БУРЯТЫ: этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья; занимает 19 место по численности среди народов России. Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии. Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность бурят в России составляла 460 053 чел., из них в Бурятии – 295 273 чел. (30,17% населения Бурятии). Национальный язык — бурятский. Примерная общая численность бурят в мире составляет по различным оценкам от 550 000 до 690 000 чел.
Бурятские национальные праздники. Сурхарбан — бурятский спортивный народный праздник. История праздника уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже Сурхарбан стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось много народу, каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцов-богатырей), мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В настоящее время Сурхарбан — это соединение традиций и новых форм культуры. Он стал праздником спорта и воспевания пробуждающейся природы. Празднуют его один раз в год в начале лета в воскресный день. Праздник проводится во всех районах республики, после чего проходит главный праздник в ее столице – городе Улан-Удэ.
Сагаалган — праздник Белого месяца. День Нового года по лунному календарю приходится большей частью на разные числа февраля месяца. Этот период года связан с завершением годового хозяйственного цикла, когда минует суровое зимнее время, начинается потепление и вместе с ним пробуждение природы от зимней спячки. Сагаалган празднуют все жители Бурятии, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Люди ходят в гости друг к другу, устраивают застолья со священной белой пищей (молочными продуктами), младшие поздравляют старших, люди дарят друг другу подарки. В дни праздника проходят концерты, музыкальные фестивали, проводятся различные развлекательные мероприятия, фестивали мод и многое другое.
Бурятская национальная кухня. Буузы (позы) – традиционное бурятское блюдо. Готовятся на пару, в качестве основных компонентов начинка (фарш) содержит рублёное мясо и репчатый лук. Позы имеют форму чашечки, обычно с отверстием сверху. Диаметр готовых поз — примерно 5-8 см. Считается, что у позы должно быть 33 защипа. Едят позы традиционно руками, причём образовавшийся при приготовлении бульон внутри поз, надкусив у донышка, выпивают отдельно через образовавшееся отверстие. В г. Улан-Удэ, на территории храмового комплекса «Ринпоче Багша» установлена скульптурная композиция из тибетского момо и бурятской буузы, они изготовлены из монолитного белого мрамора. Среди других уникальных блюд бурятской кухни можно отметить бухлер, дамбар, хошхоног, ореомог, хушур, шарбин, сагудай, саламат, боовы, урмэ и, конечно же, неповторимый плиточный зеленый чай с молоком и целебный чай из Тункинской долины Саган-дали (Саган Дайля).
АССОЦИАЦИЯ ЗЕМЛЯЧЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Руководитель Турбянов Баир Борисович
Заместители председателя: Цыретарова Маргарита Васильевна, Санданов Батор Базарсадаевич
Региональная общественная организация
«БУРЯАД СОЕЛ» (Бурятская культура)
Председатель – Санжиев Солбон Дугарович
Зам. председателя – Гармаева Оксана Викторовна
РОО «Буряад соел» с 2014 года организует и проводит обучение бурятскому языку, по данному социальному проекту обучено более 350 человек. Занимались и издательской деятельностью: бурятские сказки, предания, песни издавались тиражами 300-500 экземпляров, всего более 50 наименований книг и брошюр 2013-2016 г.г. Было напечатано 300 учебников по учебной программе «Мэндэ».

