КАЗАХИ: тюркский народ, жители и основное население Казахстана, проживают также в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркмении, Киргизии. Второй по численности народ в Монголии, третий в Узбекистане и четвёртый в Туркмении. Казахи занимают 10 место по численности среди народов России, по данным переписи населения 2020-2021 гг. – 591 970 чел. в России, из них в Бурятии — 451 чел. (0,05%). Национальный язык — казахский. Всего в мире около 16 млн казахов.
Жайлау той («Праздник перехода на летние пастбища») — казахский народный этнографический праздник. На протяжении тысячелетий кочевое скотоводство было основной формой хозяйства казахского народа, от сохранения и приумножения поголовья зависела жизнь и благополучие семей. Лето — благодатная пора в жизни кочевника, избавлявшая от зимних морозов и голода, и переход на летние пастбища был настоящим праздником, сопровождавшимся народными гуляньями, состязаниями в ловкости и силе, приготовлении традиционных угощений. Праздник «Жайлау той» ежегодно проводится в Астраханской области. В программе — соревнования по приготовлению национального блюда-баурсаков, мастер-класс по сбору казахской юрты, турнир по казахской борьбе «Батыр курес» — борьба джигитов (воинов), выставка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства, а также катания на лошадях и верблюде.
Казахская национальная кухня. Казы — колбаса из конины, истинный деликатес, непременное блюдо на казахских праздниках и свадьбах. Готовят ее просто: набивают конскую кишку жирным конским мясом с ребер, предварительно обмазав их специями и пряностями. Казы бывает вареной, сырокопченой, вяленой. Другие известные блюда казахской кухни — бешбармак, куырдак (жаркое из бараньих субпродуктов), кауал (шашлык), тушпара (пельмени), манты, самса, плов, шулюм и сорпа (мясные супы), коктал (рыба с овощами, жаренная на углях). Традиционная казахская кухня известна молочными продуктами: кумыс, шубат, каймак, коже, айран. Казахская кулинария — это и тандырные лепешки, таба-нана (хлеб на углях), разнообразные сладости: баурсак, шертпек, балкаймак («медовая сметана»), шек-шек и талкан (готовится из хорошо высушенной, прожаренной и растолченной пшеницы, смешанной с сахаром).
Региональная общественная организация
“Казахская диаспора “Атамекен “(Отчизна)
Председатель — Хайтбаев Таиржан Жумабаевич
Самая молодая, но очень динамично развивающаяся общественная организация “Атамекен” объединяет казахов, проживающих на территории Республики Бурятия. 12 марта 2018 года на общем собрании учредителей было принято решение об учреждении Региональной общественной организации “Казахская диаспора “Атамекен“ (Отчизна).
Целями Организации являются создание благоприятных условий для развития и сохранения национальных, культурных и духовных ценностей представителей Казахской народности в Республики Бурятия, социальная адаптация представителей Казахского народа, проживающих на территории Республики Бурятия, социальная защита представителей казахского народа, проживающих на территории Республики Бурятия, в государственных, общественных и коммерческих организациях, развитие межнациональных отношений на основе соблюдения принципов гуманизма и уважения культурных и духовных ценностей народов, населяющих Республику Бурятия, оказание помощи творчески одаренной молодежи.
Активистами организации ведется работа по выявлению исторических данных об участии казахов в строительстве города Улан-Удэ. В 1930 году на первом этапе строительства Авиазавода принимали участие две бригады казахов, занимавшихся выращиванием овощей. В последствии появился поселок с названием “Казахстан” на территории нынешнего поселка Матросово.
РОО “Казахская диаспора “Атамекен“ (Отчизна) принимает активное участие в городских и республиканских мероприятиях, таких как фестиваль этнических культур «Караван дружбы, Фестиваль тюркоязычных народов «Навруз», многонациональный Байкальский Сабантуй, международный фестиваль «Неделя туризма на Великом шелковом пути», День города, День России, день всенародного единства. В 2020 году “Атамекен” инициировала проведение фестиваля тюркоязычных народов “Навруз”, его главным режиссером стала уроженка Казахстана Галина Бейсембаева.
Для изучения казахского языка при Доме дружбы работает воскресная школа, запланирована к открытию студия вокала. Активисты помогают налаживать торгово-экономические связи между Казахстаном и Бурятией. Так, фермеры ООО «Куйтунское» Тарбагатайского района РБ из Бурятии вышли на экспорт по поставке КРС в Казахстан телок казахской белоголовой породы.
В рамках культурных и образовательных обменов в Астане бывают наши ученые, преподаватели и студенты. Известный в Бурятии шоумен и ведущий Ерлан Сейтказинов, является уроженцем Казахстана. Председатель «Атамекен» Таиржан Хайтбаев по зову сердца всегда готов прийти на помощь землякам любой национальности и вероисповедания.
