народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира. Всего в мире около 13,86 млн. евреев, из них 43% проживает в Израиле и 39% — в США. Евреи занимают 42 место по численности среди народов России, по данным переписи населения 2020-2021 гг. в России проживает 82 644 чел., из них в Бурятии —  195 чел. (0,02%). Национальный язык — иврит.

Ханука – еврейский праздник, начинающийся в третий месяц еврейского года (соответствует обычно ноябрю-декабрю) и продолжающийся восемь дней. В переводе с иврита означает освящение, обновление.  Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит:

«Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму». В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги (ха́нике-гелт).

Еврейская национальная кухня. Фаршированная рыба – гефилте фиш.

Еврейской традиционной едой считается рыба, большой популярностью пользуются блюда, приготовленные из щуки. Еврейская кухня не дозволяет к употреблению: свиней, зайцев, мясо хищников (птиц и животных), а также рыбу без чешуи и кровь любых животных. Популярные блюда: форшмак (закуска из сельди), хумус (закуска из отварного нута), мухаммара (густое пюре из запеченного перца и грецкого ореха), чолнт (горячее блюдо из мяса, овощей, крупы и фасоли), баранина с кус-кусом, десерты цимес (сладкое овощное рагу) и харосет (смесь орехов, фруктов, специй и сладкого вина). Традиционные мучные и кондитерские изделия: лепешки маца, клёцки, плетеный хлеб хала, тейглах (шарики в меду), пончики суфганиет, печенье земелах и кихелах, медовый пирог леках.

 

Местная общественная организация

«Еврейская национально-культурная автономия г. Улан-Удэ»

Председатель СоветаНапортович Дмитрий Валерьевич

Заместитель — Амагзаева Анна Анатольевна

Общественная организация

«Еврейский общинный центр Республики Бурятия»     

Председатель — Самсонов Андрей Эдуардович

Еврейское население в Забайкалье формировалось в течение 3-х столетий. В первой половине ХIХ века прибывали в основном крестьяне-земледельцы, ссыльные и отбывшие каторгу. С середины ХIХ века было разрешено проживать в Сибири евреям-купцам, медицинским работникам, пивоварам, мастерам-ремесленникам, а также николаевским солдатам, отслужившим полный срок службы.

Еврейская община Верхнеудинска сложилась во второй половине ХIХ века. Ядром местного еврейского общества стали ссыльные, позже приписанные к крестьянским и мещанским сословиям. А с 1900-х годов в Забайкалье хлынули, спасаясь от погромов жители черты оседлости европейской части России. По законам Российской империи евреи были отстранены от наиболее престижных в обществе сфер деятельности и искали свою «нишу», как правило, в торговле и ремесленничестве.

Забайкалье давало им прекрасную возможность развернуться: отсутствие жесточайшей конкуренции, неразвитая инфраструктура, веротерпимость и доброжелательное отношение населения способствовали проявлению экономических инициатив. До революции в Верхнеудинске в купеческом сословии евреи составляли 38%, в среде богатых землевладельцев — 43%.

Евреи вступали в деловые отношения с представителями всех национальностей, населяющих край. Они выступали поручителями русских купцов-должников, служили у них приказчиками (и наоборот). На предприятиях, которыми владели евреи работали русские, татары, китайцы. Многолетние торговые отношения связывали евреев с бурятами: как поставщиков мясной продукции и пушнины. Не только в торговле, сельскохозяйственном и промышленном производстве преуспевали евреи. Первую типографию в Верхнеудинске основал Абрам Рейхович. Его компаньон Самуил Нодельман оборудовал полный комплект для производства печатной продукции, открыл фабрику каучуковых штемпелей, книжный и писчебумажный магазины.

Печаталась самая разнообразная научная и художественная литература на русском и бурят-монгольском языка.Еврейская интеллигенция составляла в Верхнеудинске прослойку маленькую, но заметную. Врачи и учителя были в городе хорошо известны: врач железнодорожной больницы Вениамин Натансон, провизор единственной городской общественной аптеки Литман Шлаин, врач городской больницы Исай Шикман, зубной врач Энох Мильштейн и др.

В 1882 году в городе была открыта синагога. На выкупленной у частного лица земле было построено двухэтажное каменное здание на углу улиц Большой Набережной и Ямской (ныне ул. Смолина и Каландаришвили, где расположен в настоящее время корпус № 4 ВСГТУ).

С именами евреев связаны ряд жилых зданий, которые до сих пор служат украшением города. Например, Дом Наума Капельмана (знаменитый дом с атлантами), усадьба  Самуила Розенштейна (трехэтажное каменное здание использовалось для размещения общественных и учебных заведений и культурных мероприятий), в настоящее время — факультет иностранных языков БГУ (ул. Сухэ-Батора, 17) двухэтажный каменный дом с торговыми лавками, сеновалом и амбаром Якова Рубинштейна на Базарной площади (пл. Революции)  и ряд других зданий.

