СЕМЕЙСКИЕ: субэтнос русского народа, исторически — русские старообрядцы, высланные в 18 веке в Сибирь вследствие раскола в православной церкви. Поскольку в ссылку отправляли целыми семьями, они стали известны в народе как «семейские». В ходе Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. отнесены к русским. В лексике семейских к основному пласту общего великорусского языка наслоились и продолжают жить слова украинского, белорусского, польского, а в Бурятии и бурятского языков. Семейские донесли до наших дней свою древнюю культуру, проявляющуюся в религиозности, в быту, архитектуре, одежде и в уникальных певческих традициях. В Российской Федерации проживает порядка 10 миллионов старообрядцев. На территории республики Бурятия 200 тыс. староверов. Районы проживания Мухоршибирский, Бичурский, Тарбагатайский, Заиграевский.

Национальная кухня семейских. Разносолы. Если вы попадете в гости к семейским, то на столе обязательно будут соления домашнего приготовления; помидоры в собственном соку, капуста, огурцы, соленые грузди и рыжики, маринованные маслята, домашнего приготовления икра из кабачков, варенье из лесных ароматных ягод. Квашеную капусту иногда готовят вместе с клюквой или брусникой.

На первое готовили жирный бульон, щи, отварное мясо с минимальным количеством добавления разных приправ. Стол традиционно украшают пирогами с разнообразной начинкой: с брусникой, рыбой, рисом, черемшой, грибами и яйцом. Десерты: кулики, сушеный творог, паренки тыквенные и яблочные, кулага ржаная, тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами. Традиционно на стол ставят брусничный напиток или морс. Добавляют в чай мороженую бруснику или облепиху.
АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководитель — Белых Леонид Яковлевич
Заместитель — Калашников Иван Игнатович
Координатор проектов — Житкевич Марина Ефремовна
Региональная общественная организация
«Общество культуры семейских Республики Бурятия»
Президент — Петров Сергей Петрович

Семейские — старообрядцы Забайкалья, в 1760-х гг. выведенные царскими войсками семьями из пределов Белоруссии, Украины и Польши. В Сибири за ними закрепилось название «семейские». Первоначально было переселено около 4,4 тыс. человек. В конце 19 в., в 1897 г. их насчитывалось уже 40 тыс. человек. В настоящее, время семейские живут в разных регионах России (Республика Бурятия, Забайкальский край и Амурская область, Хабаровский и Приморский края) и за рубежом (в основном на континентах Австралия и Америка там они сохранили свою культуру, религию, традиции и обычаи дораскольной Руси).

В Бурятии идет активный процесс возрождения древлеправославия и развития самобытной культуры семейских-староверов. Забайкалье — это регион, где проживают семейские, один из самых крупных компактных поселений потомков русских староверов. По оценке ученых и старообрядческих церквей, в настоящее время в Бурятии семейских насчитывается порядка 200 тысяч человек, что составляет порядка 20% населения Республики Бурятия. Самобытная культура семейских Бурятии, за исключительную ценность для современной цивилизации в мае 2001 г. в Париже провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО).
На Международной встрече старообрядцев мира «Путь Аввакума» в РБ было принято решение по созданию региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия». Выполняя это решение, 14.11.2007 инициативная группа семейских официально зарегистрировала в Министерстве юстиции РФ региональную общественную организацию «Общество культуры семейских Республики Бурятия».

