2036 году — это очень серьезная задача, которую можно решить исключительно за счет масштабной системы укрепления общественного здоровья, а не только системы здравоохранения.
Еще одним очень важным показателем является сохранение населения. Так как Росстат дал прогноз, по которому численность населения будет снижаться, эта задача фактически говорит нам о том, что мы должны перенастроить всю нашу долгосрочную стратегию в сфере демографической семейной политики. Эта задача может быть решена только за счет роста рождаемости, а не за счет миграции.
Все цели, обозначенные в указе, труднодостижимые, но одновременно реальные и измеряемые — и по ним теперь можно вводить зоны ответственности за определенными министерствами. В ближайшее время эти цели станут основной для новых национальных проектов, о которых ранее говорил Президент».
Председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галина Дзюба:
«Указ “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” — это стратегический документ, который определяет приоритетные направления развития страны на ближайшие десятилетия. Особенно важными являются пункты, связанные с модернизацией коммунальной инфраструктуры, повышением качества предоставляемых коммунальных услуг, ростом энергетической эффективности и программой социальной газификации населения.
Реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества коммунальных услуг для 20 миллионов человек является важным шагом в развитии городской среды, повышении комфорта жизни граждан и эффективности использования ресурсов. Обеспечение роста энергетической и ресурсной эффективности в строительстве будет способствовать экологической устойчивости и снижению нагрузки на окружающую среду.
Программа социальной газификации, направленная на подключение к сетевому природному газу миллионов домовладений, имеет существенное социальное значение: это позволит снизить зависимость населения от угля и других более загрязняющих источников тепла, улучшить условия проживания и снизить трансформационные издержки в экономике.
В целом указанные пункты являются ключевыми для устойчивого развития страны, содействуют повышению качества жизни граждан, снижению негативного воздействия на окружающую среду и обеспечению экономического роста. Именно поэтому их важность и необходимость трудно переоценить в контексте общественного благосостояния и устойчивого развития России».
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова:
«Во-первых, очень хорошо, что у нас появляется национальный проект “Продолжительная и активная жизнь”. Во-вторых, хорошо, что у нас вообще уделяется особое внимание гражданам пожилого возраста и вообще людям, нуждающимся в уходе, — это не только пожилые люди, но и инвалиды, люди любого возраста. Уже сейчас у нас есть комплексная программа “Система долговременного ухода”, но пока она действует не везде, а только в пилотных регионах, причем распространяется только на отдельные муниципалитеты. При этом люди очень ждут, чтобы эта система распространилась на всех, кто в ней нуждается. Мне кажется, что уважающая себя страна, государство должна заботиться о людях, которые не могут позаботиться сами о себе, поэтому очень правильно, что мы действуем в этом направлении, потому что иначе просто невозможно, и таким образом проявляется социальная ответственность государства и вообще его социальная роль, поэтому это абсолютно правильно.
Другое дело, мы понимаем, что это очень затратная история, и чтобы охватить этой системой долговременного ухода всех, кто в ней нуждаются. нужны очень большие средства. По оценкам экспертов, в частности фонда “Старость в радость”, 500 тысяч человек — это примерно треть от нуждающихся в таком долговременном уходе. Много это или мало? Наверное, хотелось бы, чтобы это были все. Но, еще раз повторюсь, это очень затратно. Поэтому, я думаю, что сверхзадача — когда-то оказать такую помощь всем, кто в ней нуждается, но и полмиллиона человек — это немало. Только представьте себе, что 500 тысяч человек в нашей стране получат такой уровень заботы и внимания, которого они раньше никогда не получали, и которая для них — абсолютная жизненная необходимость. Безусловно, ценна сама задача. Что касается цифр, то это хорошо, но еще не предел.
Также хочу сказать, что несколько последних лет, как только начала внедряться система долговременного ухода, на площадке Общественной палаты РФ мы все время обсуждаем, как она внедряется, стараемся всячески содействовать тому, чтобы она распространялась на как можно большее число нуждающихся людей и на большее число муниципалитетов и региона. Безусловно, и Комиссия по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик, и наша комиссия по развитию некоммерческого сектора в этом участвуем. Тем более что некоммерческий сектор активно в эту задачу вовлекается, и мы продолжим мониторить, распространять лучший опыт, который собирается из разных регионов, и обозначать проблемы, от которых тоже никуда не деться».
