
РУССКИЕ: восточнославянский этнос, самый многочисленный народ России. Русский народ исторически сформировался из восточнославянских племён, объединившихся в период Древней Руси. Этноним русский является производным от названия народа Русь и одноимённой территории. По данным переписи населения 2020-2021 гг. составляет более 70% населения – 105 579 179 чел. В Республике Бурятия — 581 764 чел. (59,45% населения Бурятии). Национальный язык — русский. Всего в мире насчитывается более 133 млн русских.

У каждого народа есть свои любимые и известные праздники, которые пришли из глубины веков. Народный календарь праздников, соединяет прошлое и настоящее, и каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение. Праздники наполнены традициями, ритуалами, обрядами, в них ярко отражается красота и вековая мудрость народа, сила и удаль молодежи, уважение к старшим и роду, преклонение перед верованиями, почитание традиций и обычаев предков. Большинство народных праздников связаны с миром природы, с ее расцветом и сбором щедрого урожая. В праздники людям особенно ярко присуще коллективное начало, своеобразное мировосприятие, чувство полноты жизни.
Масленица (иначе Масляная неделя) — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Значение – проводы зимы. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка. В последний день масленичной недели происходит ритуал проводов Масленицы, который заключается в сожжении чучела Масленицы. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).
Пасха — древнейший христианский праздник, установлен в честь Воскресения Иисуса Христа. Светлое Христово Воскресенье знаменует окончание самого долгого поста для верующих христиан и олицетворяет собой начало новой жизни. В этот день православным полагается убрать жилище и выбросить ненужные вещи. Праздник Пасхи является традиционным и полюбившимся всем народам России, независимо от вероисповедания и национальности. Главные составляющие праздничного стола, без которых не обходится Пасха — это крашеные яйца, куличи, творожная пасха. Одним из символом пасхи также является верба, последнее воскресенье перед пасхой называется Вербным Воскресением.
Национальная кухня — это совокупность традиций и рецептов приготовления пищи, обусловленных историческими, географическими, культурными и иными условиями. Национальная кухня хранит в себе не только историю народа, но и его менталитет, дух и характер. Каждый народ имеет такую по-своему уникальную черту как гостеприимство и радушие, которые проявляются не только в желании угодить гостю, но и в открытом сердце и дружественном настрое. Чтобы узнать вкус настоящей национальной кухни, непременно нужно побывать в тех местах, где она родилась.
Русская национальная кухня. Каравай. Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально она символизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, — хлеб. В знак уважения к прибывшему, хлеб на вышитом рушнике (полотенце) должна вынести хозяйка дома. Рушник символизирует дорогу, которую пришлось преодолеть гостю. Хлеб и соль — благополучие и достаток, к тому же соль считалась защитой от сглаза и злых сил. Встреча гостей хлебом и солью – благословение, пожелание мира и процветания путнику. Среди традиционных блюд русской кухни можно отметить пельмени, разнообразные каши и супы — щи, борщ, солянка, уха, рассольник, окрошка; хлебный квас и сбитень, русские пироги и блины, а также всевозможные соленья и варенья.
По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа, священноархимандрита Посольской обители, 18 и 19 августа 2024 года на территории Спасо-Преображенского Посольского монастыря впервые прошёл фестиваль под названием «Преображение и Единство». На праздник в монастырь съехались паломники и гости из Бурятии, Иркутской, Читинской областей. Почётными гостями стали московские артисты, певцы, музыканты, которые приняли участие в мероприятиях, посвящённых празднованию Преображения Господня в Посольской обители.
В эти дни на площади перед монастырём состоялся спектакль по мотивам произведения Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» – это презентация литературно-патриотического проекта «Русские чтения» в рамках фестиваля «Преображение и Единство».
Кроме этого на импровизированной сценической площадке у стен монастыря на берегу Байкала состоялся Гала-концерт фестиваля. Зрители расположились на траве, а живым фоном для выступающих артистов стало священное озеро.
В первом фестивале «Преображение и единство» приняли участие московские гости: Заместитель Генерального директора Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Бабакова Ирина Владимировна; Композитор, музыкант, исполнитель Владимир Нелюбин; Народный артист России, ведущий актёр Центрального академического театра Российской армии Артём Каминский; Поэт, композитор, ведущий Телеканала «СПАС» Александр Галицкий; Оперный и эстрадный певец, солист Московского театра оперетты, главный режиссёр театра «Verdi Hall» Дмитрий Шатилов; студентка 4 курса актёрского факультета ВГИК (мастерская В.А. Грамматикова), Нина Бабакова. Также в фестивале приняли участие коллектив, ставший визитной карточкой Республики — Театр народной музыки и танца «Забава» и другие хореографические и вокально-инструментальные коллективы Республики Бурятия.
Фестиваль, который по задумке организаторов должен стать традиционным, поддержали: Общероссийская общественно-государственная организация «Ассамблея народов России»; Проект «Русские чтения на Байкале»; АО «СНЕЖЕТЬ»; Фонд «КПД СТО»; Центральный академический театр Российской армии; Московский театр «VERDI HALL»; Благотворительный Фонд Развития Театрального Искусства имени Владимира Зельдина; компания «Больше чем сад» и другие неравнодушные люди.
По словам наместника Посольского монастыря игумена Августина, идея фестиваля в том, чтобы напомнить себе — с чего начиналась наша культура: «Вспомнить, что после крещения Руси святым благоверным князем Владимиром, появились славянская письменность, летописи, самобытная русская иконопись, архитектура, а именно масштабное строительство храмов, всё то, что сейчас мы называем культурой. И, конечно поделиться этой культурологической моделью с теми этносами, которым такая модель взаимоотношений была бы интересной» — отметил в интервью епархиальной пресс-службе отец Августин.
В июне 2024 года на территории Этнографического музея народов Забайкалья в Улан-Удэ прошел ФЕСТИВАЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ «ВОСТОЧНЫЕ РУБЕЖИ РОССИИ», направленный на популяризацию исторических знаний и движения реконструкции в регионе, сохранение памяти и вовлечение ветеранов СВО в историческое движение.
В ходе мероприятия на территории музея работали разные интересные тематические площадки: исторический турнир, лучное стрельбище, площадки, посвящённые эпохам Средневековья, XVII века и наполеоновских войн, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне, военным конфликтам начала XXI века.
События на Донбассе в очередной раз показали, что «русские» — это наше общее, наднациональное. Сегодня в одном окопе плечом к плечу сражаются бойцы разных национальностей, разного вероисповедания, разной судьбы — лучшие сыны народов Бурятии и России.
Продолжает работу передвижная фотогалерея ассамблеи «Защитники Отечества — славные сыны народов Бурятии», идет высадка рябиновых аллей как дань стойкости и героизму славных сынов Отечества, как низкий поклон наставникам и родителям, воспитавших Героев.
Осенью этого года в Государственной Думе состоялась фотовыставка, посвященная бурятскому проекту «Отец Героя». Его инициатор и автор идеи — заместитель председателя Ассамблеи народов России Республики Бурятия Денис Леонов, атаман Улан-Удэнского городского казачьего общества «Верхнеудинская Станица» является одним из самых узнаваемых общественных деятелей Республики Бурятия. «В первую очередь проект направлен на то, чтобы помочь отцу погибшего участника спецоперации пережить утрату. На самом деле мужчинам гораздо тяжелее переживать потерю сына, они не могут выговориться, они не могут показать свои эмоции на людях, поэтому мы обратили свой взор на отцов, которые готовы рассказать историю своих сыновей», — поделился Денис Леонов.
Денис Геннадьевич, многодетный отец. У своих сыновей он воспитывает русскую удаль, казачий дух и любовь к матушке России. Денис и Дарья Леоновы, первыми в Бурятии стали оказывать поддержку землякам, участвующим в СВО, создав Фонд «Золотые Руки Ангела – Бурятия», их примеру последовало более 300 тыс волонтеров со всей республики страны.

