ТУВИНЦЫ: этнос, тюркский народ, коренное население Тывы (Тувы); самоназвание тыва – кижи, урянхайцы, туга. Проживают в России, Монголии, Китае. Тувинцы занимают 24 место по численности среди народов России, по данным переписи населения 2020-2021 гг. – 295 384 чел. в России, из них в Бурятии проживает 1 124 чел. (0,11%). Национальный язык — тувинский. Общая численность тувинцев — около 300 тыс. чел.
Наадым — тувинский национальный праздник животноводов. Проводится ежегодно в середине августа. Обязательно включает в себя национальную борьбу хуреш, конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня. Наадым празднуется несколько дней подряд. Во время Наадыма проводится Международный Фестиваль Войлока, проводится конкурс-дефиле на лучшие костюмы и изделия из войлока и мастер-классы по валянию войлока. Организуются соревнования в занятиях животноводов — в плетении волосяных веревок, снаряжении лошадей, изготовлении войлока. Одним из традиционных состязаний является соревнования по подъему тяжелых камней.
Тувинская национальная кухня. Основу тувинской кухни составляют продукты животноводства – баранина, говядина, конина и молоко. Кровяную колбасу тувинцы называют изиг-хан, что значит «горячая кровь». Согажа — любимейшее блюдо тувинцев. Нежную часть печенки поджаривают на углях, после чего режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Вареники из баранины – манчи, варятся в густом бульоне, подаются с рубленой зеленью. Кара-мун — традиционный суп из баранины и бараньих субпродуктов. Рыба и крупы– еще одна составляющая рациона тувинцев. В районах, где рыба водится в изобилии, ловят хариусов, ленков, тайменей, щуку. Наиболее значимым элементом питания тувинцев всегда было молоко. Быштак- прессованный сыр из цельного молока. Боорзак — тувинские пончики в виде небольших шариков, обжаренные в большом количестве масла или животного жира.
«Тувинское студенческое землячество Эне-Сай-Байкал»
создано в 2000 году. Первым президентом был Ангырак Ховалыг, ныне директор Тувинского национального оркестра, выпускник ВСГАКИ. Тувинским студенческим землячеством проводятся разные мероприятия, включая заседания клуба, посвящение первокурсников на Байкале, конкурсы Мисс и Мистер землячества, Новый год в клубе, отмечаются Национальный праздник «Шагаа» в феврале, приглашаются гости из Тывы. Действуют ансамбли «Хайыракан»- ВСГАКИ, «Салгал» БГСХА, Аржаан, Субудай.
Интересные факты о тувинцах:
— сами себя представители этого этноса называют тыва, а в старину были также известны как сойоны, урянхайцы или танну-тувинцы. Тувинцы или «тубинцы», как их ещё называют в некоторых источниках, поскольку они живут на реке Тубе (приток Енисея), упоминаются уже в китайских летописных хрониках. В летописи Танской династии, в частности, говорится про «лыжных тупо», которые покрывают дома берёзовой корой, одеваются в соболье и оленье платье, а кто победнее – в птичьи перья, ездят по льду на «деревянных лошадях» и подпирают досками ноги: «Если на кривое дерево (палку) упереть подмышку, то внезапно с силою устремляются на 100 шагов»;
— считается, что предки современных тувинцев, тюркоязычные племена Центральной Азии, пришли на территорию современной Тувы не позднее первого тысячелетия и смешались там с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами;
— окончательно тувинский этнос сформировался в конце XVIII – начале XIX веков, когда все нетюркские жители Восточной Тувы были полностью тюркинизированы и попали под власть маньчжурской династии Цин. В 1914 Тува под названием Урянхайский край была принята под протекторат России. В 1921 году появилась Народная Республика Танну-Тува, а с 1926 она стала независимой Тувинской Народной Республикой, которая вошла в состав РФ как автономная область только в 1944 году, в 1961 преобразована в Тувинскую АССР, с 1991-го года известна как Республика Тува, а с 1993 – как Республика Тыва;
— традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго-востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений;
— были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы;
— традиционные занятия восточных тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основные объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка). Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов Тоджи было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.);
— в домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Было известно кузнечное дело, которое сочетали со столярным;
