КАЗАКИ
Исторически, казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства. Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность казаков в России составляла 50 490 чел., из них в Бурятии — 98 чел. (0,01%). Язык казаков — русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие. Забайкальское казачье войско было учреждено в 1851 г., но фактически казаки-первопроходцы на забайкальской земле появились еще за два века до этой даты.
Улан-Удэ. Памятный крест на Батарейной горе на месте основания Удинского острога |
История Улан-Удэ, как и почти всех старых сибирских городов, начинается с постройки зимовья, острога. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии — Улан-Удэ. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный «Удинским казачьим зимовьем». Дальнейшему развитию Удинского зимовья, превращению его в острог, а затем в город во многом способствовало очень выгодное его географическое расположение — на перекрестке главных торговых путей России с Китаем и Монголией. Учитывая удобное географическое и стратегическое месторасположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог (военный городок). В 1689 г. его строительство было закончено, и назван был острог Верхнеудинским. В 1690 г. Верхнеудинский острог переименован в город.
Бурятские казачьи полки шестисотенные (1765-1851) — иррегулярные подразделения, созданные для укрепления Забайкальской границы в связи с участившимися нарушениями ее с территории Монголии. Инициаторами создания бурятских казачьих полков выступили 14 Селенгинских бурятских родов. Наряду с забайкальскими русскими казаками Бурятское казачье войско охраняло Россию.
В доме дружбы народов Бурятии на сегодняшний день действуют Улан-Удэнское городское казачье общество «Верхнеудинская Станица» под руководством Леонова Дениса Геннадьевича и представительство Окружного казачьего общества Республики Бурятия «Верхнеудинское» во главе с его заместителем Чужакиным Константином Владимировичем.

Фото: Василий Тараруев
Сегодня казаки Бурятии принимают обязательства по несению государственной службы, привлекаются к тушению пожаров, охране общественного порядка и границ, помогают ловить браконьеров во время нереста омуля. Казачьими обществами налажено тесное сотрудничество с МЧС, Пограничным управлением ФСБ России, Агентством лесного хозяйства РБ.
Национальной библиотекой Республики Бурятия недавно создана электронная коллекция DVD «Казачество Забайкалья: история и культура» в серии «Бурятия — территория культуры» и книжная экспозиция «На охране границ Забайкалья: казачество Бурятии», посвященные 255-летию образования бурятских казачьих полков и представляет собой своеобразный хронограф.

Ежегодно казачьи общества проводят выездные семинары по вопросам сохранения и развития традиционной культуры казаков в Республике Бурятия; конно-спортивные соревнования среди казачьих обществ Республики Бурятия, смотры-конкурсы по сохранению традиционной культуры казаков Забайкалья, конкурсы среди образовательных учреждений на предоставление лучшей образовательной программы по истории казачества, научно-практические конференции посвященные героям Отечества и патриотическим датам.
В рамках исполнения гранта Правительства РБ «Верхнеудинская станица» провела мероприятия на тему «Казачья родословная», в которой приняли участие дети и взрослые, повествующие о своих казачьих корнях и родословной.
В июле 2018 года в Заиграевском районе Бурятии проходил X республиканский фестиваль казачьей культуры, собравший более двух тысяч участников и зрителей. Юбилейный казачий праздник на территории туристического комплекса «Степной кочевник», куда приехали представители 24 станиц республики, а также из Иркутской области, Забайкальского, Приморского краев, Кубани, Новосибирска, Калининграда. Зрители увидели гала-концерт и конкурсы творческих казачьих коллективов, соревнования по вольной джигитовке, казачьему многоборью с демонстрацией наездником владением копьем, шашкой и стрельбой из нагана, состязания казаков-пластунов. Школьники и кадеты приняли участие в детской военно-спортивной игре «Сполох». Для всех желающих прошли мастер-классы — по традиционным казачьим народным танцам и играм, технике плетения из бересты, лозы, тесьмы и поясов, стрельбе из лука, изготовлению народной игрушки.
Большим и знаменательным событием стал Первый региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», проходивший г. Улан-Удэ 4-6 октября 2019 г., в котором приняли участие творческие казачьи коллективы Забайкальского края и Республики Бурятия.