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин:
«Если мы говорим о комфортной и безопасной среде для жизни, то говорим о системе национальной безопасности страны. Это не что иное, как реализация комплексной системы мер по обеспечению безопасности общества и по обеспечению правопорядка. В идеале все это возможно только при глубоком взаимодействии гражданского общества и силовых структур, правоохранительных органов, которое включает в себя хорошо налаженный процесс обмена информацией и, соответственно, обработки этой информации, принятия своевременных решений.
Обеспечение устойчивой системы безопасности и вследствие этого комфортного проживания жителей в нашей стране — это очень серьезная задача, потому что в нашем обществе накопилось огромное количество проблем, в том числе в части, касающейся внутренний безопасности страны. Надо понимать, что нам всем предстоит серьезно поработать и что совершенствование системы безопасности — это постоянный процесс. В зависимости от степени угроз — как извне, так и тех, которые накапливаются внутри страны, — нужно проводить корректировку стратегических планов и прежде всего тактики реализации этих планов.
У нас в стране очень много таких факторов, которые могут иметь эффект при реализации системы комплексных мер, о которых было сказано выше. К примеру, у нас существует негосударственная сфера безопасности. Она сформировалась уже давно. Это система частного охранного рынка, в которой в настоящий момент трудятся свыше трех миллионов человек. Это частные охранные предприятия, детективы, аналитические предприятия, которые работают над серьезными информационными блоками. Уже появились частные разведывательные предприятия, которые работают на бизнес. Эта негосударственная система безопасности представляет из себя мощный вспомогательный инструмент для нашей правоохранительной системы, потому что на 80 процентов она укомплектована сотрудниками, которые ранее служили в Вооруженных силах либо в силовых или правоохранительных органах. То есть это люди, которые имеют специальную подготовку, которая позволяет им выявлять признаки того, что то или иное физическое или юридическое лицо намеревается совершить какое-то правонарушение. А эффективность работы наших спецслужб и правоохранительных органов зависит от того, насколько своевременно поступает информация, исходя из которой можно сделать выводы о подготовке какого-нибудь противоправного действия.
Безопасность нашего государства зависит еще и от того, насколько у нас будет сформировано общество, которое сейчас только начинается переформатироваться. Задача состоит в формировании нового поколения законопослушных налогоплательщиков, потому что в зависимости от того, как человек встроен в государственную систему путем налогов, он имеет право требовать от государства обеспечения своего комфортного проживания. В идеале спецслужбы и правоохранительные органы должны быть незаметны для законопослушного налогоплательщика. Он не должен думать о том, как осуществляется его безопасность. Он лишь обязан, как у нас сказано в Конституции, сообщать в соответствующие органы о ставших ему известных фактах готовящихся преступлений. Вот эту связку — взаимодействие гражданских органов и силовых структур — ее надо совершенствовать, заново воссоздавать.
Конечно, у нас стоит очень большая задача по сохранению наших духовных ценностей. Мое субъективное мнение, что не за горами время, когда нам предстоит задуматься о том, что у нас должна быть главенствующая идеология. Ответственное отношение гражданского населения к исполнению своего долга по защите государства — это тоже очень важный элемент в общей системе создания комфортной среды для проживания граждан в нашей стране.
Президент всегда имеет в виду совершенствование кадровой политики наших силовых и правоохранительных органов. Стоит серьезная задача по подбору, обучению, расстановке кадров. Ее надо решать одновременно с совершенствованием в системе материального и социального поощрения, при одновременном совершенствовании тех служб, которые будут осуществлять контроль за деятельностью сотрудников. То есть мы говорим о чистоте наших органов, об искоренении фактов коррупции. Очень важно, чтобы у общества была убежденность, что обеспечением безопасности обычных граждан занимаются достойные люди».
Председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко:
«Наш Президент Владимир Владимирович Путин подписал новый указ о национальных целях развития. Временной горизонт — до 2036 года. И достижение этих целей — задача не только для правительства и органов власти. На мой взгляд, это вызов и амбициозная задача, для решения которой должно сплотиться все общество, вся наша огромная многонациональная страна!
Напомню, что это третья итерация такого стратегического документа. Первая появилась в 2018 году, вторая — летом 2020 года. Очень важно, что временной горизонт поставленных Президентом целей удлиняется, и теперь мы видим стратегические ориентиры на 12 лет!
По сравнению с предыдущим указом произошли важнейшие содержательные изменения. Поставлена задача по достижению Россией не позднее 2030 года четвертого место в мире по объему ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС). Основой экономического развития станет технологическое лидерство и технологический рывок экономики страны. Обеспечение это технологического рывка — серьезнейший вызов для системы подготовки кадров. Убеждена в необходимости создания федерального проекта “Кадры для технологического суверенитета” в целях достижения национальной цели “Технологическое лидерство” (пункт 7 указа).
Напомню, что указом предписывается обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые технологии (в том числе атомные). Сегодня в стране уже созданы масштабные социальные лифты для технологически ориентированной молодежи, такие как Национальная технологическая олимпиада, но для достижения национальных целей в каждой школе страны должны быть развернуты инженерно-технологические кружки и лаборатории по современным технологиям!
Без этой базовой, профилирующей на технологический карьерный трек работы невозможно достижение целевых показателей для достижения национальной цели “Устойчивая и динамичная экономика”. Согласно указу (пункт 6), к 2030 году должна быть создана “эффективная система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них”.
Также указом поставлена задача обеспечить “устойчивый рост численности населения” России, а это невозможно без прорывного развития системы образования и работающих социальных лифтов для молодежи, потому что молодые пары при планировании семьи должны видеть перспективы развития и благополучия для своих детей!
Поскольку пункт 4 указа для достижения национальной цели “Комфортная и безопасная среда для жизни” поставлена задача “завершения до конца 2030 года капитального ремонта всех зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, признанных нуждающимися в проведении такого ремонта”, я хотела бы еще раз подчеркнуть то важнейшее значение, которое имеют общественно значимые инициативы и проекты, такие как “Школа мечты”, который мы реализуем с 2022 года в поддержку президентской программы капитального ремонта школ.
Суть проекта в привлечении талантливой молодежи — студентов профильных региональных вузов и ссузов в регионах страны — к разработке дизайна школьной среды. Массовое вовлечение студентов и школьников в реализацию проекта является эффективным механизмом формирования деятельностного патриотизма, культуры созидательного труда и творчества на благо развития государства и общества. Кроме того, это одна из форм удержания талантливой молодежи в экономике своего региона и их профессиональная ориентация в направлении креативных индустрий, что работает на достижение показателя “увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике” национальной цели “Устойчивая и динамичная экономика”.
В 2023–2024 учебном году региональные команды 35 субъектов РФ от Калининграда до Камчатки приняли участие в пилотном проекте “Школа мечты”. Над разработкой дизайн-проектов 100 школ по всей стране безвозмездно трудились более 600 студентов из 50 региональных и федеральных вузов и ссузов нашей страны. Президент поддержал проект и дал поручение широко распространять его позитивную практику (Пр-2570, п. 5а, б от 23.12.2023).
Проект будет масштабирован на всю страну, чтобы дать шанс максимальному количеству школ в нашей стране стать школами мечты и внести свой вклад в достижение ключевых показателей национальной цели “Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности” — это увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов; увеличение к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов.
Все вместе мы будем работать для достижения поставленных Президентом национальных целей и убеждена вместе победим в борьбе за уверенное и успешное будущее наших детей и нашей Родины!»
Председатель Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия Ирина Великанова:
«7 мая 2024 года состоялась церемония инаугурации Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В тот же день Президент подписал Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. А уже нас следующий день, 8 мая 2024 года — Указ “Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения”.
Эти документы — логическое продолжение того, что было сделано в последние годы в стране под руководством нашего президента для сохранения исторической памяти, наших традиционных духовно-нравственных ценностей, культурного кода нации — одной из важнейших задач государства.
