ТАТАРЫ:    тюркский народ, занимает 2 место по численности среди народов России, составляют более половины населения Республики Татарстан. Делятся на волго-уральских, астраханских, крымских и сибирских татар. Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность татар в России составляла 4 713 669 чел., из них в Бурятии проживает 4 035 чел. (0,41% населения Бурятии). Национальный язык — татарский. Всего в мире насчитывается около 8 млн татар.

Сабантуй – древний татарский народный праздник, проводимый весной по окончании посевных работ. Все самобытные традиции, красивые обычаи, песни, обряды, народные игры (бег с коромыслами, бой мешками, разбивание горшков с закрытыми глазами  и мн. др.), национальная борьба — курэш соединились в этом празднестве, органично вошедшем в душу народа. Праздник является символом красоты и силы, радости труда, воли к победе и жизнелюбия. Он стал долгожданным и радостным событием во многих регионах России и странах мира. Байкальский Сабантуй ежегодно проводится в разных районах Бурятии, начиная с 2005 года.

Фото: архив РНКАТ

Татарская национальная кухня. Чак-чак — традиционная восточная сладость тюркских народов, представляющая собой изделие из пресного теста с медом. У татар принято встречать дорогих гостей чак-чаком. Чак-чак готовят из мягкого теста, из которого формируются тонкие короткие палочки или шарики величиной с орешек, обжариваются на масле, а затем поливаются горячей массой, приготовленной на основе меда. Блюду придаётся нужная форма, традиционно в виде горки. По желанию чак-чак можно украсить орехами и сухофруктами, в Бурятии готовят свой уникальный «Байкальский чак-чак с кедровыми орешками». Другие известные блюда татарской кухни: на горячее – бешбармак, токмач, азу, шурпа, катлама; закуски – кызылык и калжа;  выпечка – эчпочмак, перемячи, кыстыбый, балеш; сладости — кош-теле, губадия, сметанник, коймак; татарский хлеб — кабартма и икмэк; среди напитков — кумыс, айран, катык, чай и шербет.

 

Фото: Аркадий Зарубин

Фото: Анатолий Разгуляев

Общественная организация

Региональная национально-культурная автономия татар Бурятии

Председатель Совета — Баталова Сажида Растамовна, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, к. п. н., доцент

  • 1997 – создание Татарского культурного центра Республики Бурятия
  • 2005 – создание РНКАТ РБ
  • 2010 – создание Татарского молодежного центра РНКАТ «Тамырлар»
  • 2005 -2024 – проведены 16 Байкальских Сабантуев
  • 2008-2010 – участие в строительстве Центральной мечети г. Улан-Удэ.
  • 2017 — создание концепции Байкальского исламского культурно-просветительского комплекса «Иман»
  • с 2011 года функционирует татарский офис, кабинеты для занятий в Доме дружбы народов
  • 4-е переиздание монографии «Татары на Байкале», издание Энциклопедии этнокультурных проектов, издание книги «ФНКАТ: движение во времени»
  • 3 воскресные татарские школы, 8 творческих коллективов, 11 лет Школе танца «Байкал-Идель»
  • открытие музеев татарского быта и брендов сел с компактным проживанием татар в Бурятии «Ана кое – колодец матери» в Старом Онохое, «Алмагачлар» в Усть-Кяхте, «Истелек» в Харашибири, «Умырзая» в Тэгде
  • участие РНКАТ в 35 федеральных и региональных проектах.

Появление поволжских татар на территории Бурятии началось с заселением Восточной Сибири и Дальнего Востока и нала­живанием торговых и производственных отношений этих регионов с Центральной Россией. По статистическим сведениям Забайкальской области за 1870 г., в Забайкальском казачьем войске числились 108 мусульман-татар (с семьями). Более половины татар, записанных в ку­печество (15 человек), жили в Верхнеудинске, составляя 6,2% городского купечества. В лавках Малого Гостиного Двора торговлю вели купцы Хайретдинов, Курунгулов и известный меценат Прибайкалья Хамидулла Фаткуллин.

В конце 80-х гг. XIX века в Верхнеудинске существовала мусульманская община, имелось та­тарское кладбище. В это же время в Казани обучалось большинство известных ученых Бурятии.

В 1907-1910 гг. на выделенном городской думой земельном участке была построена деревянная мечеть. Ровно через 100 лет, в 2007 году, было начато строительство мечети г. Улан-Удэ, в котором активное участие приняли татары Бурятии. С июня 2010 года мечеть открыта для верующих. Председателем мусульманской религиозной организации Республики Бурятия является уроженец Казани Басыр Нургалиев.

