ЭВЕНКИ: коренной народ Восточной Сибири, проживающий также в Монголии и на северо-востоке Китая. Предками эвенков историки считают оленеводов увань, кочевавших за Байкалом в V-VII веках. В результате их смешения с другими народами и появились эвенки, которые стали заселять Сибирь вдоль ее основных горных хребтов. Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность эвенков в России составляла 39 226 чел., из них в Бурятии — 2 995 чел. (0,31%). Национальный язык — эвенкийский. Всего в мире около 77 000 эвенков.

Больдёр — национальный праздник эвенков, в переводе с эвенкийского означает «встреча», традиционно проводится один раз в два года. В древности Больдёр ознаменовывал начало нового года. На празднике можно увидеть старинные эвенкийские обряды, выставку изделий народных художественных промыслов, шествие гостей праздника, традиционные угощения эвенков, выступления артистов и соревнования по национальным видам спорта: прыжкам через нарты, мас-рестлингу, метанию тынзяна на хорей, соревнования по северному многоборью. Также проводится конкурс эвенкийской песни, конкурс хореографических коллективов, шоу-дефиле эвенкийских костюмов.
Эвенкийская национальная кухня. Соленая рыба. Эвенки, как и многие другие народы Сибири, хорошие рыболовы и охотники, поэтому в эвенкийской кухне множество блюд из рыбы и дичи. Бэюмэмэ уллэ (мясо по-охотничьи), хунгэл, чонку, некичэ (халын – утка вяленая), ургахта (вяленое мясо), большую популярность в эвенкийской кухне имеет сало — имуксе. Рыбные блюда разнообразны — дуктэми, тыхэмин (рыбный суп), олломо колобо (рыбный пирог), юкола по-эвенкийски, агаран (рыба квашеная), чылкаан (каша рыбная), кололи (вяленая икра), балык хаана (рыбья кровь) и многое другое. В особенном почете — соленая рыба (олло давухачи). Широкое распространение в эвенкийской кухне получило оленье молоко. Его добавляют в чай, готовят из него масло, высушенный творог, сгущенное молоко (моколдо) и десерты. Молоко, смешанное с ягодами (монты), считалось лучшей пищей в летнее время.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
Президент ШЕМЕТОВА НАДЕЖДА ЕГОРОВНА
Эвенки — одна из многочисленных этнических общностей среди малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На территории Бурятии, проживают свыше 2300 эвенков. Местами их компактного проживания считаются Баунтовский, Курумканский, Баргузинский, Северобайкальский, Муйский, Закаменский районы.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ ЭВЕНКОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Председатель АЛЕКСЕЕВА ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА
В настоящее время в республике действуют 1 республиканская общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия» и 6 ее филиалов, 1 республиканская национально-культурная автономия эвенков и 5 местных национально-культурных автономий эвенков муниципальных образований.
В 1990-х годах в г. Улан-Удэ был создан республиканский центр эвенкийской культуры «Арун», в селах Алла, Улюнхан, Багдарин и городе Нижнеангарске начали свою работу эвенкийские национально-культурные центры, которые со временем получили статус учреждений дополнительного образования. В центрах дети изучают родной язык и знакомятся с эвенкийской культурой. Учащиеся кружков народного декоративно-прикладного творчества обучаются пошиву элементов эвенкийского национального костюма. Творчество юных мастеров представлено на республиканских и региональных выставках «Живая нить времен», «Ладья», «Радуга севера» и др. Во всех районах работают детские хореографические и вокальные ансамбли с эвенкийской направленностью.

На территории республики традиционно отмечаются национальный эвенкийский праздник Больдёр, молодежный фестиваль «Икен – Одёра», в которых принимают участие представители из разных регионов России, проводятся конкурсы «Принцесса Севера», «Белый мой олень», «Илмактаэ Дюган – Искры семейного очага» и др. Традиционными стали встречи эвенков «Бакалдын» в Этнографическом музее народов Забайкалья.

С 2000 года ежегодно проводится региональная олимпиада по эвенкийскому языку среди студентов вузов, научно-практические конференции, по результатам которых публикуются сборники материалов. Проводятся ежегодные семинары для руководителей общин коренных малочисленных народов Севера с участием представителей министерств и ведомств, курирующих данное направление.