Интересные факты о казахах:
— казахский этнос сложился в XV веке после консолидации монголов и тюрков на территории нынешнего Казахстана. По некоторым данным слово «казак» появилось гораздо раньше. В тюрко-арабском словаре еще 1245 года это слово означало «кочевник». Но, согласно основной версии происхождения этнонима, первоисточником стало тюркское слово «қазақ» — «свободный». Эта версия вызывает ассоциации с другой этническо-сословной группой, носящей похожее название – казаки. Чтобы не путать одних с другими, казахов в Российской империи называли киргизами или киргиз-кайсаками. При этом до XVII века использовалось все то же слово «казак», а Казахское ханство называли Казачьей ордой. Самоназвание народу вернули в 1925 году после 5-го Всеказахского съезда Советов. В 1936-м этноним приобрел современный вид – «казах»;
— современный казахский язык произошел от «тюрки», одного из «официальных» языков Золотой Орды в XIII—XIV веках. Он же был языком деловой переписки Казахского ханства в XV веке. Собственно, казахский же язык получил такой статус в XVI веке. До этого он был языком повседневного общения и народного творчества;
— современный литературный казахский берет начало во второй половине XIX века. К этому моменту язык уже делился на три диалекта, соответствовавших трем жузам. Основой литературного языка стал северо-восточный. На нем творили поэты Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин. Любопытно, что и русский, и китайский языки очень слабо повлияли на формирование казахского;
— с приходом советской власти начались активные работы над созданием казахского алфавита. До этого казахи – преимущественно мусульмане – использовали арабскую письменность. Ею до сих пор пользуются казахи Афганистана, Ирана, Пакистана и некоторых регионов Китая. Была разработана и кириллическая азбука, которой пользовались миссионеры;
— Казахстан – светское государство. Тем не менее, лишь меньше 3% жителей во время переписи 2009 года назвали себя атеистами. Самая популярная религия в стране – ислам. Его исповедует больше 70% верующих. По большей части это ислам суннитского толка ханафитского мазхаба;
— ислам проник на территорию нынешнего Казахстана еще в VII веке. Распространялся он не особо активно – традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но уже к концу X века ислам приняла большая часть племен Семиречья, от которых, напомним, и произошли казахи. Чуть позже мусульманскую веру приняли некоторые ханы Золотой Орды. К XV веку ислам становится государственной религией Казахстана;
— кочевой образ жизни и традиционные занятия казахов повлияли и на развлечения местных жителей. Через историю казахи пронесли множество видов конного спорта. В основном это различные скачки и джигитовки. Но есть и такая лиричная игра, как кыз куу – погоня за девушкой. Парень на коне должен угнаться за девушкой, тоже скачущей на коне. Догнав, он должен поцеловать ее на скаку. Затем уже девушка догоняет парня. А догнав – бьет плетью;
— важным элементом материальной культуры казахов является национальная одежда, которая тоже во многом соответствовала быту степного кочевника. Изготавливали ее в основном из кожи, шерсти и шкур, но использовали и хлопок и даже шелк. Важной частью национального костюма считается халат – шапан. Яркий цвет и золотая вышивка показывали статус человека. Под халатом мужчины носили рубахи и штаны, женщины – платье свободного кроя. В холодное время носили шубы из шкур и меха. Особенно ценились шкуры енотов, кротов, соболей и тигров;
— сакральное значение для казахов имели головные уборы. Нельзя было носить чужую шапку, хранить свою в неподходящем месте или ронять. Мужчины носили на голове ушанки и калпаки, женщины – шали, платки, тюбетейки. Особое место в казахском национальном костюме занимает головной убор невесты – саукеле. Это конусообразная шапка, украшенная жемчугами, бисером и пучком перьев филина – казахи считали их оберегом от злых сил;
— казахская литература начала формироваться тогда же, когда и сам этнос. Родоначальниками ее стали жырау – создатели и исполнители исторических и героических эпосов о богатырях – батырах. В наше время их часто путают с акынами. Эти казахи пели песни и участвовали в соревнованиях поэтов-импровизаторов. Но пик их популярности приходится на куда более поздний период – XIX век. Письменная литературная традиция начала возникать в Казахстане под влиянием европейских и русских писателей. Ее расцвет приходится на начало XX века, когда выдающийся казахский писатель Миржакип Дулатов издает первый казахский роман «Несчастная Жамал»;
— казахи — восточный народ, в котором очень сильны традиции гостеприимства. Любого гостя, даже незваного, следовало принять с уважением, предложить ему пищу и самое лучшее место в юрте. Почетным гостям было принято дарить шапан (халат), и эта традиция сохранилась по сей день. Традиции гостеприимства в Казахстане имеют много деталей, которым уделяется большое внимание;
— свадьба для казахов это важное событие, которое сопровождается огромным числом обычаев и обрядов. Еще задолго до свадьбы проходит сговор родителей будущих молодоженов. Затем следует сватовство и выплата «калыма» за невесту. Сама свадьба также делится на две: свадьбу в доме невесты и свадьбу в доме жениха;
— семья для казахов – это основа жизни. Семейные отношения, воспитание детей, принцип родственных связей – все это отражается в особенных обычаях и традициях казахского народа. Принцип «жети ата», согласно которому следует знать семь поколений своих предков, а также указывающий на продолжение рода по отцовской линии. В воспитании детей были особые правила, а знаковые события в жизни ребенка сопровождались своеобразными казахскими обрядами.