Во втором десяти­летии ХХ века в регионе появились татары-земледельцы, прибывшие сюда в рамках государ­ственной переселенческой политики (1939-1959 гг.), их общая численность составила около 20 тысяч человек.

Фото: архив РНКАТ

Учитывая трудолюбие и ответственность татар, руководство Бурят-Монгольской АССР убе­дительно просило Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова потребовать одно­значного и безусловного выполнения Татарским обкомом КПСС плана по вербовке и пере­селению татар в Бурятию. По архивным данным, из всех переселенцев в Бурятскую АССР по этой программе 60-70% составили татары. В год цифра доходила в среднем до 400-600 се­мей. Со своей стороны Бурятия помогала пере­селенцам получить землю, дом, подъемные для жизни на новом месте.

Значительный приток татар был при стро­ительстве гигантов индустрии Бурятии — локомотивовагоноремонтного завода и авиаза­вода. В 1970-х гг. вместе с представителями других народов татары приехали строить Бай­кало-Амурскую магистраль. Татары-военные несли и несут армейскую службу на границах Бурятии и в Улан-Удэ. Многие остаются тут, встретив свою судьбу, навсегда. На мемориале Победы г. Улан-Удэ увековечено имя Героя Советского Союза Акрама Валеева, который ушел на войну из Баунтовского района Бурятии.

Фото: архив РНКАТ

По данным переписи населения 2010 г., в Бурятии татары составляют 6813 человек (0,7%) и по численности занимают третье место после русских и бурят. Татары проживают фактически во всех районах Бурятии, значительное число компактных поселений находится в с. Старый Онохой (30,2% из общего количества населения, или 892 человека), Татарский Ключ, Ангир, Унэгэтэй, Онохой Заиграевского района, с. Харашибирь Мухоршибирского района, п. Селенду-ма Селенгинского района, в с. Тэгда, Баянгол, Георгиевка, Верхние Тальцы Хоринского района и в Кижингинском районе, широко представлены в г. Гусиноозерске, Кяхтинском, Баргузинском, Курумканском, Северобайкальском районах.

По данным переписи населения 2010 г., в Бурятии татары составляют 6813 человек (0,7%) и по численности занимают третье место после русских и бурят.

Татарский культурный центр Республики Бурятия был основан в августе 1997 г. В апреле 2005 г. создана Региональная националь­но-культурная автономия татар Бурятии. В состав организации входят 3 местные национально-культурные авто­номии татар и татарский молодежный центр «Тамырлар».

Фото: Эдуард Макаров

100 лет назад в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) звучали татарские мелодии, играла гармошка, шумел Сабантуй. С 2005 года РНКАТ возродила этот праздник. И теперь ежегодно в Бурятии проводится региональный Байкаль­ский Сабантуй, в котором принимают участие более тысячи человек. За 14 лет «кочевой» Байкальский Сабантуй побывал в Старом Оно-хое, Мухоршибири, Харашибири, Саган-Нуре, в Юбилейном, Усть-Кяхте и Улан-Удэ, объединив вокруг себя более 15 тысяч жителей и гостей республики. В нем приняли участие свыше 100 самодеятельных коллективов, более 5 тысяч детей и представителей молодежи разных наци­ональностей, порядка 150 сел и делегаций районов, соседних регионов и Республики Татар­стан. В 2015 году в селе Юбилейном Баргузинского района за 440 км от Улан-Удэ прошел юби­лейный, десятый Байкальский Сабантуй, который впервые за 80 лет увидели местные татары. В 2018 году Сабантуй состоялся в селе Усть-Кяхта приграничного Кяхтинского района Бурятии с Монголией. В 2019 г. Сабантуй развернул свои площадки в живописном месте возле озера села Баянгол Хоринского района.

Фото: архив РНКАТ

Татарскую культуру в республике представляют вокально-эстрадная группа с татарским компонентом «Лаккитон», фольклорные коллективы «Шатлык» (с. Харашбирь), «Алмагач чачаклэре» (с. Мухоршибирь), «Салават купере» и «Аккошлар» (с. Старый Онохой), «Умырзая» (с.Тэгда). Этногруппа «Лаккитон» — дипломант международного конкурса «Татар моны» (Казань, 2009), междуна­родного конкурса-фестиваля «Урал моны» (Уфа, 2008), межрегионального конкурса «Себер йолдызлары» (Новосибирск, 2008).