За время работы казачьих обществ в г. Улан-Удэ и Республики Бурятия сделано очень многое для возрождения казачьей народной культуры, традиций и устоев. Растет уровень подготовки команд, творческих коллективов. В республике возрождены казачья джигитовка и многоборье. Самое главное, что патриотическое воспитание подрастающего поколения находится в надежных руках сыновей, отцов и дедов, а традиционные ценности семьи сохраняются и передаются потомкам.
«Центр Казачьей культуры «Даурия» был открыт в 2013 году. Руководителем и идейным вдохновителем является заслуженный работник культуры Республики Бурятия Григорьев Георгий Васильевич, Центр является инициатором и участником народных праздников, гуляний, вечерок: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Красная Горка, Троица. Центр «Даурия» реализует проект «Диалог культуры казачества», который стал победителем конкурса грантов на развитие межэтнических отношений, формирование идей толерантности в Республике Бурятия. В 2019 году активисты центра стали ведущими специалистами в семинарах, проводимых в районах республики по сохранению традиционной культуре казаков Забайкалья.
В составе центра работает ансамбль казачьей песни «Станица», являющийся одним из ведущих музыкальных коллективов республики и Сибирского федерального округа (хормейстер — Золотарева Ольга Владимировна). В 2020 году казачий ансамбль «Станица» отпраздновал свое двадцатилетие. За высокое исполнительское мастерство в 2005 году ему присвоено звание «народный самодеятельный коллектив». Ансамбль «Станица» — лауреат городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей в таких городах, как Москва, Новосибирск, Тюмень, Иркутск, Чита, Ангарск, Улан-Удэ, Омск; организатор республиканского фестиваля казачьей культуры «Единение», посвященного 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.
Вот уже более 20 лет коллектив радует зрителей своим творчеством и высоким исполнительским мастерством. «Станицу» любят не только в родной республике, но и далеко за ее пределами. Репертуар ансамбля постоянно пополняется новыми казачьими песнями, а так же песнями старожилов Сибири. В его исполнении звучат старинные и современные, задушевные и озорные казачьи мотивы, а так же как песни старожилов Сибири, так и песни старообрядцев Забайкалья. Кроме этого в репертуаре ансамбля есть песни, посвященные Афганистану и Чечне.
«Даурия» и «Станица» принимают участие в мероприятиях Дома Дружбы народов РБ, в региональных и республиканских фестивалях и конкурсах казачьей культуры, русской традиционной культуры, в патриотических и благотворительных мероприятиях и делают все для развития культурного наследия казаков Забайкалья и России.

23 сентября 2023 года в Улан-Удэ состоялись уже V традиционные казачьи игры и состязания «Забайкальские шермиции». Соревнования проходили на территории парка культуры и отдыха им. С.Н. Орешкова.
Шермиции — это бои, устраиваемые на праздниках казаками. Исторически они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт казаков. В шермициях принимают участие казаки разных общин со всей России, а также с ближнего и дальнего зарубежья. В 2016 году воинские ритуалы и чинопоследования казаков, совершаемые на шермициях внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

В играх принимают участие казаки и воспитанники казачьих кадетских классов (объединений) средних образовательных учреждений, военно-патриотических объединений Бурятии. Участники соревнуются в фехтовании на шашках, фехтовании на пиках и борьбе «на ломка» (поясная борьба), рубка одиночных и полосы мишеней, стрельба из пневматической винтовки. Также в программе — метание ножей, стрельба из лука и выступления казачьих коллективов.
В рамках мероприятия проходят концерты с участием творческих коллективов культурно-досуговых учреждений города. Для гостей и участников казаки города проводятся мастер-классы по фланкировке шашкой, метанию ножей, стрельбе из лука, конного многоборья. Организуется катание на конях и шарабане, организаторы мероприятия угощают гостей праздника вкусной солдатской кашей.
«Забайкальские шермиции» призваны способствовать формированию мировоззрения на культуру казачества как органическую часть общероссийской системы ценностей, обмен опытом в области изучения и использования в современной практике исконных форм традиций народной художественной культуры казачества.