Фото: Василий Тараруев
В 2022 году Денис Леонов возглавил гражданско-патриотическое движение «В помощь землякам-03», неоднократно сам выезжал в зону проведения специальной военной операции. Закупил технические средства для поддержки военнослужащих во время проведения СВО на средства, собранные волонтерским движением «В помощь землякам_03» на более чем 60 млн. руб. Леонов Д.Г. является координатором проекта «Многонациональный десант Дома дружбы», в котором национально-культурные центры и диаспоры оказывают адресную помощь семьям участников СВО по строительству и ремонту домов, колке дров, выездам в госпитали, благотворительным сборам.
Многонациональный десант Дома дружбы всегда на посту. Вот и сегодня все наши матери на разных языках молятся за наших защитников Отечества и за Россию. Они просят Всевышнего только об одном, чтобы дети и внуки росли на традиционных ценностях, чтобы всегда горел Вечный огонь доблести и славы, чтобы звучал вечный Зов нашей памяти и многовековой дружбы, взаимовыручки и добрососедства народов России — который мы должны оставить нашим потомкам.
Интересные факты о русских людях
— во времена Советского Союза корейцы называли всех русских «маозами», что в переводе обозначает «бородачи». Это тем более странно, что после революции 1917 года русские люди практически не носят бород;
— название «Россия» постепенно пришло на смену слову «Русь». Произошло это в 16 веке, и связано, прежде всего, с зарождением идеи «Третьего Рима»;
— в записях австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна говорится о том, что территорию, на которой жили русские, раньше называли «Россея», от слова «рассеянный»;
— интересен факт, что в Китайской Народной Республике есть целая русская область – Шивей. Большинство населения этой местности – русские. Поэтому если захотите посетить КНР, в Шивее вы всегда найдете своих земляков;
— почти 170 млн. человек в мире считают своим родным языком русский язык, а по состоянию на 2024 г. знают русский около 278 млн человек;
— русский язык по данным 2022 года находится на 8 месте по численности людей, говорящих на нем; по состоянию на 7 мая 2024 года русский язык по использованию в Интернете занимает 6-е место;
— в русском языке выделены два основных наречия — севернорусское (окающее) и южнорусское (акающе). Между ними — территория среднерусских говоров. Граница проходит по линии Псков — Тверь — Москва — Нижний Новгород. На основе среднерусской диалектной группы происходит унификация языка и всей культуры. В связи с развитием школьного образования, технологий и СМИ различия в диалектах сильно уменьшились;
— в русском языке 441 слово с корнем «люб». В английском — 108;
— считается, что самым большим активным словарем из всех русских людей обладал Александр Пушкин. В его состав входило около 25 000 лексем. У Шекспира был приблизительно такой же словарный запас (только английский);
— русским государством управляло 19 царей и цариц, принадлежащих к династиям Рюриковичей и Романовых;
— за 240 лет между Османской империей и Россией было 12 войн. То есть каждая война начиналась менее чем через 20 лет;
— первые фамилии на Руси появились в 13 веке, хотя основная часть населения оставалась без фамилий. Благодаря введению паспортов, к началу 1930-х гг. все советские граждане получили фамилии;
— по словам Вернадского, термин «русский» восходит от иранского «рухс», что означает «светлый»;
— согласно подсчетам, во время Второй Мировой войны погибло около 6 000 000 русских солдат. Ужасающее число! Не случайно эта война считается самой кровопролитной за всю историю человечества;
— в Древней Руси жители называли себя русинами или русаками;
— слово «здравствуйте» впервые было обнаружено в летописи 1057 г.;
— раньше в каждом русском доме устанавливалась «нищая лавка», которая находилась возле входа в избу. Это место предназначалось для путников или нищих;
— интересен факт, что в 1910 г. Российская империя занимала одно из последних мест в Европе по потреблению алкоголя. По производственным же показателям она была одной из передовых стран мира. Русская народная «мерка» алкогольных доз, записанная Далем: «Первую чашу пить — здраву быть, вторую пить — ум веселить, утроить — ум устроить, четверту пить — неискусну быть, пятую пить — пьяну быть, чара шестая — мысль будет иная, седьмую пить — безумну быть, к осьмой приплети — рук не отвести, за девятую приняться — с места не подняться, а выпить чарок десять — так поневоле взбесят»;
— кулачные бои являлись любимой забавой русских мужиков. О них упоминает летописец Нестор еще в 1048 году;
— на Руси красота мужчины заключалась не в его одежде, а в том, какая была у мужика борода. Люди с некрасивой бородой не пользовались авторитетом ни в обществе, ни у девушек;
— издавна балалайка считалась самым популярным русским музыкальным инструментом. Однако ее неоднократно запрещали и даже отбирали у владельцев, чтобы те не были похожи на скоморохов. Приобрести былую известность этому инструменту удалось только в 19 веке, благодаря Василию Андрееву. Он так виртуозно играл на балалайке, что она снова стала популярной в России;