В 2009 году, к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государ­ства, РНКАТ на базе лингвистической гимназии №3 была создана школа танца «Байкал-Идель» (рук. — Татьяна Валиева). За десять лет школьники стали лауреатами и дипломантами многих международных, российских и региональных конкурсов, ярко и зрелищно демонстрируя куль­туру татарского и бурятского народов всему миру. В 2015 году при поддержке Минкультуры РТ артисты показали этнофеерию «Сказание о древних татарах», посвященную 10-летию ав­тономии татар Бурятии. В 2017 году юные таланты завоевали Гран-при XIX Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Слияние культур» в г. Казани. В 2021 г. – бриллиантовый Гран-при в г. Пекин КНР.

Фото: архив ИД ЭКОС

В 2013-2018 гг. РНКАТ выиграла шесть грантов Министерства культуры РТ, в том числе по проведению лаборатории креативных проектов «Кызу жэй на Байкале» для молодежи из Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, созданию мест этнографического и сельского туризма «Байкальские татары: приезжай, покочуем!», организации первого форума татарских национально-культурных объединений Байкальского региона «Байкал-Джиен». В 2017 году стартовал республиканский конкурс научно-исследовательских работ школьников «Хранители традиций», посвященный памяти о поволжских татарах, волею судеб попавших в Бурятию. В 2018 году РНКАТ провела конкурс молодежных проектов «Татар фест на Байкале», где призерами стали проекты «Токмач баттл», «Байкуль татар кызы» и «Эбинец сандыгы». В 2020-2021 году РНКАТ активно участвуют в международном Татарча диктант (от 16 до 96 участников), в международном конкурса «Джалиловские чтения» (2021 г., 3 место в финале). Проводит Бэлиш-фест на площадках Дома дружбы и СКЦ «Кристалл».

В 2020 году РНКАТ инициировала масштабный онлайн турмаршрут «Татарские узоры Бурятии», который состоит из полноценных экскурсий по музеям татарского быта республики в селах Старый Онохой, Харашибирь, Тэгда и Усть-Кяхта, где активистами созданы музейные экспозиции, собираются предметы старинной утвари и традиционного уклада татар, возрождаются традиции и обычаи татар. Проект посвящен 100-летию ТАССР,  15-летию Автономии татар Бурятии и направлен на развитие татарского этнокультурного туризма в республике. Автономией организовано продуктивное взаимодействие с национально-культурными центрами и автономиями Сибири, Сахалина, Урала, Поволжья, Крыма, гор. Москва, Касимов и Ярославль.

Фото: архив РНКАТОщутимую помощь РНКАТ оказывает Ре­спублика Татарстан: Федеральная националь­но-культурная автономия татар, Исполком Всемирного конгресса татар, Министерство культуры и Министерство образования и на­уки РТ в рамках госпрограмм поддержки со­племенников, живущих в регионах России. Это ежегодный приезд из Казани на Сабантуй и Дни татарской культуры творческой интелли­генции, профессиональных коллективов, мето­дическое обеспечение деятельности (учебная и художественная литература, мультимедийные издания, энциклопедии, справочники, газеты и журналы) и приглашение РНКАТ на съезды, фо­румы, конференции, Федеральный и сельский Сабантуи.

Фото: Эдуард Макаров

В 2015 и в 2021 году Автономия татар Бурятии встречала Президента РТ Рустама Минниханова, в рамках встречи было даны ряд поручений, которые продолжают исполняться. По итогам рабочего визита в Республику Бурятию 04.03.2021 года Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым были приняты решения, касающиеся поддержки деятельности Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии (№ПР-63 РТ от 15.03.202, в том числе в части финансирования строительства музея-усадьбы «Алмагачлар Усть-Кяхты»).

При поддержке Главы Республики Бурятия А.С. Цыденова, Правительства Республики Бурятия и Администрации «Кяхтинского района» с 15.09.2021 года Автономией татар Бурятии начато строительство Музея.Параллельно был запущен марафон по сбору старинных экспонатов, предметов татарского быта (узорных полотенец, подушек, ковриков, посуды, мебели и др.) для музея-усадьбы.

РНКАТ как ресурсный центр развития этнокультуры и диалога культур.