Это и поправки в Конституцию, которые зафиксировали важность защиты исторической памяти и фактически создали фундамент для принятия законов, указов и других правовых актов, которые позволяют сделать работу в этом направлении системной.
Это и закон об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне, который запрещает отождествлять роль (цели, решения и действия) СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне.
Это и указ об “Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
Благодаря предпринятым усилиям в современном российском обществе не только вырос интерес к истории, но и произошло осознание: историческая память – это то, что нас объединяет, делает единым народом, формирует нашу гражданскую идентичность.
Принятие майских указов 2024 года говорит о последовательной глубоко продуманной государственной политике, направленной на формирование общероссийской идентичности, укрепление единства страны на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
Среди приоритетных задач глава государства обозначил сохранение населения, сбережение и преумножение человеческого капитала, благополучие граждан, устойчивое развитие экономики на основе честной конкуренции и частной инициативы и технологическое лидерство.
Обозначены основные векторы развития России, которые базируются на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах:
● патриотизма,
● приоритета человека,
● социальной справедливости и равенства возможностей,
● государственного и культурно-ценностного суверенитета.
Для достижения национальной цели “Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности” постановлено:
● Обеспечить продвижение и защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году и не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году.
● Повысить к 2030 году удовлетворенность граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества.
Для достижения национальной цели “Комфортная и безопасная среда для жизни” постановлено:
● Оснастить к 2030 году необходимым оборудованием до 900 центров воспроизведения аудиовизуального контента в малых населенных пунктах (с численностью населения до 50 тысяч человек) в целях обеспечения доступа граждан к достижениям современного российского кинематографа.
● Подключить такие центры к единой цифровой платформе, содержащей в том числе библиотеку аудиовизуального контента.
Таким образом, помимо концептуальных подходов к формированию духовных основ современной российской государственности, прорабатываются и конкретные механизмы сохранения и развития нашей культуры, соответствующего воспитания будущих поколений».
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов:
«Достижение показателей, поставленных Президентом РФ в новом указе “О национальных целях развития”, требуют совместных консолидированных усилий как органов исполнительной и законодательной власти, так и общественных и экспертных организаций.
Цифровая трансформация, как мы ее понимаем, — достижение цифрового суверенитета, независимость от зарубежного ПО, обеспечение качественного бесперебойного доступа к сети Интернет на всей огромной территории нашей страны, предупреждение вмешательства и активного проникновения в российский сегмент интернета со стороны недружественных стран и корпораций, а также перевод в цифру сервисов и услуг, развитие систем искусственного интеллекта — это не просто вопросы технологии, но в первую очередь формирование правового поля, нормативной базы для этой динамически развивающейся среды общественных отношений, которая сегодня является неотъемлемой частью жизни каждого, а также эффективных механизмов контроля за соблюдением норм цифрового права.
Наша задача — защитить пользователей, снизить риски и угрозы цифровой трансформации, одними из наиболее острых из которых сегодня являются бесконтрольный оборот персональных данных, манипулирование пользователями, их крайне низкий уровень цифровой грамотности».
Председатель Комиссии ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике Павел Савчук:
«Огромное внимание в нашей стране уделяется вопросам развития и поддержки волонтерской деятельности, организаторов волонтерского движения и волонтеров. Та цель, которая поставлена в Указе, это увеличение к 2030 году доли молодых людей, которые вовлечены в общественную и добровольческую деятельность, до 45 процентов будет значить, что почти каждый второй молодой человек так или иначе будет участвовать в каких-то волонтерских молодежных проектах.
И очень радует, что ему будет, во-первых, из чего выбрать, потому что есть огромное количество возможностей, которых предоставляют некоммерческие организации, волонтерские организации, количество которых в геометрической прогрессии увеличивается ежегодно. И, во-вторых, будет очень полезен тот эффект, который они принесут своей деятельностью в этом направлении. А направлений для самореализации в волонтерской и общественной деятельности, действительно, очень много. Я уверен, что каждый молодой человек сможет найти то, что ему по душе».