— во время правления императрицы Анны Иоанновны было запрещено произносить бранное слово на букву «Б», которое сегодня считается матерным. Хотя до запрета это слово очень часто употреблялось в лексиконе простого народа. И в этом нет ничего удивительного, поскольку оно происходит от слова «блуд»;
— интересным фактом является и то, что матрешка – это вовсе не русская игрушка, а японская. При этом надо признать, что именно в России она приобрела невероятную популярность, в связи с чем и считается русским этническим символом;
— согласно археологическим раскопкам было установлено, что русские люди играли в шахматы, начиная с 12 века;
— оказывается, лапти тоже могут плестись по-разному. Так русский лапоть имеет косое плетение лыка, а белорусский и украинский – прямое;
— русские всегда с особым почтением относились к хлебу. Например, его нельзя было ломать, подавать на стол без скатерти, а тем более бросать его;
— у русских женщин на Руси была масса профессий: плакальщицы профессионально плакали, пастильщицы мешали массу для пастилы, горшечницы лепили горшки, наузницы плели узлы. Повивальная бабка на Руси называлась так потому, что пеленание ребенка тогда называли витьем;
— самыми распространенными на Руси подвижными играми были лапта, городки, пекарь, клюшкование, чиж и коняшки;
— на Руси валенки имели разные названия: в Нижнем Новгороде их называли «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях — «валенцами», в Сибири — «пимами». Валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» Источник статьи журнал Новости в фотографиях, у которого все копируют контент — BigPicture.ru и «выходками», а из овечьей — «катанками»;
— вовсе не все блюда, которые считаются русскими, имеют русские корни. Так, винегрет пришел из Скандинавии, а пельмени — из Китая;
— культ семечек у русского народа связан с революцией. Именно тогда они стали «захватывать города». Михаил Булгаков писал в рассказе «Столица в блокноте»: «Для меня означенный рай наступит в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки».
КАЗАКИ
Исторически, казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства. Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность казаков в России составляла 50 490 чел., из них в Бурятии — 98 чел. (0,01%). Язык казаков — русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие. Забайкальское казачье войско было учреждено в 1851 г., но фактически казаки-первопроходцы на забайкальской земле появились еще за два века до этой даты.
Улан-Удэ. Памятный крест на Батарейной горе на месте основания Удинского острога |
История Улан-Удэ, как и почти всех старых сибирских городов, начинается с постройки зимовья, острога. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии — Улан-Удэ. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный «Удинским казачьим зимовьем». Дальнейшему развитию Удинского зимовья, превращению его в острог, а затем в город во многом способствовало очень выгодное его географическое расположение — на перекрестке главных торговых путей России с Китаем и Монголией. Учитывая удобное географическое и стратегическое месторасположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог (военный городок). В 1689 г. его строительство было закончено, и назван был острог Верхнеудинским. В 1690 г. Верхнеудинский острог переименован в город.
Бурятские казачьи полки шестисотенные (1765-1851) — иррегулярные подразделения, созданные для укрепления Забайкальской границы в связи с участившимися нарушениями ее с территории Монголии. Инициаторами создания бурятских казачьих полков выступили 14 Селенгинских бурятских родов. Наряду с забайкальскими русскими казаками Бурятское казачье войско охраняло Россию.
В доме дружбы народов Бурятии на сегодняшний день действуют Улан-Удэнское городское казачье общество «Верхнеудинская Станица» под руководством Леонова Дениса Геннадьевича и представительство Окружного казачьего общества Республики Бурятия «Верхнеудинское» во главе с его заместителем Чужакиным Константином Владимировичем.