С 2010 года активно работает Татарский молодежный центр РНКАТ «Тамырлар» (рук. Назиля Саттарова). За по­следние пять лет татарская молодежь побывала на межрегиональных фестивалях татарской и тюркской молодежи, на форуме татарской молодежи Байкала, в молодежном лагере «Идель» г. Казани, пять человек поступили в вузы РТ. Молодежь постоянно выезжает на Форумы в Ка­зань, Новосибирск, Иркутск, совместно с РНКАТ организует Форумы в Бурятии. В 2018 году впервые молодежь провела региональный этап международного конкурса «Татар кызы», по­бедительница которого Амина Хуснутдинова достойно представила Бурятию в Казани.

Фото: Эдуард Макаров

При автономии действуют 4 воскресные татарские школы со смешанными группами (на­чальный уровень) в селах Старый Онохой, Харашибирь, Тэгде и в Усть-Кяхте.

В рамках проекта «Караван дружбы» телекомпанией АТВ созданы фильмы про Байкальский Сабантуй «Родовое древо. Михайловы», на федеральном канале «Россия» были показаны цикл передач «Мусульмане Бурятии» и сюжеты о жизни татар-мусульман в Бурятии телекана­ла Russua Today, а также видеосюжеты о Байкальском Сабантуе на ГТРК Бурятии. В декабре 2018 г. государственная телерадиокомпания РТ «ТНВ-Планета» и ведущая Гулия Садыкова сняли восемь сюжетов о татарах Бурятии. РНКАТ имеет свой сайт (http://tat-baikaL.ru), пред­ставлена в «Фейсбуке» (https://www.facebook.com/groups/1284884821604831), на сайте ВКТ и Дома дружбы народов Бурятии.

Фото: Эдуард Макаров

С 2013 года РНКАТ начала разработку проектов по созданию мест сельского этнографического туризма в местах компактного проживания татар в Бурятии, что вызывает интерес не только у жителей, но и гостей республики из Монголии, Китая, Кореи, СНГ. Сегодня, это развитие туристского бренда «Байкальский Сабантуй», гастрономического бренда «Байкальский чак-чак»; создание музеев татарского быта и татарского подворья «Ана кое — колодец матери» в с. Старый Онохой и музея-усадьбы татарского быта «Алма ата – цветущие яблони» в селе Усть-Кяхта, «Умырзая – когда расцветает тэгдинский подснежник» села Тэгда,  «Харашибирь – земля ранних жаворонков» с приемом гостей, показом традиционных обрядов, мастер-классами и дегустацией национальной кухни.

Председателем РНКАТ Сажидой Баталовой изданы учебные программы «Национальная кухня татар» и «Узорная кожа», электронное пособие «Культура татар». В 2016 году при грантовой поддержке конкурса президентских грантов, ФНКАТ и Администрации главы РБ опубликована «Энциклопедия этнокультурных проектов». В 2012 г. при поддержке Администрации Президента РБ и ФНКАТ издана коллективная монография «Региональная национально-культурная автономия татар Бурятии: история, становление и перспективы развития», в 2014-м при господдержке Министерства образования и науки РФ выпущено научное издание «Институт становления национально-культурных автономий в регионах России», которое пользуется большим спросом как в регионах, так и за рубежом. В 2016 г. на гранты Администрации Президента РФ, ФНКАТ и Минкультуры РТ вышла Энциклопедия этнокультурных проектов С. Баталовой, в 2017-2022 гг — книга «Татары на Байкале», изданная при грантовой поддержке Правительств РТ и РБ. Презентация книги «Татары на Байкале» прошла осенью 2020 года в музее истории г. Улан-Удэ.

В 2021-2023 году в рамках проекта «Татарская этника» разработано УМК «Уңышның орлыклары». Разработчик, рук. проекта, к. пед. н., доцент, засл. работник культуры РТ, член Общественного Совета Министерства культуры РТ, председатель Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии Баталова Сажида Растамовна. В УМК автором предложены модели этнокультурной творческой среды,  конспекты занятий для детей от 3-х до 10 лет, образовательные технологии, диагностические методики для мониторинга оценки качества обучения. Дидактический инструментарий нового поколения представлен мобильным приложением «Этнословарик 3D+» для смартфонов на татарском и русском языках, настольной семейной игрой «Татарская этника» с модулями «Праздники татар», «Кухня татар», «Топонимика татар», «Одежда татар» (#ТатарБәйрәмнәре, #ТатарРизыклары, #ТатарТопонимикасы, #ТатарКиеме).