1 июля 2023 года на площадке Этнографического музея города Улан-Удэ проходил республиканский фестиваль казачьей культуры. Фестиваль «Забайкал, наш славный батюшка» – это один из наиболее масштабных проектов, представляющих самобытную культуру и историю Забайкальского казачества. Мероприятие уже не первый год является творческой площадкой по сохранению и популяризации жизненного уклада и традиций казачества как части культурного наследия многонациональной России. Приветствие участников и гостей фестиваля от Главы Бурятии, Алексея Цыденова: «Казаки всегда стояли на защите Родины. Казак – это не национальность, казак – это служение, служение Родине. Казаки стояли на Кавказе, на Дону, в Сибири и у нас за Байкалом. Казачьи полки с 18-го века формировались у нас в республике. Они во все времена возделывали земли, растили хлеб, и в нужный час вставали в строй и защищали Родину. И сегодня 200 казаков достойно несут службу за Республику Бурятия в рамках Специальной военной операции. В этот нелегкий час мы так же победим. И казаки так же продолжат славить своих предков своим доблестным трудом, своей готовностью встать на защиту Родины, своей честью и славой. Слава, казаки!».
Казаки активно занимаются патриотическим воспитанием молодёжи, принимают участие в Специальной военной операции.
В Бурятии комплексно возрождаются вековые традиции, сохрВ 2022 г. XII республиканский фестиваль казачьей культуры «Забайкал, наш славный батюшка» проходил в историко-культурном квартале села Сужа в Бурятии. Мероприятие состоялось впервые за несколько лет после перерыва в связи с пандемией коронавируса, сообщает пресс-служба Министерства культуры республики.
В рамках праздника прошли награждение отличившихся казаков, молитвенное благословение иерея Максима Соболева и Алдара-ламы из Чойра-дугана Иволгинского дацана, торжественный парад казаков с участием представителей казачьих объединений из десяти районов Бурятии. К военно-спортивной игре «Сполох» присоединились пять детских команд.
На фестивале были реконструированы подворья, посвященные традициям казаков, презентовали старинные блюда, работали выставки сувениров и предметов традиционного быта. Прошли мастер-классы по владению шашкой, плетению из лозы, изготовлению гребешков и многое другое.
Клуб «Байкальские форпост» представил выставку военного антиквариата и экспозицию современного стрелкового оружия. Казаки показали свои навыки метания на скаку пики, стрельбы с коня из пневматического ружья, рубки лозы. Пластуны посоревновались на полосе препятствий.
В республике регулярно проводятся казачьи военно-спортивные игры. Так, 14-15 сентября 2023 г. на базе ГБОУ «Новоселенгинская казачья школа-интернат среднего общего образования» прошла Республиканская военно-спортивная игра «Казачья удаль — 2023». Мероприятие посвящено началу официальной охраны границы казаками в 1689 году. В игре приняли участие команды хуторских казачьих обществ ЗВКО Селенгинского, Джидинского, Закаменского, Кабанского районов, которым предстояло пройти этапы:
- Военизированная полоса препятствий;
- Казачья полоса препятствий;
- Строевая подготовка;
- Визитная карточка команды;
- Казачья песня «У походного костра»;
- Историческая викторина: «Край ты мой казачий»;
- Фехтование.
Мероприятие способствует подготовке несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
В сентябре в Бурятии проходит открытый конкурс-фестиваль по сценический фланкировке «Серебряная шашка». В нём принимают участие казачьи аутентичные (этнографические), фольклорные вторичные и стилизованные (сценические) коллективы, а также отдельные исполнители.
Участники соревнуются в двух возрастных группах: взрослые и молодёжные (не моложе 16 лет), детские и юношеские (не старше 16 лет). Жюри оценивают уровень исполнительского мастерства и артистизм, степень владения приёмами, соответствие стиля и манеры исполнения особенностям художественной культуры казачества, скорость выполнения элементов, художественную зрелищность, боевую акробатику, соответствие и использование костюмов, музыкальных инструментов и реквизита.
Проводятся детские казачьи фестивали. Так, 5 августа 2023 г. в Бултумурском Дацане Селенгинского района Бурятии проходил детский казачий фестиваль «Казачок». В рамках мероприятия состоялись традиционные казачьи спортивные состязания, творческие конкурсы, в которых приняли участие команды учащихся общеобразовательных учреждений, казачьих кадетских классов, студентов профессиональных училищ Кяхтинского, Селенгинского и Джидинского районов и других районов, и поселений Бурятии.
