ЯКУТЫ: тюркский народ, коренное население Якутии. Якуты являются преобладающим (55,3% населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири и Дальнего Востока в границах РФ. Якуты занимают 17 место по численности среди народов России, по данным переписи населения 2020-2021 гг. – 478 409 чел. в России, из них в Бурятии — 320 чел. (0,03%). Национальный язык – якутский, относится к тюркской языковой семье.

Основные традиционные занятия якутов – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Было развито также рыболовство. Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.). Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Ысыах — главный якутский праздник, посвящен встрече лета и общению с небом. Отмечается в конце июня − в День летнего солнцестояния. На протяжении многих веков он отмечался в день летнего солнцестояния – 21 июня. Для устройства ысыаха выбирают красивое место с широкой поляной. По традиции праздник проходит внутри тюсюлгэ из срубленных молодых берез. В центре устанавливается коновязь сэргэ. Рядом с ней — алтарь с ритуальной посудой, которую наполняют кумысом. Праздник начинается с ритуала благословения – алгыс. Важной частью проведения праздника является церемония встречи солнца. Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, который означает жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

 Якутская национальная кухня. Традиционная кухня якутов имеет общие черты с кухней бурятов, монголов, отчасти — северных народов (эвенков, эвенов, чукчей). Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус). Активно используются практически все субпродукты. Популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан и др.). Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из черемши, ложечника (подобие хрена) и саранки. Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс. Вместо чая используют горячий морс. Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламаат. Из квашенного раствора ржанной или ячменной муки (отрубей) готовят бурдук.

Интересные факты об якутах и Якутии:

— якуты (самоназвание саха или сахалар) как народ появились в результате смешения тюрков с народностями, жившими у среднего течения Лены. Считается, что как этническая общность якуты сформировались к XIV-XVвв. Тем не менее, даже тогда полностью процесс не был завершён: в результате кочевого образа жизни этот народ постоянно перемещался, по пути вливая в нацию новую кровь, например, эвенкийскую;

— якуты относятся к североазиатскому типу монголоидной расы. Во многом их культура и традиции схожи с обычаями центральноазиатских тюркских народов, но всё же есть и некоторые различия. Язык якутов входит в алтайскую семью и относится к тюркским наречиям;

— основные традиционные занятия якутов – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Было развито также рыболовство. Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.). Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой;

— была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости;

— в качестве жилища якуты традиционно использовали легко разбираемую юрту. Якутская юрта сделана из дерева и имеет стланую кровлю, по форме напоминающую конус. В юрте много окон, под каждым из которых устраивали спальные места. Лежаки отделены перегородками, отгораживающими друг от друга небольшие «комнаты», сердце юрты – мазаный очаг. В жаркое время года строили недолговечные берестяные юрты, которые называют урасами;

— в Якутии воедино сплелись православие и язычество. Удивительно, но факт: даже крещеный христианин может продолжать верить в духов природы, например в Байааная, дарующего удачу в охоте. Это связано с близостью к природе и сохранению традиционных верований. И хоть традиционная якутская религия Аар Айыы существует с истоков рождения народа, официально она была признана лишь в 2011 году;

— для якутских верований характерно обращение к природе как к матери, любовь и уважение к ней. При этом есть в отношениях с окружающей средой и некая «несемейная» отстраненность: природу воспринимают как потустороннюю силу, с которой нельзя полностью совладать. У всего сущего по мнению саха есть душа и силы. А обряды якутов призваны наладить отношения между многочисленными духами и человечеством;

— у саха существует свое объяснение происхождения природных катаклизмов: они возникают, чтобы очистить пораженные злыми духами места. Таким образом, расколотое или обожжённое молнией дерево чисто от любой скверны и даже может исцелять;

— большое значение имеет богиня Аан, покровительница всего живого, помогающая людям, растениям и животным расти и плодиться. Ритуал с подношениями для Аан проходит весной;

— один из самых важных духов в якутской традиции – хозяин дороги. Его пытаются задобрить небольшими подношениями: на перекрестки кладут конские волосы, монетки, кусочки ткани и пуговицы;

— не менее важен хозяин воды, дары которому принято подносить дважды в год: осенью и весной. Они состоят из берестяной лодочки, на которой вырезано изображение человека, и привязанных к ней кусочков ткани, лент и т.д. В воду нельзя ронять ножи, иглы и другие острые предметы: это может обидеть и оскорбить хозяина воды;

— хозяин огня стар и седовлас, его предназначение – изгнание злых духов. Огонь, как символ света и тепла, саха всегда почитали. Его опасались тушить и переносили на новое место в горшках, поскольку пока теплится пламя – семья и домашний очаг находятся под защитой;

