АРМЯНЕ: один из древнейших народов, исторически сформировавшийся на севере Ближнего Востока — Армянском нагорье. Армяне занимают 7 место по численности среди народов России, по данным переписи населения 2020-2021 гг. – 946 172 чел. в России, из них в Бурятии проживает 1 639 чел. (0,17%). Национальный язык — армянский. Общая численность армян в мире составляет по различным оценкам от 10 до 12 млн чел.

Вардавар — один из наиболее распространенных армянских народных праздников, отмечается через 14 недель после Пасхи. Праздник изначально был посвящен богине любви и красоты, покровительствовавшей всем влюбленным. В день праздника люди дарили друг другу цветы, преимущественно розы («Вардавар» в переводе с армянского означает «розы в цвету»). Почитатели богини Астхик пускали в небо голубей в знак примирения или любви. Кульминацией праздника является обливание друг друга водой. Вода в языческом прочтении, имела сугубо прикладное значение: умолить покровительствующих реке духов, пролить дождь и уберечь при этом от наводнений. Вардавар — это самый большой летний праздник, особенно ярко этот день отмечается в деревнях.

 Армянская национальная кухня. Хоровац. Знаменитый армянский шашлык хоровац готовят из свинины, баранины, говядины или курицы с добавлением различных специй и подают с традиционным армянским лавашом. Одним из самых популярных армянских блюд является также знаменитая «Толма» или «Долма», которая готовится из листьев винограда (иногда из листьев капусты), риса, рубленого мяса и специй. Фарш, смешанный с рисом с добавлением различной зелени и специй, заворачивается в свежие виноградные листья. Другими известными блюдами армянской кухни являются хаш, хариса (каша из куриного мяса и пшеницы), кюфта (мясные шарики), спас (суп из кисломолочного продукта с добавлением пшеницы и зелени), армянская пицца – лахмаджун, лепешки гата, десерты – кята, назук, пахлава. Неотъемлемой частью армянского праздничного стола являются также сухофрукты.

      Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Бурятия

Председатель – Арутюнян Марсель Володьевич

Молодежный армянский центр

Председатель — Арутюнян Роберт Самвелович

Впервые, согласно данным историков и краеведов, немногочисленные армянские диаспоры появились в Забайкалье на рубеже 19-20 веков. В Верхнеудинске в 1915 году проживало 68 армян. Как правило, они содержали ремесленные мастерские. Так на центральной улице Большой Николаевской находилась сапожная и портновская мастерская Т.Г. Друяна.  Со строительством Сибирской железной дороги в сибирских городах появились отели с названиями «Армения», «Арарат», «Эривань». Вторая волна датируется 50-ми годами 20 века. Армянские плотники и каменщики славились мастерством и трудолюбием. Многие армяне «первой волны» покинули Восточную Сибирь в период гражданской войны. Сегодня армяне запустили в производство по республике 20 хлебопекарен, 4 колбасных цеха, 2 кондитерских цеха, цехи по разливу напитков.

Общественная организация «Армянский культурный центр» появилась в 1998 г.,  председателем был избран Седрак Ананикян. В 2003 году армянский культурный центр выпустил первый номер газеты «Круннк». В переводе с армянского – журавль. На страницах вестника освящались не только республиканские новости, но и события, происходящие на исторической родине – в Армении.  В целях сохранения языка, культуры и обычаев в 2000 году начала работу воскресная армянская школа. Ученики изучали родной язык, литературу и историю Армении. Тогда же спортивной арене на республики появилась футбольная команда «Арарат».

Особой гордостью армянского народа Бурятии являлся вокально-инструментальный ансамбль «Рафаэлло», который в ноябре 2002 года получил звание народного. За более чем десятилетний срок своего существования этот творческий коллектив стал ярким примером межнационального единства. Руководитель ансамбля «Рафаэлло» Ерванд Калачян известен всем жителям республики. Сегодня он — шеф-повар ресторана с большим стажем, внушительным перечнем наград и побед в различных конкурсах и номинациях. Серебряный призер Международного кремлевского кулинарного кубка, серебряный призер конкурса поваров «Сделай шаг вперед» (г. Мадрид), победитель конкурса «Маэстро кухни» в 2007 году в Улан-Удэ, постоянный соведущий программы «Вкусно» на телеканале «Тивиком», член первой гильдии шеф-поваров Бурятии.