Проект «Татарская этника» поддержан Федеральным агентством под делам национальностей по линии ФНКАТ и Комитетом по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы Республики Бурятии и Правительства Республики Бурятия

Издательский дом «Экос» выпустил журнал «Бурятия многоликая», в котором опубликованы 5 статей о «Татарской этнике», Татарча диктанте, татарах Бурятии, их проектах и этнотурах. Издан детский журнал «Ушкан», где есть публикации о проекте. Вместо 20  комплектов  игры «Татарская этника»  вместе с УМК в Республику Татарстан для регионов РФ будут переданы 1 тыс упаковок в рамках реализации проекта ФНКАТ

В проекте приняли участие 4 сельские школы, 1 детский сад,  4 музея татарского быта из 4 районов РБ и г. Улан-Удэ, 3 татарских НКЦ Прибайкалья и Забайкалья;

5 пилотных площадок проекта «Татарская этника» вошли в Проект- победитель Конкурса Фонда президентских грантов № 21-2-008203 «Байкальская этника: этнокультурное образование — детям и взрослым (рук. проекта Баталова С.Р.), который реализуется в 2021-2025 гг. в Бурятии и где принимают участие 5 пилотных образовательных площадок с татарским этнокультурным компонентом.

В рамках проекта «Караван дружбы» телекомпанией АТВ созданы фильмы про Байкальский Сабантуй «Родовое древо. Михайловы», на федеральном канале «Россия» были показаны цикл передач «Мусульмане Бурятии» и сюжеты о жизни татар-мусульман в Бурятии телекана­ла Russua Today, а также видеосюжеты о Байкальском Сабантуе на ГТРК Бурятии. В январе 2020 г. ГТРК РТ «ТНВ-Планета» показала фильм о татарах Бурятии. РНКАТ имеет страницу на сайте Дома дружбы народов Бурятии  https://xn—03-bddnbo9brx7a6g.xn--p1ai/archives/category/ulica-dobryx-sosedej/tatary-buryatii , Вконтакте https://vk.com/club218475503, на сайте ФНКАТ, Всемирного Конгресса татар.

Фото: Анатолий Разгуляев

Интересные факты о татарах:

— впервые слово «татары» появилось среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI-IX вв. к юго-востоку от Байкала. В XIII в. стало известно в Европе. В XIII—XIV вв. название распространялось на народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды;

— татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на диалекты — западный (мишарский), казанский (средний) и восточный (сибирскотатарский). Литературный язык татар сформировался на основе казанского диалекта;

— с X века по 1927 год у татар была письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская (яналиф), с 1936 года до настоящего времени на кириллической графической основе;

— согласно «Толковому словарю» Даля и Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, клич «ура» происходит от татарского слова «ур» — бей. По разным оценкам лингвистов, в русском языке от 10 до 25 процентов тюркско-татарских заимствований;

— в 1612 году в типографии немецкого города Лейпциг издана первая печатная книга на татарском языке;

— по результатам переписи 1897 года татары оказались одним из самых грамотных народов Российской Империи — население умело читать на родном языке и нередко на арабском или турецком;

— большинство верующих татар — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба;

— выражение «сирота казанская» идёт от завоевания Иваном Грозном Казани. Царь-победитель хотел расположить к себе местную знать и раздавал щедрые подарки как возмещение понесённых потерь. Некоторые делали вид, будто сильно пострадали от военных действий;

— Набережные челны — второй по величине город Татарстана;

— татары делятся на десять основных этнических групп. Помимо казанских, татар-мишари, касимовских, сибирских, пермских, астраханских татар и тептяри, есть ещё кряшены, исповедующие православие, польско-литовские татары (липки, белорусские татары), полностью утерявшие язык и нагайбаки — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества, исповедующих православие и по российскому законодательству официально считающихся коренным малочисленным народом;

— у татарского народа есть формировавшийся веками семейный уклад. В доме отец всегда главный, его воля — закон. Следующая по значимости роль отводится жёнам и матерям. Детей в татарской семье всегда учат помогать нуждающимся и с уважением относиться к старшим. Дочерей с малых лет также готовят к будущему замужеству — приучают заниматься хозяйством и следить за порядком в доме;

Фото: Эдуард Макаров

— исторически образ жизни татар предполагал подкованность во множестве практических навыков и умений, владение ремёслами. Женщины издревле занимались на дому ткачеством, плетением и вязанием. А каждый татарин-крестьянин мог самостоятельно произвести простейшую обработку шкур животных для бытовых нужд. Выделка кожи в целом считается одним из главных татарских ремёсел. На рубеже XIX–XX веков огромной популярностью пользовалась узорчатая обувь, богато украшенная орнаментами. Её продавали по всей России и даже поставляли за рубеж — в Англию, Францию. Татары изготавливали и продавали свои знаменитые туфли и сапоги из юфти и сафьяна — особым образом обработанной и окрашенной кожи;