— Баай Байянай – дух леса – помощник во всем, что касается охоты. Некоторых животных якуты ещё в древности выбрали как священных, наиболее близких к Баай, а потому поставили табу на их убийство и употребление в пищу. К таким животным относились гусь, лебедь, горностай. Царем птиц считался орел. Главным среди зверей и самым почитаемым среди якутов был медведь. И в наше время многие верят в чудодейственную силу оберегов из его когтей или зубов;

— корни якутских праздников уходят в древние обряды, среди которых важнейшим считается Ысыах, отмечаемый в начале лета. В ходе праздника вокруг молодых берёз на поляне делают коновязь. В наше время подобное действие ассоциируют с дружбой всех народов, проживающих на территории Якутии, ранее же оно символизировало Мировое дерево. Ысыах – день семейный и празднуется людьми всех возрастов;

— важная часть праздника – окропление огня кумысом, а затем обращение к Божествам с просьбой о ниспослании таких благ, как удача, мир и т.д. Якуты надевают традиционный костюм, готовят национальные блюда, пьют кумыс. В ходе трапезы надо обязательно сидеть за одним столом со всей семьей, родственниками ближними или дальними;

— для защиты дома и скота от порчи, сглаза, злых духов и до сих пор в некоторых улусах принимается целый ряд мер. Для удачного заговора имеют значения такие, казалось бы, мелочи, как орнамент на одежде, «правильные» украшения, особенная утварь. Одних заговоров недостаточно, также необходимо проведение специальных обрядов, при помощи которых саха надеются получить хороший урожай, увеличить поголовье скота, родить здоровых детей и т.д.;

— большое значение имеют старые обычаи и традиции. Женщинам нельзя смотреть на волшебный камень Сат, который находят в желудках или печени животных и птиц, иначе он утратит свою силу. Сат заворачивают в бересту и конский волос, берегут как зеницу ока, ведь с его помощью можно призвать дождь, ветер, снег. Первое особенно важно в случае засушливой погоды, ведь плодородие почвы во многом зависит от своевременного полива;

— самая известная составляющая якутского фольклора – эпос олонхо, считающийся видом поэзии, но по звучанию скорее напоминающий оперу. Благодаря древнему искусству олонхо до нашего времени дошло множество народных якутских сказаний. Вклад олонхо в фольклор народов мира так велик, что в 2005 году его включили в список культурного наследия ЮНЕСКО;

— одно из популярных якутских блюд – строганина: тонко нарезанная замороженная рыба. Согласно некоторым подсчетам, якутяне съедают свыше десяти килограмм замороженной пищи в год. Особым деликатесом является строганина из жирной северной рыбы, а также замороженная сырая печень (тоҥ быар) и жеребятина (тоҥ эт). Их, как строганину, нарезают тонкими ломтиками и макают в смесь соли и перца;

— площадь Якутии больше площади Аргентины;

— примерно четверть от мировой добычи алмазов приходится на Якутию;

— более сорока процентов территории Якутии находится за Северным Полярным кругом;

— якутские лошади пасутся сами по себе, за ними не присматривает пастух;

— национальные черты якутов: терпение, упорство и высокая работоспособность. Несмотря на крайне суровый климат и тяжелые условия жизни, саха испокон веков удавалось пасти скот и вспахивать стылые неблагодарные земли;

— у якутов существует старинный обычай, хозяин должен обязательно накормить голодного. Когда забивали скот, было принято угощать соседей. До сих пор в некоторых селах придерживаются этой традиции — угощают соседей своей выпечкой и продуктами;

— большинство якутских фамилий появились при крещении. В 17 веке при крещении якутов и принятии православной веры, русские священники, которые проводили эти обряды, давали вновь крестившимся свои фамилии. Поэтому в Якутии очень много семей с исконно русскими фамилиями – Иванов, Винокуров, Попов. А еще помимо имен у народа Саха были прозвища, которые обозначали особенность человека и служили защитой от злых духов;

— многие слова и фамилии начинаются с буквы Ы. Например, есть фамилия Ыракыев и слова ыт, ытык, ысыах;

— названия якутских месяцев отражают жизненный уклад и народные приметы якутов. В деревянных календарях зашифрована ценная информация для хозяйства и жизни. Например, март – «кулун тутар» — месяц, когда рождаются жеребята, апрель – «муус устар» — время ледохода, июль — «от ыйа» месяц травостоя, сентябрь — «бала5ан ыйа» — месяц переезда с летних жилищ ураса на зимние балаганы;

— навоз как строительный материал. В хозяйстве ничто не должно пропадать даром, даже коровий навоз. Испокон веков народ утеплял навозом жилые помещения и коровники-хотоны. И в настоящее время в селах Якутии эта традиция не исчезла, более того, превратилась в креативные виды творчества: народные умельцы делают даже скульптуры из балбахов. А еще мерзлый навоз в некоторых районах используют для обогрева помещений.

 

 

Якуты
Яндекс.Метрика