Цели мероприятия: формирование у детей интереса к истории и традициям российского и забайкальского казачества; пропаганда культурного, физического и духовно-нравственного развитию, популяризация стрелковых видов спорта.
В фестивале принимали участие несколько команд по десять человек каждая. Они соревновались в строевой подготовке, презентации визитной карточки команды, на казачьей полосе препятствии, в знании материальной части стрелкового оружия (разборка и сборка автомата Калашникова), личном первенстве по борьбе и в казачьем беге. Победители соревнований получили дипломы, а призёры – памятные подарки.
В рамках мероприятия ДОСААФ России провел открытое личное соревнование по пулевой стрельбе из пневматической винтовки среди участников и зрителей. Соревнование проведено в память о репрессированном в 30-е годы атамане станицы «Селенгинская» Дондоке Намдаковиче Абидуеве, 1870 года рождения (в его лице в память обо всех репрессированных по политическим мотивам казаках-забайкальцах). Фестиваль «Казачок-2022» проводится при поддержке Правительства Республики Бурятия, окружного казачьего общества «Верхнеудинское» ЗВКО, администраций Селенгинского района и пгт. Селенгинск, Бултумурскогой дацана «Дамчой Равжалин».
В 2022 г. в Закаменском районе Бурятии проводилась Казачья Масленица. Гостей на своей исторической земле во второй раз встречала Атамано-Николаевская станица села Харацай, которой в этом году исполнилось 295 лет. Мероприятие посетили более 300 человек, включая детей. Отметить начало Масленичной недели приехали жители сёл Михайловка, Улекчин, Шара-Азарга, Усть-Бургултай, города Закаменск, и, конечно, кадетские классы, созданные в школах сел Харацай, Санага, Шара-Азарга, Михайловка, Хамней, Цакирского СОШИХЭН и Закаменской школы №4. Также праздник посетили представители Джидинского района.
Гуляния прошли с песнями, плясками, выставками рисунков и поделок, спортивными состязаниями. Особо гостям пришлись по душе народные игры: поедание блинов на скорость, разбивание чурок, метание валенка на дальность, стрельба из традиционного лука и метание ножа. Казаки демонстрировали умение фланкировать, рубить шашкой с закрытыми глазами, ездили на конях и общались друг с другом.
Дети после театрализованного представления «Атамано-Николаевский разгуляй» проходили квест, включавший в себя экскурсию по казачьей избе – музею, а также активным играм по мотивам русских народных сказок: плетение косы из лент, бег на метле и перетягивание каната. Под занавес праздника вместе спели гимн Харацая, после чего отправились жечь костер дружбы.
Почти у каждого мужчины на голове красовалась папаха, а у женщин – узорный платок. Даже дошколята и первоклассники пришли нарядными – в платьях и с папахами на головах. Им в этот день были вручены подарки. Кроме них, памятные и денежные призы за соревнования и конкурсы «Станичные забавы» получили все участники мероприятия.
«Сами же харацайцы в этот день делились своими впечатлениями с гостями, рассказывая о том, что очень рады проведению такого большого мероприятия на их земле, а создание казачьего класса менее чем за полгода повлияло на детей, обучающихся в нем – они стали более дисциплинированными, с большим уважением относятся к старшим, в школе же отметили, что и успеваемость кадетов за это время подтянулась», — сообщает пресс-служба администрации Закаменского района.
Регулярно проводятся фестивали казачьей песенной культуры. Так, жители и гости города имели возможность окунуться в народное празднование, посвящённое Покрову Пресвятой Богородицы, «Казачьи Покрова». В фестивале казачьей песенной культуры принимают участие лучшие коллективы культурно-досуговых учреждений города и республики. Гости праздника погружаются в его историю, участвуют в старинных обрядах и наслаждаются народными казачьими песнями.
Казаки сохраняют лучшие традиции народа, сказал Глава Республики Бурятия, Алексей Цыденов: «Вы сохраняете традиции – традиции доблести, традиции мужества, традиции крепкой семьи, традиции, когда от отца к сыну переходит любовь к Родине, обязанность защищать, долг и честь».