В раборганизации участвуют приглашенные преподаватели бурятского языка, преподаватели бурят-монгольской письменности (Байминова Людмила Сергеевна, Бадагаров Баяндалай Аюшеевич), каллиграфии (Булгутова Арюна Бато-Жаргаловна и Бадмаева Раиса Цыренжаповна), преподаются бурятские танцы (Аюшеев Сергей Эрдынеевич заслуженный артист РФ) и занимается вокальная группа (Намжилон Светлана Намсараевна заслуженный работник культуры РБ; Чимитова Соелма Цыреновна заслуженная артистка РБ), проводятся занятия по шитью национальной одежды (мастера Хабусова Санжидма Бабуевна и Хубитуева Наталья Доржиевна), мастер классы «буряад зураг» (Дашеева Туяна Мунко-Жаргаловна) и др. Издано учебное пособие в помощь изучающим родную письменность (авторы Ширеторов Чингис Пурбоевич и Сотников Иннокентий Владимирович). Также проводятся занятия для продолжающих, желающих совершенствовать свои умения и навыки Монгол бэшэг (Сотников Иннокентий Владимирович), и выездные 14-дневные курсы (проводились в г. Гусиноозерск и г. Закаменск). За 2016 — март 2020 обучены вертикальному письму 275 человек.

В октябре 2018 г, феврале и августе 2019 г для проведения курса обучения приглашен известный мастер художественной каллиграфии Э. Арюунболд, организованы 3 выставки каллиграфических работ — в БНЦ и Музее истории Бурятии, выставка в Галерее Л. Бардамова проходит по настоящее время.Проводятся встречи с творческими людьми Бурятии в рамках клуба «Зугааша» (проводится для обучающихся родному языку как погружение в языковую среду через общение с интересными людьми — носителями языка и культуры). Например, 2018 г были приглашены учитель письменности Монгол бэшэг Сотников И.В., Дугаров Б.С., писатель, поэт, переводчик, этнограф, д.и.н, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.; Дугаров Зандан, скульптор, председатель регионального общественного фонда возрождения старобурятского искусства «Буряад Зураг»; Цыденов Баир, мастер по изготовлению морин хууров; Цыдендамба Чимитов, дархан; знаток традиций баргузинских бурят Будзанаева Э.Д., мастер каллиграфии Ариунболд Э., сказительница Урбаева Б.И.; доктора наук, специалисты БНЦ СОРАН Бадмаева Л. Б., Очирова Г. Н.; профессор кафедры философии Тувинского государственного университета, заведующий лабораторией «кочевых» цивилизаций, академик РАСН и МАИ (Нью-Йорк), почетный доктор буддийской философии Института буддизма БТСР, заслуженный деятель науки Республики Тува Абаев Н.В. Все эти встречи в записи транслируются на канале youtube “Yзэсхэлэн» — Бурят-монгольский канал https://www.youtube.com/uzectv/.

Ежегодно встречаются все участники движения и обучающиеся в дни празднования Сагаалгана, на выпускном, «Дне матери», проводятся Новогодние детские елки и другие мероприятия. Осуществлены были культурные выезды и этно-туры для знакомства с традициями: в Ацагатский дацан, музей Агвана Доржиева, на Меркитскую крепость и Тугнуйские столбы, в Алханай, в Табхар, культурные выходы в театры, музеи, на выставки, ежегодно принимаем активное участие в фестивале «Ночь ёохора» и «Глобальный ёохор», Сурхарбане, фестивале «Голос кочевников», в 2017 и 2019 г.г. принимали активное участие в Республиканском фестивале этнических культур «Караван дружбы» совместно с РЦНТ; в Конкурсе социально-ориентированных НКО; в Республиканском фестивале традиционных игр; участвовали в Ердынских играх, Фестивале эхиритов в Корсаково; в различных выставках и мастер классах по письменности и каллиграфии.
«Буряад соел» — победитель гранта 2017 г с этнокультурным проектом «Серебряный Лотос» (140 тыс. руб. из республиканского бюджета грантов на реализацию проектов в сфере межэтнических отношений в Республике Бурятия). В рамках этого проекта по расписанию проходили мастер-классы по пошиву национальной одежды, пошиву шапок, каллиграфии Монгол бэшэг, изготовление морин хуура и игра на морин хууре, бисероплетению, этноросписи по ткани, бурятским ювелирным украшениям, буряад зураг и др. Выездные презентации и мастер-классы по Монгол бэшэг, этноросписи по ткани и бурятским ювелирным украшениям проводятся регулярно по приглашениям музеев, учебных заведений города.
В 2017 году также стали победителями конкурса Президентских грантов с проектом «Создание центра по сохранению и популяризации бурятской культуры, письменности и языка» — комплексные курсы по изучению бурятского языка для взрослых и детей, занятия по освоению письменности Монгол бэшэг, традиционному танцу, народному вокалу, каллиграфии.