Сегодня казаки Бурятии принимают обязательства по несению государственной службы, привлекаются к тушению пожаров, охране общественного порядка и границ, помогают ловить браконьеров во время нереста омуля. Казачьими обществами налажено тесное сотрудничество с МЧС, Пограничным управлением ФСБ России, Агентством лесного хозяйства РБ.
Национальной библиотекой Республики Бурятия недавно создана электронная коллекция DVD «Казачество Забайкалья: история и культура» в серии «Бурятия — территория культуры» и книжная экспозиция «На охране границ Забайкалья: казачество Бурятии», посвященные 255-летию образования бурятских казачьих полков и представляет собой своеобразный хронограф.
Ежегодно казачьи общества проводят выездные семинары по вопросам сохранения и развития традиционной культуры казаков в Республике Бурятия; конно-спортивные соревнования среди казачьих обществ Республики Бурятия, смотры-конкурсы по сохранению традиционной культуры казаков Забайкалья, конкурсы среди образовательных учреждений на предоставление лучшей образовательной программы по истории казачества, научно-практические конференции посвященные героям Отечества и патриотическим датам.
В рамках исполнения гранта Правительства РБ «Верхнеудинская станица» провела мероприятия на тему «Казачья родословная», в которой приняли участие дети и взрослые, повествующие о своих казачьих корнях и родословной.
В июле 2018 года в Заиграевском районе Бурятии проходил X республиканский фестиваль казачьей культуры, собравший более двух тысяч участников и зрителей. Юбилейный казачий праздник на территории туристического комплекса «Степной кочевник», куда приехали представители 24 станиц республики, а также из Иркутской области, Забайкальского, Приморского краев, Кубани, Новосибирска, Калининграда. Зрители увидели гала-концерт и конкурсы творческих казачьих коллективов, соревнования по вольной джигитовке, казачьему многоборью с демонстрацией наездником владением копьем, шашкой и стрельбой из нагана, состязания казаков-пластунов. Школьники и кадеты приняли участие в детской военно-спортивной игре «Сполох». Для всех желающих прошли мастер-классы — по традиционным казачьим народным танцам и играм, технике плетения из бересты, лозы, тесьмы и поясов, стрельбе из лука, изготовлению народной игрушки.
Большим и знаменательным событием стал Первый региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», проходивший г. Улан-Удэ 4-6 октября 2019 г., в котором приняли участие творческие казачьи коллективы Забайкальского края и Республики Бурятия.
За время работы казачьих обществ в г. Улан-Удэ и Республики Бурятия сделано очень многое для возрождения казачьей народной культуры, традиций и устоев. Растет уровень подготовки команд, творческих коллективов. В республике возрождены казачья джигитовка и многоборье. Самое главное, что патриотическое воспитание подрастающего поколения находится в надежных руках сыновей, отцов и дедов, а традиционные ценности семьи сохраняются и передаются потомкам.
«Центр Казачьей культуры «Даурия» был открыт в 2013 году. Руководителем и идейным вдохновителем является заслуженный работник культуры Республики Бурятия Григорьев Георгий Васильевич, Центр является инициатором и участником народных праздников, гуляний, вечерок: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Красная Горка, Троица. Центр «Даурия» реализует проект «Диалог культуры казачества», который стал победителем конкурса грантов на развитие межэтнических отношений, формирование идей толерантности в Республике Бурятия. В 2019 году активисты центра стали ведущими специалистами в семинарах, проводимых в районах республики по сохранению традиционной культуре казаков Забайкалья.
В составе центра работает ансамбль казачьей песни «Станица», являющийся одним из ведущих музыкальных коллективов республики и Сибирского федерального округа (хормейстер — Золотарева Ольга Владимировна). В 2020 году казачий ансамбль «Станица» отпраздновал свое двадцатилетие. За высокое исполнительское мастерство в 2005 году ему присвоено звание «народный самодеятельный коллектив». Ансамбль «Станица» — лауреат городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей в таких городах, как Москва, Новосибирск, Тюмень, Иркутск, Чита, Ангарск, Улан-Удэ, Омск; организатор республиканского фестиваля казачьей культуры «Единение», посвященного 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.
Вот уже более 20 лет коллектив радует зрителей своим творчеством и высоким исполнительским мастерством. «Станицу» любят не только в родной республике, но и далеко за ее пределами. Репертуар ансамбля постоянно пополняется новыми казачьими песнями, а так же песнями старожилов Сибири. В его исполнении звучат старинные и современные, задушевные и озорные казачьи мотивы, а так же как песни старожилов Сибири, так и песни старообрядцев Забайкалья. Кроме этого в репертуаре ансамбля есть песни, посвященные Афганистану и Чечне.
«Даурия» и «Станица» принимают участие в мероприятиях Дома Дружбы народов РБ, в региональных и республиканских фестивалях и конкурсах казачьей культуры, русской традиционной культуры, в патриотических и благотворительных мероприятиях и делают все для развития культурного наследия казаков Забайкалья и России.

23 сентября 2023 года в Улан-Удэ состоялись уже V традиционные казачьи игры и состязания «Забайкальские шермиции». Соревнования проходили на территории парка культуры и отдыха им. С.Н. Орешкова.
Шермиции — это бои, устраиваемые на праздниках казаками. Исторически они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт казаков. В шермициях принимают участие казаки разных общин со всей России, а также с ближнего и дальнего зарубежья. В 2016 году воинские ритуалы и чинопоследования казаков, совершаемые на шермициях внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