Фото: архив РНКАТ

— из других ремёсел в ходу было плотничество, обработка металла и камня, золотошвейное дело. Ещё с древних времён татары также активно занимались торговлей — во многом благодаря выгодному расположению Волжской Булгарии между странами Запада и Востока;

— у татар два вида праздников: мусульманские религиозные (гает) и народные (байрам). Конкретные даты проведения и тех и других были связаны с хозяйственным циклом: началом или окончанием полевых работ, посевов и так далее. Также на точное время празднования могла влиять погода и решение совета старейшин;

Фото: Эдуард Макаров

— к религиозным праздникам относится Ураза-гаете — мужчины всех возрастов отправляются на утренний намаз, а женщины готовят завтрак, — и ритуал жертвоприношения Корбан-гаете, после которого старались угостить мясом всех вокруг;

Фото: Эдуард Макаров

— народные праздники, как правило, отмечаются весной и летом. Главный из них — Сабантуй, или «Праздник плуга». В старину он сопровождал начало посевных работ. Крестьяне мылись в бане, чтобы очиститься перед выходом в поле, а в пашню бросали яйцо, чтобы зёрна были такими же крупными. Сабантуй отмечался песнями, конными и беговыми состязаниями, борьбой. Победители народных игрищ получали награды: полотенца, украшенные национальной вышивкой, над которыми девушки трудились зимними вечерами. Сегодня многие традиции сохранились, а в современную программу празднований добавлены концерты и ярмарки. Праздник в наши дни стал общим для татар по всей стране. Правда, сейчас им отмечают не начало посевных работ, а их окончание;

Фото: Аркадий Зарубин

— зимой популярен праздник Каз-өмәсе, или «Гусиное перо». В старину праздник отмечался чуть раньше (поздней осенью) и заключался в коллективном ощипывании гусей, чтобы заготовить птицу, пух и перо на зиму. В ритуале принимали участие все молодые девушки: они демонстрировали старшим хозяйкам своё мастерство, чтобы заслужить похвалу. А заодно общались с юношами: молодые люди могли присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем создать семью. После обеда ели оладьи на гусином жиру и пили чай. Сейчас из Каз-өмәсе практически пропал «гусиный» элемент: ощипывание птицы заменили гулянья, праздничные посиделки и исполнение народных песен;

— имена татар делятся на несколько групп. Прежде всего в татарском этносе распространены мусульманские имена, образованные от «имён Аллаха» с различными значениями. Здесь можно выделить Рахима («милосердный»), Газиза («всемогущий») или Гайнутдина («богатый верой»). Вторая группа — доисламские тюркские имена. Они долгое время были почти забыты, но вернулись в обиход во времена СССР. Причина была политической: после прихода к власти большевики боролись с любым проявлением веры и не приветствовали религиозные мусульманские имена. Сюда относятся Айгуль («лунный цветок»), Арслан («лев») или, например, Ильсур («герой страны»). Кроме того, в советский период у татар появилось много европейских имён. Это третья группа, в которую входят Роберт, Альберт, Эльвира, Резеда, Люция, Луиза и так далее;

Фото: Артем Рабогошвили

-среди татар были великие писатели. Например, Габдулла Тукай: этот поэт за 26 лет жизни успел выпустить не один десяток томов стихотворений, начал создавать детские книги на татарском и стал автором работ по фольклористике. А также Каюм Насыри, который одновременно был видным учёным и просветителем. И конечно, Муса Джалиль — он занимался подпольной деятельностью в фашистских войсках в годы Великой Отечественной войны и получил за это посмертный статус национального героя.

Муса Джалиль — советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент. Герой Советского Союза (посмертно, 1956), лауреат Ленинской премии СССР (посмертно, 1957). Член ВКП(б) с 1929 года. Один из организаторов коммунистического подполья в коллаборационистском легионе «Идель-Урал».

В концлагере Муса Джалиль продолжал писать стихи. Всего им в Моабитской тетради было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину. Стихи увидели свет, благодаря Константину Симонову, переводившего лагерные тетради поэта, павшего в неравной схватке с фашистами.

 

 

 

 

 

 

 

Татары
Яндекс.Метрика