В 2020 г стали победителями 2 конкурсов грантов из республиканского бюджета с проектами «Организация и проведение выставки бурят-монгольской каллиграфии в рамках международной научной конференции «Эпос „Гэсэр“ — духовное наследие народов Центральной Азии» и «Манай баялиг» для желающих освоить разговорный бурятский язык (независимо от места проживания и национальности).

5 марта 2020 г в Национальной библиотеке Республики Бурятия провели круглый стол с участием ученых ИМБТ СО РАН, ВСГИК, представителей правительства РБ, министерств образования и науки, культуры, спорта, Союза художников, руководителей общественных организаций Республики Бурятия и Иркутской области, творческой интеллигенции и заинтересованных граждан, темой которого стали история празднования 1000-летия эпоса в 90-х годах, план совместных действий для подготовки и проведения мероприятий в этом году, посвященных 1025-летию эпоса. В планах организовать выставку картин в БНЦ во время международной научной конференции, экспонировать ее в учебных заведениях города, провести лекции по Гэсэриаде для учителей школ, автопробег «Под знаменем Гэсэра» по этнической Бурятии.

Интересные факты о бурятах:
— в русских документах XVII-XVIII вв. бурятов именовали “братские люди”. “Братские люди” – это твердое произношение русскими этнонима “буряты”. По другой версии, этноним “бурят” связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка (“бури” монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа – первоначального носителя этнонима “буряты”. По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей Предбайкалья «бураад» – “лесные” жители от слова “бураа” – “густая роща”, “лесная чаша”. Предположительно название народности могло произойти и от монгольского корня “бул”, что означает “лесной человек”, “охотник”, по другой версии от корня “бу” – ловец соболя;
— среди бурят выделяются следующие этнические группы (4 племени): булагаты (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), эхириты (Баргузинский, Баяндаевский, Кударинский районы Бурятии, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), хонгодоры (буряты Иркутской области вне Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), хоринцы (Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский и другие районы Бурятии). Существует также деление по территориальному признаку — нижнеудинские, аларские, боханские, нукутские, осинские, ольхонские, баргузинские, тункинские, хоринские, агинские, шэнэхэнские, селенгинские и др.;

— Бурятия – пример уникального синтеза буддизма и шаманизма, где древнейшие традиции переплелись с реалиями современности, создав самобытную культуру. В отличие от представителей многих других народов жители Бурятии не противопоставляют одну религию или систему верований другой. Здесь могут одновременно придерживаются и ламаизма (течение в буддизме, зародившееся в Тибете), и шаманизма;
— проезжая по Бурятии, часто можно увидеть деревянные или каменные столбы (сэргэ), украшенные разноцветными ленточками (залаа). Их устанавливают в особых местах, которые называются «бариса». Здесь поклоняются духам. Примечательно, что сэргэ раньше устанавливали у каждой юрты, ведь изначально это был не культовый объект, а столб для привязывания лошадей. Сейчас сэргэ чаще встречаются вдоль дорог. Проезжая мимо такого места автомобилисты оставляют духам разные подношения, чтобы в пути все было благополучно. Обычно бросают монетки, конфеты, сигареты (бурятские духи тоже могут курить), а также брызгают на землю несколько капель алкоголя. По мнению жителей края, любая роща, водоем или гора имеют собственного покровителя (эжина). Ленточка, привязанная на культовый столб, является просьбой человека к духу этого места. Буряты верят: когда ветер колышет залаа, их молитвы о процветании, достатке, здоровье, личном счастье доносятся до высших сил;
— в особых, священных местах можно встретить скопления камней, которые называются «обо». Их приносят паломники, чтобы отдать дань уважения духам этих мест. Некоторые из таких святилищ существуют с незапамятных времен. Здесь люди ведут себя, как в храме. Нельзя ни ругаться, ни смеяться, негативные мысли также под запретом. Паломники возносят молитвы к многочисленным богам, а шаманы совершают ритуальные жертвоприношения;