Уроженец  Еревана Гарик Амян в 2005 году открыл в Гусиноозёрске собственное дело, а в 2017 году стал обладателем престижной национальной пред­принимательской премии «Бизнес-успех». Стильная статуэтка «Золотой домкрат», которая символизирует подъём бизнеса в России за счёт талантливых и активных предпринимателей, бережно хранится у него в Гусиноозёрске.

В 2018 г. Армянский культурный центр отметил 20-летие своей деятельности, и был преобразован в Региональное отделение Союза армян России в Республике Бурятия. В организации так же чтят народные традиции и праздники. Ежегодно отмечается День независимости Армении. В  сентябре 2019 года Региональное отделение Союза армян России в РБ  организовало в Доме Дружбы мероприятие, посвященное «Празднику винограда», в феврале при поддержке Администрации г. Улан-Удэ душевно и тепло прошел День матери.

В 2024 году армяне Бурятии продолжают славные традиции своих отцов и дедов, помогают маломобильным, пожилым и многодетным активистам  Дома дружбы в качестве волонтеров акции «Многонациональный десант». Накануне празднования Дня Победы приняли участие в акции Комитета по социальной политике Улан-Удэ «Дари добро», оказав помощь тем, кому она была просто необходима.

Интересные факты об армянах:

 — становление древнеармянского народа происходило в рамках государства Урарту в 9-6 веках до нашей эры. В 6 веке до нашей эры в древнеперсидских текстах упоминается «страна Армина» (древнегреческое — Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древнеармянская народность. Само население называет свою страну Хайк (Айк) — по имени мифического предка, отсюда самоназвание. В непрерывной борьбе Армян с различными завоевателями (персы, римляне, парфяне, арабы, турки-сельджуки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность;

— армянский алфавит, созданный в 405-406, употребляется почти без изменений до сих пор. Создание алфавита сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этнического самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру группами Армян. В результате массовых переселений и выселений армян в связи с непрерывными войнами возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира;

— в Москве армяне живут 800 лет. В Посаде была основана армянская колония и, как известно по церковным книгам, между армянами и остальными жителями Москвы заключались браки и кумовство;

— в XVI веке тюркские племена, Персия и Османская империя окончательно разрушили армянское государство и разделили между собой на Западную и Восточную часть, вследствие чего, большое число армян покинули родину и рассеялись на обширных пространствах от Китая до Европы, много армян переехали в Московское государство, основывая колонии;

— присоединение Восточной Армении к России в 1801-28 способствовало развитию товарных отношений и консолидации Армян. В 19 — начале 20 века интенсивно шёл процесс развития современной армянской профессиональной культуры, в основном в городских центрах за пределами собственно Армении;

— согласно летописному источнику, в 1552 году, во время взятия Казани русскими войсками, армянские пушкари, состоявшие у татар на службе, отказались стрелять по русским войскам, а когда их принудили, то стреляли поверх голов. В благодарность армянам, Иван Грозный посвятил верхний ярус одного из девяти приделов Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного), построенного в честь взятия Казани, святому Григорию Армянскому;

— в XVI веке, в Москве появляется гостиный «Армянский двор», куда завозятся товары со всех концов света;

— царь Алексей Михайлович способствовал поселению в Москве многих армян — купцов, ремесленников. В Московском Кремле при нём начал работать армянский художник Богдан Салтанов, его росписи в Кремле сохранились до сих пор;