В играх принимают участие казаки и воспитанники казачьих кадетских классов (объединений) средних образовательных учреждений, военно-патриотических объединений Бурятии. Участники соревнуются в фехтовании на шашках, фехтовании на пиках и борьбе «на ломка» (поясная борьба), рубка одиночных и полосы мишеней, стрельба из пневматической винтовки. Также в программе — метание ножей, стрельба из лука и выступления казачьих коллективов.
В рамках мероприятия проходят концерты с участием творческих коллективов культурно-досуговых учреждений города. Для гостей и участников казаки города проводятся мастер-классы по фланкировке шашкой, метанию ножей, стрельбе из лука, конного многоборья. Организуется катание на конях и шарабане, организаторы мероприятия угощают гостей праздника вкусной солдатской кашей.
«Забайкальские шермиции» призваны способствовать формированию мировоззрения на культуру казачества как органическую часть общероссийской системы ценностей, обмен опытом в области изучения и использования в современной практике исконных форм традиций народной художественной культуры казачества.
1 июля 2023 года на площадке Этнографического музея города Улан-Удэ проходил республиканский фестиваль казачьей культуры. Фестиваль «Забайкал, наш славный батюшка» – это один из наиболее масштабных проектов, представляющих самобытную культуру и историю Забайкальского казачества. Мероприятие уже не первый год является творческой площадкой по сохранению и популяризации жизненного уклада и традиций казачества как части культурного наследия многонациональной России. Приветствие участников и гостей фестиваля от Главы Бурятии, Алексея Цыденова: «Казаки всегда стояли на защите Родины. Казак – это не национальность, казак – это служение, служение Родине. Казаки стояли на Кавказе, на Дону, в Сибири и у нас за Байкалом. Казачьи полки с 18-го века формировались у нас в республике. Они во все времена возделывали земли, растили хлеб, и в нужный час вставали в строй и защищали Родину. И сегодня 200 казаков достойно несут службу за Республику Бурятия в рамках Специальной военной операции. В этот нелегкий час мы так же победим. И казаки так же продолжат славить своих предков своим доблестным трудом, своей готовностью встать на защиту Родины, своей честью и славой. Слава, казаки!».
Казаки активно занимаются патриотическим воспитанием молодёжи, принимают участие в Специальной военной операции.
В Бурятии комплексно возрождаются вековые традиции, сохрВ 2022 г. XII республиканский фестиваль казачьей культуры «Забайкал, наш славный батюшка» проходил в историко-культурном квартале села Сужа в Бурятии. Мероприятие состоялось впервые за несколько лет после перерыва в связи с пандемией коронавируса, сообщает пресс-служба Министерства культуры республики.
В рамках праздника прошли награждение отличившихся казаков, молитвенное благословение иерея Максима Соболева и Алдара-ламы из Чойра-дугана Иволгинского дацана, торжественный парад казаков с участием представителей казачьих объединений из десяти районов Бурятии. К военно-спортивной игре «Сполох» присоединились пять детских команд.
На фестивале были реконструированы подворья, посвященные традициям казаков, презентовали старинные блюда, работали выставки сувениров и предметов традиционного быта. Прошли мастер-классы по владению шашкой, плетению из лозы, изготовлению гребешков и многое другое.
Клуб «Байкальские форпост» представил выставку военного антиквариата и экспозицию современного стрелкового оружия. Казаки показали свои навыки метания на скаку пики, стрельбы с коня из пневматического ружья, рубки лозы. Пластуны посоревновались на полосе препятствий.
В республике регулярно проводятся казачьи военно-спортивные игры. Так, 14-15 сентября 2023 г. на базе ГБОУ «Новоселенгинская казачья школа-интернат среднего общего образования» прошла Республиканская военно-спортивная игра «Казачья удаль — 2023». Мероприятие посвящено началу официальной охраны границы казаками в 1689 году. В игре приняли участие команды хуторских казачьих обществ ЗВКО Селенгинского, Джидинского, Закаменского, Кабанского районов, которым предстояло пройти этапы:
- Военизированная полоса препятствий;
- Казачья полоса препятствий;
- Строевая подготовка;
- Визитная карточка команды;
- Казачья песня «У походного костра»;
- Историческая викторина: «Край ты мой казачий»;
- Фехтование.
Мероприятие способствует подготовке несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
В сентябре в Бурятии проходит открытый конкурс-фестиваль по сценический фланкировке «Серебряная шашка». В нём принимают участие казачьи аутентичные (этнографические), фольклорные вторичные и стилизованные (сценические) коллективы, а также отдельные исполнители.
Участники соревнуются в двух возрастных группах: взрослые и молодёжные (не моложе 16 лет), детские и юношеские (не старше 16 лет). Жюри оценивают уровень исполнительского мастерства и артистизм, степень владения приёмами, соответствие стиля и манеры исполнения особенностям художественной культуры казачества, скорость выполнения элементов, художественную зрелищность, боевую акробатику, соответствие и использование костюмов, музыкальных инструментов и реквизита.
Проводятся детские казачьи фестивали. Так, 5 августа 2023 г. в Бултумурском Дацане Селенгинского района Бурятии проходил детский казачий фестиваль «Казачок». В рамках мероприятия состоялись традиционные казачьи спортивные состязания, творческие конкурсы, в которых приняли участие команды учащихся общеобразовательных учреждений, казачьих кадетских классов, студентов профессиональных училищ Кяхтинского, Селенгинского и Джидинского районов и других районов, и поселений Бурятии.
Цели мероприятия: формирование у детей интереса к истории и традициям российского и забайкальского казачества; пропаганда культурного, физического и духовно-нравственного развитию, популяризация стрелковых видов спорта.
В фестивале принимали участие несколько команд по десять человек каждая. Они соревновались в строевой подготовке, презентации визитной карточки команды, на казачьей полосе препятствии, в знании материальной части стрелкового оружия (разборка и сборка автомата Калашникова), личном первенстве по борьбе и в казачьем беге. Победители соревнований получили дипломы, а призёры – памятные подарки.
В рамках мероприятия ДОСААФ России провел открытое личное соревнование по пулевой стрельбе из пневматической винтовки среди участников и зрителей. Соревнование проведено в память о репрессированном в 30-е годы атамане станицы «Селенгинская» Дондоке Намдаковиче Абидуеве, 1870 года рождения (в его лице в память обо всех репрессированных по политическим мотивам казаках-забайкальцах). Фестиваль «Казачок-2022» проводится при поддержке Правительства Республики Бурятия, окружного казачьего общества «Верхнеудинское» ЗВКО, администраций Селенгинского района и пгт. Селенгинск, Бултумурскогой дацана «Дамчой Равжалин».
В 2022 г. в Закаменском районе Бурятии проводилась Казачья Масленица. Гостей на своей исторической земле во второй раз встречала Атамано-Николаевская станица села Харацай, которой в этом году исполнилось 295 лет. Мероприятие посетили более 300 человек, включая детей. Отметить начало Масленичной недели приехали жители сёл Михайловка, Улекчин, Шара-Азарга, Усть-Бургултай, города Закаменск, и, конечно, кадетские классы, созданные в школах сел Харацай, Санага, Шара-Азарга, Михайловка, Хамней, Цакирского СОШИХЭН и Закаменской школы №4. Также праздник посетили представители Джидинского района.
Гуляния прошли с песнями, плясками, выставками рисунков и поделок, спортивными состязаниями. Особо гостям пришлись по душе народные игры: поедание блинов на скорость, разбивание чурок, метание валенка на дальность, стрельба из традиционного лука и метание ножа. Казаки демонстрировали умение фланкировать, рубить шашкой с закрытыми глазами, ездили на конях и общались друг с другом.