1917 год принес евреям освобождение от унизительных запретов. Все последующие процессы, обусловившие развитие и становление советской власти, затронули все многонациональное население республики. В период «воинствующего атеизма» все синагоги (как и дацаны и храмы) были закрыты, по национальностям особо не делились, все мы были единый советский народ.

В начале 90-х, на волне перестройки, наряду с другими национальными диаспорами началось воссоздание еврейской общины.

В июле 1993 года еврейская община в г. Улан-Удэ зарегистрировалась как Еврейский Культурный центр. В дальнейшем центр поменял название на Еврейский общинный центр. Затем с 2013 по 2017 гг. программы для евреев г. Улан-Удэ проходили в рамках Еврейского культурного благотворительного фонда «Симхат Хаим». На данный момент местная общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия г. Улан-Удэ» является основным представителем еврейской общины (зарегистрирована в 2013 г.).  Создание Еврейского культурного центра тесно связано с  именем зам. министра культуры Бурятии Анатолием Герштейном, который активно помогал осуществлению намеченных программ.

Для детей программа: «Шаги навстречу» (воскресная школа, кукольный театр, танцевальный ансамбль, изучение иврита, летние и зимние лагеря), для взрослых: Семейный клуб, клуб волонтеров, вокально-танцевальный ансамбль «Хаверим», изучение иврита, клуб пожилого человека «Золотой возраст».

Деятельность еврейской общины более 20 лет поддерживает еврейская благотворительная организация «Джойнт», благодаря которой оказывается помощь пенсионерам и детям из малоимущих семей. Осуществляется программа «Уход на дому», где предоставляются услуги на дому людям, нуждающимся в помощи по уходу и/ или в помощи при выполнении повседневных бытовых действий.

Совместно с местной иудейской религиозной организацией стали многолюдно отмечаться все еврейские праздники — Песах, Рош-а-Шана, Ханука, Пурим и др. Ежегодно еврейская община отмечает основные календарные еврейские праздники: Рош-а-Шана (Новый год), Шавуот (Праздник деревьев), Суккот (Шалаши), Ханука (Праздник огней), Пурим (Праздник спасения еврейского народа), Пейсах (Исход из Египта). Проводятся еженедельные Шаббаты (Встреча Субботы). Члены общины принимали активное участие в городских и республиканских мероприятиях: «Содружество сердец», «Караван Дружбы», «Верхнеудинская ярмарка», организовывали для учащихся школ и средних учебных заведений Фестивали еврейской книги.  Развернувшаяся многосторонняя активность еврейской общины, вернули евреям гордость своего происхождения, смелость говорить о своих предках и передавать своим детям чувства уверенности, уважения и интернационального равенства всех людей.

С 2003 года еврейской общине помогает и благотворительный фонд имени заслуженной учительницы БАССР Рахиль Ярославской-Гутерман.  Создатели фонда — дочь Рахиль Соломоновны Ия и ее муж Владимир Ротт, проживающие в Торонто (Канада). Приехав на малую родину и познакомившись с работой общины, они решили помогать бывшим соотечественникам, нуждающихся в стоматологических услугах, медицинских препаратах и технических средствах. В дальнейшем эта помощь расширилась. Систематически выделяются средства на проведение национальных праздников, а в 2014 году на средства фонда был открыт мемориал «Шалом» на старом еврейском кладбище в г. Бабушкин.

Работа общественной организации немыслима без активных и творческих энтузиастов. В разное время общину возглавляли Эвелина Ярневская, Елена Уваровская, Надежда Скарбовская — библиотекари по профессии. Незаурядные организаторские способности Елены Уваровской и Надежды Скарбовской позволили образовательным и культурным программам быть в приоритете. Их трудом создан большой книжный фонд еврейской литературы. Талантливая и энергичная Ольга Русинова, пройдя подготовку в Израиле, четверть века  интересно и эмоционально  знакомила членов общины с еврейской культурой и традициями, обучала ивриту молодое поколение.

Большой вклад в развитии и становлении общины внесли; Зинаида Гриф, Ада Иванова, Нина Гительман, Мирра Кудря, Надежда Москвитина, руководитель благотворительного фонда Роттов Вера Гордиенко. За последние годы численность общины значительно уменьшилась в связи с отъездом молодежи на историческую родину в Израиль и в другие города России. Но по-прежнему сохранилось ядро многолетних активистов. Это — ветеран Великой Отечественной войны Борис Хайкелевич Берлович, Евгения Молчанова, Лариса Паркина, Софья Базыкина, Ирина Похосоева, Альберт Малых, Альбина Анциферова, Луиза Мальцева, Агния Радовская, Ирина Кожевникова и многие другие, которые по-прежнему отмечают национальные праздники, проводят заседания клубов «Гэшер» и «Золотой возраст» в нашем общем доме — Доме Дружбы народов.