— по вероисповеданию в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм. Тувинцы считаются единственным в мире тюркоязычным народом, который исповедует буддизм. При этом их традиционная религия – шаманизм;
— тувинцы до сих пор особо почитают семейный очаг и «кормят» огонь, а кроме того, поклоняются кустарникам и деревьям, особенно лиственнице. Например, духи неправильно сросшихся деревьев у них считаются духами-покровителями одиноких странников или духами-опорами шаманов. Духам-хозяевам отдельных мест тувинцы приносят в жертву ленточку из материи — «чалама»;
— особым почитанием у тувинцев всегда пользовались духи-хозяева целебных источников «аржаанов», а священные родовые горы тувинцы называют своими старшими родственниками. Тувинцы верили, что духи одаривают человека дичью только если он проявляет к ним должное уважение и поэтому, например, не позволяли себе справлять естественную нужду возле водоёма;
— во время Великой Отечественной войны фашисты называли представителей этого народа «чёрной Смертью» — за то, что те ни разу не дрогнули перед противником, даже если он намного превосходил их по численности, в самом кровопролитном бою стояли насмерть и пленных не брали. Один немецкий офицер потом говорил на допросе, что его солдаты восприняли «этих варваров» как полчища Аттилы и потеряли под их натиском всякую боеспособность, напуганные бесстрашными воинами в национальных одеждах с шаманскими амулетами, которые мчались в атаку на низкорослых мохнатых лошадях;
— в старину всё добытое на охоте члены рода делили поровну безотносительно, кто сколько дичи принёс. Точно так же жители одного поселения делили мясо домашних животных. Если кто-то забивал корову, то по древнему обычаю каждый житель села должен был получить хотя бы по кусочку колбасы;
— ещё один обычай называется «хап дүптээр». Его суть в том, что мешок, в котором родственники или соседи приносят гостинцы, нельзя возвращать пустым. В него обязательно клали хотя бы кусочек сыра или лепёшки;
— любого человека, который случайно проходил или проезжал мимо аала или юрты, тувинцы непременно приглашали к себе в жилище, чтоб поднести ему в знак гостеприимства «аяк» — пиалу горячего чая с молоком;
— самой большой драгоценностью у тувинцев считаются дети. Если маленького ребёнка нужно было вынести из дома, его лоб обмазывали сажей, а к одежде пришивали когти медведя или орла. Кроме того, у тувинцев бытовал обычай давать ребёнку несколько имён, в том числе неблагозвучных, чтобы злым духам было труднее украсть его душу;
— тувинский халат отличался ступенчатым вырезом в верхней части левой полы и длинными рукавами. Зимой тувинцы носили длиннополые шубы со стоячим воротником. В торжественных случаях они наряжались в шубы из шкур ягнят, подбитых яркой шёлковой тканью или в халаты, полы, ворот и обшлага которых были обшиты полосками разноцветной ткани, а швы на воротнике образовывали причудливые узоры;
— наиболее характерный для тувинцев головной убор — овчинная куполообразная шапка с наушниками, которые завязываются на затылке, и назатыльником, прикрывающим шею. Кроме того, тувинцы нередко носили войлочные капюшоны, а также шапки из рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла с красными лентами;
— обувью тувинцам служили кожаные сапоги с многослойной войлочной подошвой и загнутым заострённым мыском. Зимой в сапог вправлялись войлочные чулки с орнаментальной вышивкой;
— восточные тувинцы-оленеводы летом носили одежду из оленьих шкур или косульей ровдуги. Иногда она выкраивалась из цельной оленьей шкуры, которая перекидывались через голову и обёртывалась вокруг туловища;
— головные уборы восточные тувинцы шили себе из шкур с голов диких животных, а также из утиной кожи и перьев. Осенью и зимой они обувались в унты мехом наружу и опоясывались ремнём из кожи косули с копытцами на кончиках;
— у тувинцев косы носили как мужчины, так и женщины. Разница лишь в том, что мужчины брили переднюю часть головы. Поэтому этот народ всегда высоко ценил накосные украшения в виде пластин с гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями;
— тувинцы славятся на весь мир своим горловым пением и национальной борьбой хуреш. Среди тувинских борцов хуреша есть спортсмены, которые также становились чемпионами мира по борьбе сумо;
— некоторые историки считают, что состязания по хурешу проводились за тысячу лет до Олимпийских игр. Победитель в хуреше по традиции изображает полёт орла. Иногда ему в ладонь кладут кусочек сыра, чтобы он сперва отведал этого угощения сам, а потом разбросал остатки в разные стороны, как бы подкармливая духов гор.