— обряд жертвоприношения, когда духи получают различные напитки, у бурятов называется «сасали» (или «сасли» – зависит от диалекта). Это могут быть молочные напитки, купленное в магазине спиртное, но чаще всего – тарасун. Так называют местную водку, которую готовят по старинной технологии из забродившего молока. Самодельные самогонные аппараты есть у многих бурятов, ведь без тарасуна не обходится ни одно дружеское застолье, ни один семейный праздник. Перед тем как начать застолье, буряты брызгают несколько капель тарасуна или другого алкогольного напитка на стол или на пол. Упавшие капли считаются подношением духам. Так распитие спиртного в Бурятии совмещается с обрядовым действием, имеющим сакральное значение;
— к традициям бурятского народа относился обычай совершать помолвку жениха и невесты еще в младенчестве. Приезжали сваты и долго торговались насчет размеров калыма, делая поправку на финансовое положение сторон. Издревна тщательно соблюдали принцип недопустимости кровосмешения. Невеста должна быть выбрана непременно из другого рода, даже если родственная связь была условной и выражалась в общем предке через девять поколений, на такой союз налагалось строгое табу;

— свадебные обряды бурятов тоже отличаются своей необычностью, ведь они основаны на традициях шаманизма. Прежде всего, местные женихи и невесты должны воздать дань уважения духам предков своих избранников. Например, девушка совершает обряд поднесения масла огню. Раньше это происходило в юрте, где будут жить молодые. Сейчас для свадебных ритуалов специально возводится временная праздничная юрта. Невеста должна обвести чашу с маслом три раза над очагом, а затем вылить все содержимое прямо в огонь. Ярко вспыхнувшее при этом пламя предвещает благополучие и достаток для новой семьи. Этот древнейший обычай существует в Бурятии еще с тех времен, когда человеческая жизнь во многом зависела от поддержания огня в очаге, ведь если он погаснет, люди могли умереть от холода и голода. Интересно, что свадебный наряд невесты, как правило, украшали стилизованные изображения солнца, а одежду жениха расшивали лунной символикой. Вопреки устоявшимся у многих других народов представлениям, дневное светило считается у бурятов олицетворением женского начала, а ночное – мужским;

— в быту у бурят ярко проявлялись черты патриархально-родового общества. Улусы делились на роды, затем на семьи, и каждый бурят должен был знать своих прародителей, уметь назвать своих предков по мужской линии вплоть до девятого колена;

— для бурят понятие «быть счастливым» связано прежде всего с детьми, потомством. В представлениях бурятского народа, мужчина должен был быть богат не только скотом, но и детьми, особенно сыновьями, что дети – главное счастье человека, продолжатели его рода, его трудов. Новорожденным мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки — барана. После рождения проводилось много обрядов для очищения и защиты;

— считалось, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость. Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребенка. Ребенка, чтобы не сглазить, вне семьи следовало называть страшненьким, безобразным, плохим, глупым и так далее. Было запрещено хвалить ребенка при чужих людях, даже если он это заслужил;

— издавна существовала традиция, придя в чужой дом, не наступать порог. Дело в том, что тот, кто специально наступает на порог, желает хозяевам неудачи и скрывает злые намерения. Перед порогом снаружи юрты необходимо было оставлять своё оружие и поклажу. Так человек демонстрировал, что пришёл с честными помыслами и полностью доверяет людям, живущим здесь.