— до Первой мировой войны большая часть армян (около 4 млн. человек) жили компактно на территории исторической Армении: из них в Российской империи — около 1,5 млн. человек, остальные — в Турции. Вследствие геноцида, учинённого в 1915-16 османскими властями, когда было уничтожено свыше 1,5 млн. человек и выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии) свыше 600 тыс. человек, и вынужденной эмиграции вся Западная Армения почти лишилась коренного населения, и армяне расселились по многим странам мира. Свыше 300 тыс. человек нашли убежище в пределах России. После окончания 1-й мировой войны перспектива воссоединения Западной и Восточной Армении в едином независимом государстве оказалась нереализованной. По договору 1921 к Турции отошли Карсская область и Сурмалинский уезд. После установления советской власти в Армении и образования Армянской ССР (ноябрь 1920) туда репатриировались многие тысячи армян;

— армянские архитекторы оставили значительный след среди памятников на всей территории Русского государства, а армянские купцы сыграли большую роль в деле укрепления торговых и культурных связей Руси не только с регионами, лежащими на юге, но и со всем миром, ведь армянским купцам удавалось добиться особых привилегий не только на Руси, но практически во всех странах мира;

— распад СССР тяжело отразился на армянском народе, особенно в Нагорном Карабахе, Баку, Сумгаите. Около 300 тыс. человек из Азербайджана вынуждены были переселиться в Россию и Армению;

— до принятия христианской веры армяне были язычниками — поклонялись солнцу (Арев), горам, духам, драконам-вишапам. Одно из ярчайших свидетельств армянского язычества — знаменитый храм в Гарни, датируемый еще I веком н.э.;

— первыми духовными христианскими Просветителями Армении считаются святые апостолы Фаддей и Варфоломей, отсюда и название – Армянская Апостольская Церковь. Армения стала первым государством в 301 году, принявшей христианство;

— с 366 года в Армении стали избираться и посвящаться предстоятели церкви. В 404 году была отменена греческая и сирийская письменность, переведена на армянский Библия. В 506 году церковь стала автокефальной, отелившись от византийской догматики. Христиология церкви именуется миафизитством;

— армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Кооперирование и специализация позволили эффективно использовать специфику природных условий Армении и юга России, направив сельское хозяйство на путь преимущественного развития виноградарства, фруктового садоводства;

— еще до н.э. было сформировано отдельное направление в армянской музыке: искусство шараканов, творчество гуснов. Профессиональная классическая музыка сформировалась в XIX в.  Древнейшим армянским инструментов для музицирования был дудук. Музыканты играли также на кнарах, трубах, барабанах, срингах;

— армяне тщательно оберегают и соблюдают традиции как в семье, так и в обществе. Современный армянин гостеприимный и старается сохранить добрососедские отношения, родственные связи, относится уважительно и трепетно к брачному союзу. Можно смело утверждать, что свадьба – один из важнейших праздников у этого народа. Раньше свадебное торжество отмечали неделю, причем в празднике участвовали все соседи и односельчане. Сейчас свадьбы празднуются несколько скромнее, но не без размаха;

— армяне в России часто заводят много детей. Младенца не показывают никому с момента рождения 40 дней. Особенным считается обычай класть руку на голову близкого человека со словами «передаю тебе». В случае если в семье происходит радостное событие, принято угощать не только родственников, но и соседей, коллег по работе. Считается, что так можно приумножить радость. Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов;

— особое место занимает традиция виноделия. Считается, что секреты качественного вина были известны еще древним представителям нации. С XIX века в Армении также изготавливают коньяк;

— традиционно праздники в стране привязаны к сменам сезонов. Главным зимним праздником считается языческий праздник Трндез – праздник поклонения огню, а весной отмечают Царзардар. В этот период люди идут в церковь с ветками вербы. Летом отмечают Вардавар, который считается своеобразным победителем засухи. Праздник очень схож с праздником Ивана Купалы;

— среди известных армян: Шарль Азнавур, Армен Джигарханян, Тигран Кеосаян, Маргарита Симоньян, Мишель Легран, Сергей Лавров, Авраам Руссо, Артур Чилингаров, Амаяк Акопян, Михаил Галустян и многие другие.

Армяне
Яндекс.Метрика