СОЙОТЫ: один из коренных малочисленных народов Сибири, являются потомками саянских самодийцев, бывших частью древнейшего населения Восточных Саян. Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность сойотов в России составляла 4 368 чел., из них в Бурятии — 4 316 чел. (0,44%). Изначально сойоты говорили на вымершем сейчас языке, который относился к самодийской группе уральской языковой семьи, впоследствии перешли на сойотско-цаатанский язык (близкий тувинскому). В настоящее время идет работа над возрождением сойотского языка.

Улуг-Даг  — национальный праздник сойотов,  посвященный популяризации, сохранению и развитию сойотской культуры. В спортивную программу входят национальная игра «тэбэг» (набивание ногой свинчатки, зашитой в кожу), метание аркана, стрельба из лука, прыжки через нарты, hэер шаалган (ломание хребтовой кости), перенос камня, перетягивание каната и, конечно, борьба. На народном празднике также проводится конкурс красавиц «Чарас Гас», творческие конкурсы декоративно-прикладного искусства, рисунков, на лучший логотип праздника «Улуг-Даг», традиционного жилища «Улуг-Даг» и фотографий «Жизнь и быт сойотов», устраиваются мастер-классы по декоративно-прикладному искусству.

 Национальная кухня сойотов. Блюда из оленины. В основном блюда национальной сойотской кухни готовились из продуктов, добываемых охотниками в тайге. В ней превалировали мясо­молочные продукты, меньшее значение имела растительная и рыбная пища. Мясо оленей употреблялось в вареном, вяленом и сушеном виде. В пищу употреблялись все внутренности оленя. Под влиянием бурятской кухни пища сойотов пополнилась новыми блюдами. Мясная пища, первоначально включавшая блюда и снедь из оленины и дикого мяса, обогатилась рецептами кушаний, приготовленных из других сортов мяса (говядины, баранины, конины). Готовили мясные супы, отварное мясо, колбасы, субпродукты. Деликатесами считались вареный или жареный олений язык и губы. Из оленьего молока делали мягкие сыры.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

Президент ШЕМЕТОВА НАДЕЖДА ЕГОРОВНА

 

Интересные факты о сойотах:

— этноним сойот восходит к одному из родовых названий — соян (соет, сойонг). К нему же восходит название горного хребта — Саяны (Саянская землица в русских документах 17-18 веков), место, где обитали люди, принадлежавшие к роду (или родам) саян. Сойоты ранее занимали достаточно большие территории в горах и в Тункинской долине;

— Окинский район Бурятии, в котором проживает основная часть сойотов, граничит с Тоджинским районом Республики Тува, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Хубсугульским аймаком Монголии, на севере которого живет родственный им народ цаатаны. Все три этнические общности — сойоты Бурятии, тоджинцы Тувы и цаатаны Монголии близки друг другу по языку (все три языка относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков), типу хозяйства (охотники и таежные оленеводы, разводившие яков, хайнаков и оленей)), образу жизни;

— сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения Восточных Саян, впоследствии подвергшихся тюркизации. Позднее в результате тесных этнокультурных контактов с бурятами произошла вторичная смена языка, сойоты переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу;

— известно, что по переписи населения 1926 года на территории Тункинского района, куда входила она, проживало всего 161 человек сойотов. Хотя в конце XIX века на данной территории насчитывалось более 2000 человек. По данным Переписи населения 2020 года — 4 368;

— в 1926 году Иркутским местным комитетом Севера была организована экспедиция для полного статистико-экономического, бытового и медико-санитарного обследования окинских сойотов. Возглавлял ее профессор Б.3. Петри. Начался процесс консолидации этноса, в результате чего сойоты сосредоточились в районе нынешней сойотской администрации в Окинском районе Бурятии, образовав сойотский родовой туземный Совет. Одновременно была послана делегация с просьбой помочь создать национально-территориальное образование и признать сойотов малой народностью Севера. При содействии Б.Э. Петри, по представленным им результатам экспедиции, ЦИК СССР признал сойотов таковыми;