Общество культуры семейских создано в целях сохранения и развития семейской культуры, старорусского языка, старославянской письменности, возрождения исконно русских традиций, создания условий для практического осуществления программ сохранения и возрождения народного творчества, поддержки инициатив самодеятельных коллективов, содействия всестороннему развитию древлеправославной культуры во всех ее проявлениях, установления и развития контактов со староверами России и других стран.
Задача общества консолидировать все организации и инициативные группы староверов Забайкалья, координировать их деятельность в деле сохранения, развития традиций и обычаев семейских, приобщения широких масс населения к ценностям древлеправославной культуры Руси. Общество культуры семейских не отдает предпочтения какому-либо религиозному направлению русского старообрядчества, но уважительно относится ко всем представителям старой православной веры — носителям культуры Святой Руси.
Общество проводит и участвует во множестве праздников и мероприятий: Рождество, Масленица, Троица, Новолетие, Пасха, чествование юбиляров – членов общества. Принимает участие в мероприятиях других национально-культурных обществ РБ.
В день Вознесения Господня – 28 мая 2009 г., состоялся благотворительный марафон в поддержку строительства древлеправославного храма во имя Рождества Христова в г. Улан-Удэ. В зале ГРДТ им. Н. Бестужева был аншлаг. Его организаторами выступили РДЦ, РОКС, Министерство культуры РБ. Марафон собрал людей, для которых благодеяние стало потребностью души. Характерно то, что средства на строительство старообрядческого храма вносили не только одни семейские. Как заведено у нас в Бурятии, на благое дело собрались люди разных национальностей и вероисповеданий. Общая сумма, собранная на благотворительном марафоне, составила 3 млн 80 тыс. руб.
В июне 2009 г. «Общество культуры семейских Республики Бурятия» приняло участие в V Международном симпозиуме «Культура русских–липован (староверов) в национальном и международном контексте», проходившем в Румынии. В октябре 2009 г. в Бурятии прошел II Международный фестиваль фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!», в организации проведения которого принимало РОКС. С января 2009 по 2013 гг. при РОКС выходило старообрядческое просветительское национально-культурное издание газета «Истоки Руси». Газета семейских Бурятии «Истоки Руси» выходила ежемесячно на протяжении 5 лет тиражом 3000 экземпляров и была рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся старой православной верой, традициями, обычаями, культурой русского народа. По финансовым проблемам с конца 2013 г. газета не печатается.

В июне 2011 г. в период празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства в республике прошли: Международная научная конференция по старообрядчеству и Межрегиональный фестиваль фольклорных старообрядческих коллективов «Раздайся, корогод!».

В с. Тарбагатай при огромном стечении народа рядом с бывшим старообрядческим кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии (ныне районная больница) установлен поклонный крест в память служения в этом храме святого священномученика епископа Афанасия арбагатайского. Организаторами и учредителями этих мероприятий выступили: Администрация президента и правительства РБ, Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив РБ, Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока РПСЦ, Министерство культуры РБ, ВСГАКИ, РОО «Общество культуры семейских РБ».
В 2013 г. Общество выиграло грант Правительства Республики Бурятии и создало Интернет-портал starover.net, который состоит из социальной сети, Энциклопедии «Старовер», портала видиофильмов о семейских Бурятии и староверах России и Зарубежья. В марте 2013 г. в РБ создана Общественная палата. На общественных выборах кандидат от РОО «Общество культуры семейских РБ» С.П. Петров был избран в ее состав. Коллеги доверили ему пост зам. председателя Общественной палаты РБ. В 2016 г. С.П. Петров был избран в во 2-й состав Общественной палаты Республики Бурятия.
Общество занимается активной издательской деятельностью. В 2009 г. в Улан-Удэ издана «История старообрядчества», в 2010 г. – «Русская Древлеправославная Церковь в Бурятии», в 2011 г. — «Русская Православная Старообрядческая Церковь в Бурятии», в 2013 г. вышла в свет книга «Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока». В 2015 г. издан Энциклопедический словарь «Старообрядцы (семейские) Бурятии».
Общество культуры семейских РБ инициировало проведение юбилейных мероприятий – 250-летие массового поселения старообрядцев (семейских) в Забайкалье в 2015 г. и приняло активное участие в организации и проведении II Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума». Юбилейные мероприятия прошли на государственном уровне с поддержкой Правительства и общественности Республики Бурятия. В рамках II Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» прошел Этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В работе Этнофорума участвовали патриарх Московский и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви Александр (Калинин), митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий (Титов), христиане Древлеправославной Поморской Церкви, а также представители различных старообрядческих общин и общественных организаций.

Общество поддерживает контакты со всеми старообрядческими общественными и религиозными организациями России и нашими соотечественниками за рубежом.
РОО «Общество культуры семейских РБ» является членом Ассоциации народов Республики Бурятии созданной на базе Дома дружбы Республики, принимает активное участие в ее работе.
Интересные факты о семейских:
— семейские являются старообрядцами, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье при разделе Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы;
— название «семейские» старообрядцам дали местные жители Забайкалья, так как переселены старообрядцы были не по одному, а целыми семьями, расселились большими группами и образовали целые деревни и села;
— предки старообрядцев пережили сложные исторические события, но не сломались. Семейские сохранили свои традиции, религиозное мировоззрение и особенности жизни, не смешались с православными и сохранили свои отличительные физические и нравственные черты. Смогли быстро освоиться на чужих землях, построили дома и завели хозяйство;