Интересные факты об эвенках:
— первая из теорий о происхождении этноса основана на распространенной в мифологии легенде о большом озере Лама, в водах которого растет много растений. Если на одном берегу озера стоит теплая погода, то доплыв до противоположного берега можно обнаружить, что попал в холод. Китайские ученые предположили, что речь идет об озере Байкал. Опровергать теорию начали археологи в 1980-х годах. Они доказали, что до эпохи династии Тан берега Байкала заселяли тюркские народы. Эвенки родственны им, но следов эвенкийского присутствия на водоеме нет;
— другая теория выдвинута в монографии «Происхождение эвенков» (1998) историка Вуюндалая (Wuyundalai), эвенка по национальности. Он отметил, что искомое – озеро Ханка и бассейн реки Уссури, что совпадает с ареалом распространения маньчжуро-тунгусских этносов и сведениями генетиков;
— устаревшее название эвенков – «тунгусы». Происходит от якутского сочетания слов «тон уус». Предками эвенков историки считают оленеводов увань. В V-VII веках они кочевали за Байкалом. В результате их смешения с другими народами и появились эвенки, которые стали заселять Сибирь вдоль ее основных горных хребтов. Слово «эвэнкил» означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Этнографы выделяют и другие эвенкийские группы: орочены, манегры, солоны, эвены;
— по занимаемой территории и деятельности эвенков делят на оленеводов, что живут в северной тундре и скотоводов, живущих в лиственных лесах на юге;
— места расселения эвенков легко проследить по топонимам и гидронимам, которые они дали элементам рельефа: Элькон означает «река-гарпун»; Черендей – река, богатая рыбой чир; Токко – лосиная река; Олонгро – рыбная река; Малга-Кюэль – озеро безрогого оленя (редкий вид);

— исторически эвенки это кочевой народ, живущий в гармонии с природой. Они оленеводы, охотники и рыболовы. Зима – сезон охоты. Пока охотники охотились на диких оленей и пушных зверей, их стадо паслось на пастбище, поедая ягель. Когда корм заканчивался, оленей перегоняли на другой участок. Апрель-май – время рождения оленят. Летом охотник переквалифицировался в рыболова. Осень – начало оленьего гона. До его окончания стадо оставалось на одном месте, а эвенки заготавливали впрок мясо на зиму;
— эвенки отличались особой находчивостью. Например, медведь являлся культурным героем, научившим эвенков многому для выживания в тайге. Он также был тотемным животным, и убийство его было под запретом. Для обхода этого табу убийство и разделка медведя стали своеобразным ритуалом, призванным обмануть дух медведя и доказать, что эвенки не причастны к его гибели. В частности, для этого делалось изображение ворона, и в клюв ему вкладывался кусочек медвежьего мяса;
— эвенки известны как прекрасные сказители;
— эвенки ездили на верховых оленях. Эвенк-охотник проводил верхом на олене добрую половину своей жизни. Женщины у эвенков самостоятельно управляли передней оленьей упряжкой;
— эвенки ориентировались в пространстве по рекам. Местность, по которой охотник прошёл хотя бы один раз, оставалась в памяти в виде своеобразной карты речных систем с расстояниями между реками, измеряемыми количеством пеших переходов;

— одежда, сумки эвенков украшались росписью и вышивкой, подшейным волосом оленя или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт, а также защищало от злых духов;

— мужчины и женщины носили одинаковую одежду, которая называлась «фрак». Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец у мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского — прямого;
— эвенки первыми начали носить парки. Парка — порхы, порга — верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов севера Сибири. Носили её как мужчины, так и женщины. Она была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию;

— эвенки изготавливали специальные солнцезащитные очки из подручных природных материалов. Солнечная зима, длящаяся более шести месяцев, повлекла за собой внедрение в национальный костюм эвенков новой, оправданной с точки зрения здоровья детали, — солнцезащитных очков. Например, эвенки мастерили защиту от солнца из кожи и костей животных с узкими прорезями для глаз;
— традиционные верования эвенков – шаманизм и анимизм. В некоторых местах их придерживаются до сих пор. Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных;
— контакт человека и природы происходит в соответствии со строгими правилами. Землю называют Мать-Земля. С нее запрещено брать что-то сверх меры: топливо для костра, дичь для ужина. Уходя со стадом на другое пастбище, оленевод оставляет место стоянки в чистоте. Запрещено разбрасывать кости и другой мусор. Это помогает уберечь лесных животных от травм и болезней;
— хозяйка эвенкийской природы (леса, зверей, птиц) – Энэкэ бугады. Она создала жизнь на Земле. Живет хозяйка в небе и оттуда согревает землю теплом, карает зло и вознаграждает добро. Чествуют Энэкэ бугады весной танцами, играми и песнями. Название праздника переводится как «праздник обновления жизни», т. е. Новый год;
— по представлениям эвенков, души ещё не родившихся детей жили в виде птичек. В фольклоре восточных эвенков словом «оми», обозначающим душу, называют также синицу, поскольку считается, что в ней заключена душа ребёнка;
— жили эвенки родами, состоящими из нескольких семей. Возглавляли их вожди. Также большой властью у эвенков пользовались шаманы, без решения которых род не предпринимал ничего. Брак заключался после сватовства. Иногда молодым приходилось ждать свадьбы целый год. Свадьба обязательно сопровождалась выплатой выкупа – тэри. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители после взросления детей оставались в доме младшего сына;

— известные эвенки: Дулар Бомбогор – вождь эвенков в 1630-х годах. Правил группами, кочевавшими в бассейне Амура. Возглавил сопротивление против правления династии Цин в 1638 году. После пленения и казни Бомбогора маньчжуры установили контроль над народами Амура. Семен Номоконов – советский снайпер времен Великой Отечественной войны по прозвищу Таежный шаман. Этнический эвенк. Убил 367 врагов. Мария Федотова-Нульгынет – советская поэтесса и сказочница. Писала для детей на эвенкийском, якутском и русском языках.