 

Интересные факты о евреях

— первые общины на территории современных России и Украины появились во времена Киевской Руси. С X по XIII века они точно были в Киеве, Чернигове и Владимире-Волынском. Некоторые историки считают, что в «Матери городов русских» проживала не просто диаспора, а целый квартал, но доказательств этому нет. Так или иначе, община сильно пострадала от монголо-татарского нашествия, после которого сведения об иудеях на Руси обрываются. При этом большое их количество оставалось в Великом княжестве Литовском. Также, гонимые из западных стран, они оседали в Польше. После образования Речи Посполитой евреи начали расселяться по территориям нынешних Украины и Беларуси;

— подавляющее большинство евреев России относится к группе ашкеназов. Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к III-IV векам до нашей эры. С I века до нашей эры евреи селились в греческих колониях в Крыму и на Таманском полуострове. В раннем средневековье евреи — беженцы из этих районов начали проникать на территорию южнорусских степей, где в VI-VIII веках сложилось государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), принявшее иудаизм в качестве государственной религии. В X-XIII веках в Киевской Руси существовали общины славяноязычных евреев (так называемых кенааним), которые были ассимилированы ашкеназами в XVI-XVII веках;

— с 1-й половины XIX века с присоединением районов со значительным еврейским населением на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины евреев мира. Евреи составили 4-й по численности этнос России (более 7,25 млн. человек в 1917). В основном народ проживал в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце XIX века наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении XX века. Государственная политика Царской России в еврейском вопросе способствовала массовой эмиграции евреев (с 1881 по 1914 – уехало около 1,7 млн. евреев, из них 85% в США);

— пожалуй, ни у одной национальности нет столько языков, сколько у евреев. Самые распространенные – иврит и идиш. Это не диалекты одного языка, хоть они и используют одну письменность. На иврите общались еще жители Израильского и Иудейского царств. После изгнания его носителей из Палестины язык считался вымершим;

— за свою долгую историю еврейские диаспоры создали много других языков и диалектов – бухарский, еврейско-португальский, ладино и, разумеется, идиш. Изначально это была смесь еврейского и немецкого, распространенная среди иудеев Восточной Европы. Между мировыми войнами он достиг расцвета. В некоторых регионах СССР, в США и Латинской Америке он стал официальным. Но развитие языка прервал Холокост, унесший большую часть носителей. В современной России большая часть евреев разговаривает на русском;

— одним из факторов, повлиявших на развитие еврейской культуры, стал запрет для носителей во многих странах заниматься сельским хозяйством. По данным переписи 1897 года, большинство иудеев — 43,6% — были мелкими ремесленниками, 14,4 % — портными и швеями, 6,6 % — плотниками, 3,1 % — слесарями. Остальные были заняты в торговле, сфере услуг или не имели постоянной работы. Среди евреев традиционно много людей умственного труда – ученых, врачей, писателей, музыкантов;

— евреи считаются самым оптимистичным народом;

— неделя у евреев начинается в воскресенье. Согласно еврейским обычаям, день начинается вечером, поэтому выходных практически получается полтора дня. С середины пятницы до вечера субботы;

— через небо Израиля проходит маршрут 500 миллионов перелетных птиц: из Европы и Азии в Африку и обратно;

— сотовый телефон изобрели евреи, флэш-карты также впервые появилась в Израиле, в 2000 году и имела размер всего 1 мб.;

— в еврейском алфавите 22 буквы. Пишутся они особым «квадратным шрифтом» справа налево. И в нем нет гласных;

— Энштейн – ученый, израильтянин. В 1952 году ему предлагали стать президентом Израиля, он отказался;

— Рождество и Новый год в Израиле официально не отмечается. Новый год празднуют в апреле, год считают от создания мира то есть сейчас 5771 год;

— самый веселый еврейский праздник – Пурим. В Пурим по всей стране проводятся карнавалы, а в некоторых городах – целые карнавальные шествия. Дети и взрослые наряжаются в яркие карнавальные костюмы и ходят в них по улице до завершения пуримских празднеств;

— среди советских евреев много знаменитых писателей: Самуил Маршак, Илья Эренбург, Эммануил Казакевич, Маргарита Алигер, Лев Кассиль, Вера Инбер. Все вышеперечисленные авторы стали лауреатами Сталинской премии, а некоторые – неоднократно. Еще одним заслуженным мастером слова еврейского происхождения стал Борис Леонидович Пастернак — один из главных русских поэтов прошедшего века. В 1958 году он получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Доктор Живаго». Книга рассказывает о жизни русского интеллигента в первой половине XX века и, в том числе, о судьбе советского еврейства. Другим лауреатом Нобелевской премии – уже в области физиологии и медицины – стал Илья Ильич Мечников. Это последний российский биолог за последнюю сотню лет, получивший такую награду. При этом французы считают Мечникова своим лауреатом. Ведь тот совершил свои открытия в области иммунитета человека, работая в Институте Пастера. Помимо создания фагоцитарной теории иммунитета, он прославился открытием внутриклеточного пищеварения и основал такие науки, как геронтология и эволюционная эмбриология.

Евреи
Яндекс.Метрика