— в 1992 г. по инициативе жителей с. Сорок Окинского района был создан Центр сойотской культуры, призванный содействовать культурному и духовному возрождению этноса;

— в октябре 1993 года о сойотах — возрождающемся этносе Бурятии было заявлено на Международной научной конференции по проблемам малочисленных народов Севера. В июле 1993 года Указом Президиума Верховного Совета Республики Бурятия был создан Сойотский национальный сельский Совет (ныне Сойотская сельская администрация), создана ассоциация сойотов Окинского района. В середине 90-х годов, Совет Министров и Верховный Суд Республики Бурятии неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации (т.т. Ю.Ф.Ярову, С.М.Шахраю и др.) с просьбой рассмотреть и решить сойотский вопрос. Однако, по разным причинам и, главным образом, ввиду того, что сойоты как народность не были учтены в переписях населения 1959, 1979, 1989 г.г., вопрос на федеральном уровне не рассматривался;

— распоряжением Президента Республики Бурятия № 36-РП от 01.11.94 г. Госкомстатом республики в январе 1995 г. была проведена локальная перепись населения Окинского района. По итогам переписи в статистических материалах было зафиксировано 4615 человек, из них отнесено к сойотам 1973 человека, что составляет 42,8 % из общего числа населения района;

— для возрождения сойотского языка в 2001 году впервые для него (сойотского варианта сойотско-цаатанского языка) была разработана письменность на основе кириллицы, начато издание букваря и учебных пособий. В 2003 году издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». С 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии;

— основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас, является кочевое оленеводство и яководство. В качестве подсобного промысла остаётся охота. До 1951 года в районе стабильно развивалась такая отрасль животноводства как оленеводство, поголовье которых достигло 557 голов, это было практически основным, наравне с охотой, занятием сойотов;

— в основе традиционной социальной организации сойотов лежит объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из родовых старейшин. Известны роды иркит, хаасуут и онхот;

— традиционный сойотский костюм утрачен. Известно, что верхней одеждой служила скроенная прямо шуба из оленьей кожи, степень выделки которой зависела от сезона. Зажиточные сойтоы украшали ее по полу и подолу оленьим мехом контрастных оттенков, пушниной. С приходом бурят сойоты переняли их традиционный костюм, шившийся из покупных тканей;

— в одном из казацких свидетельств описана традиция сойотов «брить головы кобылам и женщинам». Объяснением этому служило мнение, что с древних времен гривы носят лишь жеребцы, поэтому длинные волосы позволено носить только мужчинам. Распущенными они волосы не оставляли: заплетали в косу;

— в жизни сойотов господствовал патриархальный уклад. Мужчина занимался охотой, оленеводством, на плечи женщины ложился полный комплекс хозяйственно-бытовых дел. Дочери и жены готовили пищу, выделывали кожи, плели веревки, ухаживали за домашним скотом;

— запрещались браки внутри рода. Свадьба осуществлялась сговором, лучшим временем считалось полнолуние — Саган-Сара. Свадебный обряд начинался с приезда сватов Эгэ-Тутхаху к родным невесты для заключения предварительного сговора. Если настрой был положительным, следующий визит проходил совместно с женихом. В семье девушки резали барана, устраивали пир, обсуждали размер калыма. После его выплаты шаман проводил свадебный обряд с использованием крови и огня;

— древняя религия сойтов представляет комплекс верований, основанный на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. Горы выступали центром мироздания, связывали людей с космосом, высшими небесными божествами. Традиционный молельный обряд — «Ахын 13 хаданууд», посвященный вершинам тринадцати саянских гор. На одном из склонов горы шаман разводил священный костер, окуривая окрестности ветками можжевельника, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево, на котором вешали ленты: оленеводы — белого цвета, охотники — красного;

— возрождён национальный сойотский праздник Жогтаар («Встреча»), который в 2004 году был переименован в Улуг-Даг («Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан).

Сойоты
Яндекс.Метрика