Дети после театрализованного представления «Атамано-Николаевский разгуляй» проходили квест, включавший в себя экскурсию по казачьей избе – музею, а также активным играм по мотивам русских народных сказок: плетение косы из лент, бег на метле и перетягивание каната. Под занавес праздника вместе спели гимн Харацая, после чего отправились жечь костер дружбы.
Почти у каждого мужчины на голове красовалась папаха, а у женщин – узорный платок. Даже дошколята и первоклассники пришли нарядными – в платьях и с папахами на головах. Им в этот день были вручены подарки. Кроме них, памятные и денежные призы за соревнования и конкурсы «Станичные забавы» получили все участники мероприятия.
«Сами же харацайцы в этот день делились своими впечатлениями с гостями, рассказывая о том, что очень рады проведению такого большого мероприятия на их земле, а создание казачьего класса менее чем за полгода повлияло на детей, обучающихся в нем – они стали более дисциплинированными, с большим уважением относятся к старшим, в школе же отметили, что и успеваемость кадетов за это время подтянулась», — сообщает пресс-служба администрации Закаменского района.
Регулярно проводятся фестивали казачьей песенной культуры. Так, жители и гости города имели возможность окунуться в народное празднование, посвящённое Покрову Пресвятой Богородицы, «Казачьи Покрова». В фестивале казачьей песенной культуры принимают участие лучшие коллективы культурно-досуговых учреждений города и республики. Гости праздника погружаются в его историю, участвуют в старинных обрядах и наслаждаются народными казачьими песнями.
Казаки сохраняют лучшие традиции народа, сказал Глава Республики Бурятия, Алексей Цыденов: «Вы сохраняете традиции – традиции доблести, традиции мужества, традиции крепкой семьи, традиции, когда от отца к сыну переходит любовь к Родине, обязанность защищать, долг и честь».
Национальная кухня казаков. Полевая каша (кулеш) – традиционное казачье блюдо. Кухня забайкальских казаков имела свои особенности. Казаки в основном употребляли гречневую или ячменную кашу, с маслом, молоком или салом. На основе каш готовили пшенники (пудинг из пшена и риса). Распространена была рыба, которую варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи, а также сушили, коптили и вялили (балык). На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Популярностью пользовались овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая). Также казаки широко употребляли черемуху, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов. Чай для бурятских казаков был не только напитком, но и одним из главных пищевых продуктов. Казаки пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Также они готовили затуран – чай в виде похлебки с молоком, маслом, солью и с поджаренной на масле мукой.
Интересные факты о казаках:
— существует стереотип, что казаки — жители одной определенной территории. Но на самом деле бывают запорожские казаки, донские, казаки-выходцы из Урала и Кубани, Сибири и так далее;
— в летописях первое упоминание слова «казаки» звучит как «Рязанские казаки». Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор выраженные особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами;
— казак и казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек;
— освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов;
— добавлять, по восточной традиции, в кашу изюм было принято еще у казаков. Позднее обычай распространился среди остальных русских;
— один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами;
— при рождении мальчика в семье казаков он получал земельный надел — «пай». Также ему дарили коня, учили им управлять. Сына военному делу обучал крестный отец, воспитывай крестника;
— Омск – казачья столица Сибири. В нем располагались все общевойсковые учреждения Сибирского Линейного Казачьего Войска;
— костяк Забайкальского казачьего войска составили донские и уральские казаки. В 1638 году в Забайкалье побывал отряд енисейского казака Максима Перфильева;
— в Баргузинском районе Бурятии расположено популярное место отдыха на берегу Байкала – село Максимиха, так вот, оно связано с казачьим именем — здесь жил Перфильев, который женился на бурятской женщине. В 1654 году казаки Петра Бекетова основали город Нерчинск. В 1665 году казаки добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. В 1665 году было построено Удинское зимовье, а в 1666 Удинский острог, ставший со временем городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ;
— В 1727 году была установлена государственная граница между Россией и Китаем (Монголия к тому времени уже попала под власть Китая). Увидев в казаках реальную силу, способную защитить от набегов манчжуров, местное население стало обращаться к ним за помощью и принимало участие в отражении набегов. Вскоре были образованы казачьи подразделения, куда записывали бурят и эвенков (тунгусов). Именно из этих подразделений затем сформировали тунгусский пятисотенный полк, а также четыре Бурятских шестисотенных полка императорской армии;
— казаки – традиционно православные христиане. Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено;
— после подписания Буринского договора (1727 года) были установлены пограничные караулы, в которых служили бурят-монголы, в том числе казаки-табангуты. В каждом полку во главе с есаулом было по 600 казаков, командовал войском войсковой старшина. Первым старшиной был назначен Цырен Бадалуев. Всего в казаки были записаны представители 14 бурятских родов. Так в России появились казаки-буддисты. После утверждения решения Сенатом в 1764 году на границе с империей Цинь было сформировано четыре казачьих бурятских полка. В 1737 году (по другим данным летописцев — в 1729 году, в 1757 году) на границе с Монголией на правой стороне реки Селенга казаками был основан Бултумурский дацан. В восьми километрах от дацана в сторону границы у подножия Душхан обоо, в местности где было множество родников, располагалась казачья станица Харьяст. Численность дворов достигала 4 тысяч. Это был штаб казачества. Приход дацана составляли табангуты, представители монгольского племени. Дацан находился на Великом Чайном пути. Дацан был самым большим и богатым в России, при нем служило 700 священнослужителей;
— значительным событием являлось вступление в брак, женившись казак получал устойчивое положение в семье и становился полноправным членом общества. Жена у казака именовалась «начальником тыла», поскольку за долгое время отсутствия мужа приходилось решать все возникающие проблемы и успешно управляться хозяйством. Семьи у казаков были крепкими, разводов почти не было;
— еще одна черта, характерная для нрава казаков. Воины воспринимали свою одежду как вторую кожу. Они содержали ее, как и тело, в опрятности и в чистоте. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча;
— среди казаков широко распространялись поговорки «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, тогда обретешь Царствие небесное и Славу в потомках».
— среди любимых песен современного населения казаков встречаются «По Дону гуляет казак молодой», «Ой, то вечер», «Любо, братцы, любо» и т.д.;
— казаки всегда стояли на защите Родины. «Казак – это не национальность, казак – это служение, служение Родине».
СЕМЕЙСКИЕ: субэтнос русского народа, исторически — русские старообрядцы, высланные в 18 веке в Сибирь вследствие раскола в православной церкви. Поскольку в ссылку отправляли целыми семьями, они стали известны в народе как «семейские». В ходе Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. отнесены к русским. В лексике семейских к основному пласту общего великорусского языка наслоились и продолжают жить слова украинского, белорусского, польского, а в Бурятии и бурятского языков. Семейские донесли до наших дней свою древнюю культуру, проявляющуюся в религиозности, в быту, архитектуре, одежде и в уникальных певческих традициях. В Российской Федерации проживает порядка 10 миллионов старообрядцев. На территории республики Бурятия 200 тыс. староверов. Районы проживания Мухоршибирский, Бичурский, Тарбагатайский, Заиграевский.