Национальная кухня казаков. Полевая каша (кулеш) – традиционное казачье блюдо. Кухня забайкальских казаков имела свои особенности. Казаки в основном употребляли гречневую или ячменную кашу, с маслом, молоком или салом. На основе каш готовили пшенники (пудинг из пшена и риса). Распространена была рыба, которую варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи, а также сушили, коптили и вялили (балык). На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Популярностью пользовались овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая). Также казаки широко употребляли черемуху, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов. Чай для бурятских казаков был не только напитком, но и одним из главных пищевых продуктов. Казаки пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Также они готовили затуран – чай в виде похлебки с молоком, маслом, солью и с поджаренной на масле мукой.
Интересные факты о казаках:
— существует стереотип, что казаки — жители одной определенной территории. Но на самом деле бывают запорожские казаки, донские, казаки-выходцы из Урала и Кубани, Сибири и так далее;
— в летописях первое упоминание слова «казаки» звучит как «Рязанские казаки». Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор выраженные особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами;
— казак и казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек;
— освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов;
— добавлять, по восточной традиции, в кашу изюм было принято еще у казаков. Позднее обычай распространился среди остальных русских;
— один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами;
— при рождении мальчика в семье казаков он получал земельный надел — «пай». Также ему дарили коня, учили им управлять. Сына военному делу обучал крестный отец, воспитывай крестника;
— Омск – казачья столица Сибири. В нем располагались все общевойсковые учреждения Сибирского Линейного Казачьего Войска;
— костяк Забайкальского казачьего войска составили донские и уральские казаки. В 1638 году в Забайкалье побывал отряд енисейского казака Максима Перфильева;
— в Баргузинском районе Бурятии расположено популярное место отдыха на берегу Байкала – село Максимиха, так вот, оно связано с казачьим именем — здесь жил Перфильев, который женился на бурятской женщине. В 1654 году казаки Петра Бекетова основали город Нерчинск. В 1665 году казаки добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. В 1665 году было построено Удинское зимовье, а в 1666 Удинский острог, ставший со временем городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ;
— В 1727 году была установлена государственная граница между Россией и Китаем (Монголия к тому времени уже попала под власть Китая). Увидев в казаках реальную силу, способную защитить от набегов манчжуров, местное население стало обращаться к ним за помощью и принимало участие в отражении набегов. Вскоре были образованы казачьи подразделения, куда записывали бурят и эвенков (тунгусов). Именно из этих подразделений затем сформировали тунгусский пятисотенный полк, а также четыре Бурятских шестисотенных полка императорской армии;
— казаки – традиционно православные христиане. Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено;
— после подписания Буринского договора (1727 года) были установлены пограничные караулы, в которых служили бурят-монголы, в том числе казаки-табангуты. В каждом полку во главе с есаулом было по 600 казаков, командовал войском войсковой старшина. Первым старшиной был назначен Цырен Бадалуев. Всего в казаки были записаны представители 14 бурятских родов. Так в России появились казаки-буддисты. После утверждения решения Сенатом в 1764 году на границе с империей Цинь было сформировано четыре казачьих бурятских полка. В 1737 году (по другим данным летописцев — в 1729 году, в 1757 году) на границе с Монголией на правой стороне реки Селенга казаками был основан Бултумурский дацан. В восьми километрах от дацана в сторону границы у подножия Душхан обоо, в местности где было множество родников, располагалась казачья станица Харьяст. Численность дворов достигала 4 тысяч. Это был штаб казачества. Приход дацана составляли табангуты, представители монгольского племени. Дацан находился на Великом Чайном пути. Дацан был самым большим и богатым в России, при нем служило 700 священнослужителей;
— значительным событием являлось вступление в брак, женившись казак получал устойчивое положение в семье и становился полноправным членом общества. Жена у казака именовалась «начальником тыла», поскольку за долгое время отсутствия мужа приходилось решать все возникающие проблемы и успешно управляться хозяйством. Семьи у казаков были крепкими, разводов почти не было;
— еще одна черта, характерная для нрава казаков. Воины воспринимали свою одежду как вторую кожу. Они содержали ее, как и тело, в опрятности и в чистоте. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча;
— среди казаков широко распространялись поговорки «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, тогда обретешь Царствие небесное и Славу в потомках».
— среди любимых песен современного населения казаков встречаются «По Дону гуляет казак молодой», «Ой, то вечер», «Любо, братцы, любо» и т.д.;
— казаки всегда стояли на защите Родины. «Казак – это не национальность, казак – это служение, служение Родине».