— язык семейских в основном относится к великорусскому. Постепенно к нему присоединились слова из украинского, польского и белорусского. Семейские, проживающие в Бурятии, заимствовали слова из бурятского языка. Раньше многие из них хорошо владели бурятским, в результате хозяйственно-бытовых контактов и межэтнических браков с бурятами;
— благодаря преданности старине, у семейских до сегодняшнего дня сохранились формы русской одежды, которые у других групп русских народов уже давно вытеснены европейскими предметами одежды. Женский костюм состоит из рубахи, прямого и косоклинного сарафана, пояса, фартука «запона», кички и кокошника. Из украшений носят дутые бусы, украшения из бисера, косник, украшают одежду и голову живыми и искусственными цветами, перьями селезня, налобную повязку из бисера. Мужчины семейских носили и до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из темных материй;
— особенно любят семейские женщины янтарные бусы. На праздники каждая надевает на шею от 3 до 8 связок таких бус. Янтарь очень ценится этим народом, они привезли его с собой из мест высылки в Прибалтике и Польше. Янтарь у семейских служит амулетом и лекарством. По причине нехватки йода, многие страдали от зоба. Поэтому до старости женщины носят под рубахой связку бус из янтаря. При болезнях щитовидной железы, растирали янтарь в порошок и принимали внутрь;

— у бурят старообрядцы заимствовали некоторые виды верхней одежды: меховые шапки «малай», доху, обувь унты и пимы. Зипуны, халаты и шубы шили с использованием покроя русского костюма;

— со своим приходом народность принесла на другие земли высокую сельскохозяйственную культуру. Издавна занимаются выращиванием овощей, картофеля, конопли, ячменя, гречихи, овса, пшеницы и ржи. Занимаются и скотоводством, держат коров, свиней, овец. Раньше охотились на изюбря и дикую козу;
— во второй половине 19 века, когда в Забайкалье началась добыча золота, семейские пошли работать на золотые прииски и считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В 1880-х годах только из одной Мухоршибирской волости на приисковые работы были наняты 780 семейских;
— семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Запрещены браки между родственниками до 8 колена, поэтому кровосмешения у них не было. В Забайкалье у семейских был самый высокий естественный прирост, женщины рожали от 10 до 24 детей. Издавна существовали родственные связи между семейскими и бурятами. В селе Хасурта население делилось на карымов и семейских. Карымами называли потомков смешанных браков между бурятами и русскими;
— семьи у народа патриархальные и традиционные. В больших усадьбах, состоящих из нескольких домов, живут до 4 поколений одной семьи. Землю и имущество старообрядцы делили редко. В семье муж считается главным. Строго порицаются измены. Наследство передается по мужской линии;
— семейские живут в деревянных домах, которые отличаются высоким крыльцом, округлыми углами внутри помещения, массивной матицей. Потолок делают из круглых бревен, полы выкладывают бревнами, колотыми пополам. Богато украшены в домах ставни и ворота. Масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписаны крупными стилизованными цветами;

— в фольклоре семейских присутствуют следующие жанры: обрядовая и календарно-обрядовая поэзия; лирические песни; несказочная проза; заговоры; похоронная причеть; загадки; поговорки; пословицы; частушки. Специфика жанров определена традициями, праздниками и обрядами народа, связанными с земледельческим календарем, семейными обрядами, которые присутствуют в жизни каждого семейского с рождения и до самой смерти;
— наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура народа прежде всего выделяется многоголосным неповторимым распевом. Присутствуют в некоторых селах индивидуальны черты музыкальных традиций. Широко распространены песни: хороводные, рекрутские, песни каторги и тюрьмы, которые семейские заимствовали у старожилов Забайкалья. В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры;

— у семейских существует выражение «не пить, не курить табак, не блудить, трудится», которое они издавна строго соблюдают. В каждом доме раньше ставили на видном месте полную бутылку водки. Это означало, что хозяин дома водку не пьет;
— запрещен у народа прием пищи вместе с иноверцами. Поэтому, когда к ним в гости приходили их друзья буряты, они не обижались, что их сажают трапезничать отдельно на лавку, из отдельной посуды. Они понимали, что это связано с религиозными взглядами семейских;
— в семьях всегда учат бережно относиться к вещам, особое уважение отдается хлебу. Почетного гостя всегда встречают хлебом и солью. Вместо «приятного аппетита» говорят «хлеб да соль». Перед едой читают молитву, входя в дом, молятся, осеняя себя крестом. Вместо «Спасибо» говорят «Спаси Христос»;
— всегда в семье семейских почитали и уважали старших, детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребенка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла, что плохо, а что хорошо, как вести себя в обществе, развивала смекалку и ум ребенка, учила песенкам, поговоркам, стихам, считалкам и загадкам.