Национальная кухня семейских. Разносолы. Если вы попадете в гости к семейским, то на столе обязательно будут соления домашнего приготовления; помидоры в собственном соку, капуста, огурцы, соленые грузди и рыжики, маринованные маслята, домашнего приготовления икра из кабачков, варенье из лесных ароматных ягод. Квашеную капусту иногда готовят вместе с клюквой или брусникой.

На первое готовили жирный бульон, щи, отварное мясо с минимальным количеством добавления разных приправ. Стол традиционно украшают пирогами с разнообразной начинкой: с брусникой, рыбой, рисом, черемшой, грибами и яйцом. Десерты: кулики, сушеный творог, паренки тыквенные и яблочные, кулага ржаная, тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами. Традиционно на стол ставят брусничный напиток или морс. Добавляют в чай мороженую бруснику или облепиху.
АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководитель — Белых Леонид Яковлевич
Заместитель — Калашников Иван Игнатович
Координатор проектов — Житкевич Марина Ефремовна
Региональная общественная организация
«Общество культуры семейских Республики Бурятия»
Президент — Петров Сергей Петрович

Семейские — старообрядцы Забайкалья, в 1760-х гг. выведенные царскими войсками семьями из пределов Белоруссии, Украины и Польши. В Сибири за ними закрепилось название «семейские». Первоначально было переселено около 4,4 тыс. человек. В конце 19 в., в 1897 г. их насчитывалось уже 40 тыс. человек. В настоящее, время семейские живут в разных регионах России (Республика Бурятия, Забайкальский край и Амурская область, Хабаровский и Приморский края) и за рубежом (в основном на континентах Австралия и Америка там они сохранили свою культуру, религию, традиции и обычаи дораскольной Руси).

В Бурятии идет активный процесс возрождения древлеправославия и развития самобытной культуры семейских-староверов. Забайкалье — это регион, где проживают семейские, один из самых крупных компактных поселений потомков русских староверов. По оценке ученых и старообрядческих церквей, в настоящее время в Бурятии семейских насчитывается порядка 200 тысяч человек, что составляет порядка 20% населения Республики Бурятия. Самобытная культура семейских Бурятии, за исключительную ценность для современной цивилизации в мае 2001 г. в Париже провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО).
На Международной встрече старообрядцев мира «Путь Аввакума» в РБ было принято решение по созданию региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия». Выполняя это решение, 14.11.2007 инициативная группа семейских официально зарегистрировала в Министерстве юстиции РФ региональную общественную организацию «Общество культуры семейских Республики Бурятия».

Общество культуры семейских создано в целях сохранения и развития семейской культуры, старорусского языка, старославянской письменности, возрождения исконно русских традиций, создания условий для практического осуществления программ сохранения и возрождения народного творчества, поддержки инициатив самодеятельных коллективов, содействия всестороннему развитию древлеправославной культуры во всех ее проявлениях, установления и развития контактов со староверами России и других стран.
Задача общества консолидировать все организации и инициативные группы староверов Забайкалья, координировать их деятельность в деле сохранения, развития традиций и обычаев семейских, приобщения широких масс населения к ценностям древлеправославной культуры Руси. Общество культуры семейских не отдает предпочтения какому-либо религиозному направлению русского старообрядчества, но уважительно относится ко всем представителям старой православной веры — носителям культуры Святой Руси.
Общество проводит и участвует во множестве праздников и мероприятий: Рождество, Масленица, Троица, Новолетие, Пасха, чествование юбиляров – членов общества. Принимает участие в мероприятиях других национально-культурных обществ РБ.
В день Вознесения Господня – 28 мая 2009 г., состоялся благотворительный марафон в поддержку строительства древлеправославного храма во имя Рождества Христова в г. Улан-Удэ. В зале ГРДТ им. Н. Бестужева был аншлаг. Его организаторами выступили РДЦ, РОКС, Министерство культуры РБ. Марафон собрал людей, для которых благодеяние стало потребностью души. Характерно то, что средства на строительство старообрядческого храма вносили не только одни семейские. Как заведено у нас в Бурятии, на благое дело собрались люди разных национальностей и вероисповеданий. Общая сумма, собранная на благотворительном марафоне, составила 3 млн 80 тыс. руб.
В июне 2009 г. «Общество культуры семейских Республики Бурятия» приняло участие в V Международном симпозиуме «Культура русских–липован (староверов) в национальном и международном контексте», проходившем в Румынии. В октябре 2009 г. в Бурятии прошел II Международный фестиваль фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!», в организации проведения которого принимало РОКС. С января 2009 по 2013 гг. при РОКС выходило старообрядческое просветительское национально-культурное издание газета «Истоки Руси». Газета семейских Бурятии «Истоки Руси» выходила ежемесячно на протяжении 5 лет тиражом 3000 экземпляров и была рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся старой православной верой, традициями, обычаями, культурой русского народа. По финансовым проблемам с конца 2013 г. газета не печатается.

В июне 2011 г. в период празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства в республике прошли: Международная научная конференция по старообрядчеству и Межрегиональный фестиваль фольклорных старообрядческих коллективов «Раздайся, корогод!».

В с. Тарбагатай при огромном стечении народа рядом с бывшим старообрядческим кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии (ныне районная больница) установлен поклонный крест в память служения в этом храме святого священномученика епископа Афанасия арбагатайского. Организаторами и учредителями этих мероприятий выступили: Администрация президента и правительства РБ, Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив РБ, Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока РПСЦ, Министерство культуры РБ, ВСГАКИ, РОО «Общество культуры семейских РБ».
В 2013 г. Общество выиграло грант Правительства Республики Бурятии и создало Интернет-портал starover.net, который состоит из социальной сети, Энциклопедии «Старовер», портала видиофильмов о семейских Бурятии и староверах России и Зарубежья. В марте 2013 г. в РБ создана Общественная палата. На общественных выборах кандидат от РОО «Общество культуры семейских РБ» С.П. Петров был избран в ее состав. Коллеги доверили ему пост зам. председателя Общественной палаты РБ. В 2016 г. С.П. Петров был избран в во 2-й состав Общественной палаты Республики Бурятия.
Общество занимается активной издательской деятельностью. В 2009 г. в Улан-Удэ издана «История старообрядчества», в 2010 г. – «Русская Древлеправославная Церковь в Бурятии», в 2011 г. — «Русская Православная Старообрядческая Церковь в Бурятии», в 2013 г. вышла в свет книга «Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока». В 2015 г. издан Энциклопедический словарь «Старообрядцы (семейские) Бурятии».
Общество культуры семейских РБ инициировало проведение юбилейных мероприятий – 250-летие массового поселения старообрядцев (семейских) в Забайкалье в 2015 г. и приняло активное участие в организации и проведении II Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума». Юбилейные мероприятия прошли на государственном уровне с поддержкой Правительства и общественности Республики Бурятия. В рамках II Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» прошел Этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В работе Этнофорума участвовали патриарх Московский и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви Александр (Калинин), митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий (Титов), христиане Древлеправославной Поморской Церкви, а также представители различных старообрядческих общин и общественных организаций.

