БАШКИРЫ: тюркский народ, тюркский народ, коренное население современного и исторического Башкортостана. Башкиры занимают 4 место по численности среди народов России, по данным переписи населения 2020-2021 гг. – 1 571 879 чел. в России, из них в Бурятии — 249 чел. (0,03%). Национальный язык — башкирский. Всего в мире около 2 млн башкир.

 

Каргатуй — традиционный праздник тюркских народов; переводится как праздник птиц или, как вариант, грачиная свадьба. Со временем Каргатуй стал весенним праздником, символизирующим возвращение грачей – перелетных птиц — в первые дни марта. В разных регионах Каргатуй празднуют по-своему. Общее: песни и пляски, готовка традиционных блюд, проведение игр. В некоторых местах украшают лентами, платками, бусами, серебром  деревья и кустарники, раскладывают под ними кашу для угощения птиц, обращаются к предкам об урожае и благополучии. Все вместе выбирают распорядительницу – алсабыр, юлбарсы. Ее наряжали в тулью из красной ткани и головной убор из бересты.

Сабантуй в Башкирии служит названием праздника с более чем 15- вековой историей и досконально переводится как «праздник, триумф плуга» («сабан» —плуг и «туй» — праздник). Праздник отмечают в июне, когда весенние полевые работы окончены. Современный Сабантуй – это праздник для всей семьи, когда дети и взрослые вместе весело проводят время. Это и соревнования по тюркской борьбе на поясах – курешу, где в качестве приза победителя ждет баран, и гонки в мешках, другие конкурсы и игры.  Плюс выступления вокальных и танцевальных коллективов, башкирская кухня, множество бонусов и призов.

Башкирская национальная кухня. Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец. Другая особенность башкирских блюд — обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках. Любовь башкир к конской колбасе «казы» и конскому салу. Основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушёная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушёные ягоды, сушёные злаки, мёд. По праздникам башкиры готовят бишбармак, чак-чак или баурсак, бэлиш, губадию и др. Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и салмы (разновидности крупно нарезанной лапши), обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. К блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или сметаны.

Шункова Галя, студентка 3 курса кафедры «Медиакоммуникации», ВСГУТУ., так рассказывает об истории своей семьи: «Проживаю в п. Иволгинск. По национальности я метиска, мой папа был русский, а мама башкирка, поэтому я называю себя «русской башкирочкой». Мой дедушка Белалов Габдулхай Ганийевич живет в Бурятии с 1960-х гг. Сюда он приехал по направлению, учился в БГСХА, также по направлению отправили в Иволгинский район работать агрономом и здесь он остался на всю жизнь. Начал работать, женился и родились у него 4 детей. Родом он из деревни Мансурово, которая находится в Республике Башкортостан«.

Интересные факты о башкирах:

— башкиры – древний народ и его этногенез продолжает вызывать споры. Существует версия о происхождении башкир от древнебашкирских племен, сформировавшихся в I тысячелетии в Приаралье. В IX-X веках они мигрировали на Урал и, возможно, создали нынешнюю нацию, смешавшись с аборигенами. Некоторые древние авторы писали о племенах башкир задолго до IX-X веков. Причем, согласно контексту, речь шла не о народах Средней Азии, а как раз о бассейне Волги. Так советский историк С. Я. Лурье считал, что протобашкиры упоминались еще в «Истории» Геродота под именем аргипеев. По словам «отца истории», этот народ жил у подножия «высоких гор»;

— башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов. При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им чужда нетерпимость к представителям других наций;

— древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина;

— в современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны;

— традиционные свадебные обряды башкир — сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста. Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов;

— свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье. Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом. Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию;

— особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти «царицей»: по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей;

— в башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине;

— культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы («Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша» и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных;

— башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо;

— основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд «кукушкин чай», к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой;

— скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы;

— в обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы;

— башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков;

— Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев;

— любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс;

— в Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно;

— башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято «башкирское братство» – забота каждого о благоденствии своего рода;

— еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем  под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли;

— если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют «три шурупа» или «три таблетки». Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города;

— башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами;

— женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью;

— у башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Башкиры
Яндекс.Метрика