Общество поддерживает контакты со всеми старообрядческими общественными и религиозными организациями России и нашими соотечественниками за рубежом.
РОО «Общество культуры семейских РБ» является членом Ассоциации народов Республики Бурятии созданной на базе Дома дружбы Республики, принимает активное участие в ее работе.
Интересные факты о семейских:
— семейские являются старообрядцами, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье при разделе Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы;
— название «семейские» старообрядцам дали местные жители Забайкалья, так как переселены старообрядцы были не по одному, а целыми семьями, расселились большими группами и образовали целые деревни и села;
— предки старообрядцев пережили сложные исторические события, но не сломались. Семейские сохранили свои традиции, религиозное мировоззрение и особенности жизни, не смешались с православными и сохранили свои отличительные физические и нравственные черты. Смогли быстро освоиться на чужих землях, построили дома и завели хозяйство;

— язык семейских в основном относится к великорусскому. Постепенно к нему присоединились слова из украинского, польского и белорусского. Семейские, проживающие в Бурятии, заимствовали слова из бурятского языка. Раньше многие из них хорошо владели бурятским, в результате хозяйственно-бытовых контактов и межэтнических браков с бурятами;
— благодаря преданности старине, у семейских до сегодняшнего дня сохранились формы русской одежды, которые у других групп русских народов уже давно вытеснены европейскими предметами одежды. Женский костюм состоит из рубахи, прямого и косоклинного сарафана, пояса, фартука «запона», кички и кокошника. Из украшений носят дутые бусы, украшения из бисера, косник, украшают одежду и голову живыми и искусственными цветами, перьями селезня, налобную повязку из бисера. Мужчины семейских носили и до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из темных материй;
— особенно любят семейские женщины янтарные бусы. На праздники каждая надевает на шею от 3 до 8 связок таких бус. Янтарь очень ценится этим народом, они привезли его с собой из мест высылки в Прибалтике и Польше. Янтарь у семейских служит амулетом и лекарством. По причине нехватки йода, многие страдали от зоба. Поэтому до старости женщины носят под рубахой связку бус из янтаря. При болезнях щитовидной железы, растирали янтарь в порошок и принимали внутрь;

— у бурят старообрядцы заимствовали некоторые виды верхней одежды: меховые шапки «малай», доху, обувь унты и пимы. Зипуны, халаты и шубы шили с использованием покроя русского костюма;

— со своим приходом народность принесла на другие земли высокую сельскохозяйственную культуру. Издавна занимаются выращиванием овощей, картофеля, конопли, ячменя, гречихи, овса, пшеницы и ржи. Занимаются и скотоводством, держат коров, свиней, овец. Раньше охотились на изюбря и дикую козу;
— во второй половине 19 века, когда в Забайкалье началась добыча золота, семейские пошли работать на золотые прииски и считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В 1880-х годах только из одной Мухоршибирской волости на приисковые работы были наняты 780 семейских;
— семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Запрещены браки между родственниками до 8 колена, поэтому кровосмешения у них не было. В Забайкалье у семейских был самый высокий естественный прирост, женщины рожали от 10 до 24 детей. Издавна существовали родственные связи между семейскими и бурятами. В селе Хасурта население делилось на карымов и семейских. Карымами называли потомков смешанных браков между бурятами и русскими;
— семьи у народа патриархальные и традиционные. В больших усадьбах, состоящих из нескольких домов, живут до 4 поколений одной семьи. Землю и имущество старообрядцы делили редко. В семье муж считается главным. Строго порицаются измены. Наследство передается по мужской линии;
— семейские живут в деревянных домах, которые отличаются высоким крыльцом, округлыми углами внутри помещения, массивной матицей. Потолок делают из круглых бревен, полы выкладывают бревнами, колотыми пополам. Богато украшены в домах ставни и ворота. Масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписаны крупными стилизованными цветами;

— в фольклоре семейских присутствуют следующие жанры: обрядовая и календарно-обрядовая поэзия; лирические песни; несказочная проза; заговоры; похоронная причеть; загадки; поговорки; пословицы; частушки. Специфика жанров определена традициями, праздниками и обрядами народа, связанными с земледельческим календарем, семейными обрядами, которые присутствуют в жизни каждого семейского с рождения и до самой смерти;
— наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура народа прежде всего выделяется многоголосным неповторимым распевом. Присутствуют в некоторых селах индивидуальны черты музыкальных традиций. Широко распространены песни: хороводные, рекрутские, песни каторги и тюрьмы, которые семейские заимствовали у старожилов Забайкалья. В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры;

— у семейских существует выражение «не пить, не курить табак, не блудить, трудится», которое они издавна строго соблюдают. В каждом доме раньше ставили на видном месте полную бутылку водки. Это означало, что хозяин дома водку не пьет;
— запрещен у народа прием пищи вместе с иноверцами. Поэтому, когда к ним в гости приходили их друзья буряты, они не обижались, что их сажают трапезничать отдельно на лавку, из отдельной посуды. Они понимали, что это связано с религиозными взглядами семейских;
— в семьях всегда учат бережно относиться к вещам, особое уважение отдается хлебу. Почетного гостя всегда встречают хлебом и солью. Вместо «приятного аппетита» говорят «хлеб да соль». Перед едой читают молитву, входя в дом, молятся, осеняя себя крестом. Вместо «Спасибо» говорят «Спаси Христос»;
— всегда в семье семейских почитали и уважали старших, детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребенка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла, что плохо, а что хорошо, как вести себя в обществе, развивала смекалку и ум ребенка, учила песенкам, поговоркам, стихам, считалкам и загадкам.
