ЛИТОВЦЫ:  балтийский народ, большая часть которого проживает в Литве. Крупные группы литовцев проживают в США, Канаде, Англии и Шотландии, Бразилии, России и некоторых республиках бывшего СССР. Согласно Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. численность литовцев в России составляла 13 230 чел., из них в Бурятии — 88 чел. (0,01%). Национальный язык — литовский. Всего в мире около 3,66 млн литовцев.

День Блукаса (день зимнего солнцестояния) – литовский народный праздник, отмечается 23 декабря. Праздник сопровождается народными гуляньями, восходит к старинному литовскому обычаю. В этот день после окончания сезона хозяйственных работ по всем дворам таскали Блукаса – старый пень, символизировавший неоконченные заботы, неисполненные желания и скоротечность времени. Вечером пень сжигали под шутки-прибаутки. Таким образом, литовцы готовились к Новому году, оставляя все старое, незаконченное и плохое в прошлом и, отмечали приход нового времени – постепенное увеличение светового дня. Сегодня в празднике участвуют разнообразные ряженые, театральные коллективы и фольклорные ансамбли.

Литовская национальная кухня. Самым известным национальным блюдом Литвы являются цеппелины – большие ароматные картофельные «дирижабли» — клецки своеобразной формы с всевозможной начинкой, из овощей, мяса, творога. Другие знаменитые блюда литовской кухни — шалтибаршчяй (знаменитый холодный борщ), суп в хлебе (суп в ржаном «горшочке» с лесными грибами, обычно с белыми), ведарай (литовские колбаски), скиландис (свиное сырокопченое мясо в желудке), кугелис (картофельная запеканка), кедайню блинай (обжаренные драники из тертого сырого картофеля с мясным фаршем), кибинай (национальные литовские пирожки из слоеного теста), кастинис из домашней сметаны и сливочного масла. Для соусов традиционно используют лесные грибы (белые и лисички), а также шпинат, сыры (и его производные), травяные специи.

Республиканская общественная организация

«Национально-культурное общество литовцев Бурятии»

Председатель правления   —

Разгус  Бернардас Симо

Заместитель — Коробова Елена Владимировна

Фото: Анатолий Разгуляев

История расселения литовцев в регионе началась в XIX веке. Первая волна — участники польских восстаний 1831 и 1863 годов. Вторая — основная часть литовцев, появилась в Бурятии после великой Отечественной войны. В 1948 году в результате массовых репрессий из прибалтийских республик на спецпоселение в Бурят-Монгольскую республику приехало более четырех тысяч литовцев. В основном они трудились на лесозаготовках. Литовские поселения компактно располагались в Бурятии, в окружении русских и бурят. Проживая в иноэтничном окружении, литовцы сохраняли самобытность в материальной и духовной культуре. После репатриации в 1954-60 годах многие остались в республике. Они и стали основой литовской диаспоры в Бурятии.

В Бурятии, первые литовцы появились в конце ХIХ-начале XX веков: более ста человек участвовали в строительстве Транссибирской магистрали-одном из самых масштабных и важных проектов царской России, после строительства остались ее эксплуатировать. Но основная часть литовцев 4114 человек были сосланы в Бурят-Монгольскую АССР и тремя эшелонами 8,10 и 11 июня прибыли в Заиграевский  район на лесоучастки треста «Бурятмонголлес». Хотя и у местных жителей, русские или буряты , не было изобилия продуктов, но видя голодающих ссыльных они делились последним и картошкой и молоком. Об этом с благодарностью вспоминают сами литовцы. В 1956-1960 г. г.  когда с них стали снимать статус ссыльных большинство уехали на Родину, но часть в виду определенных причин осталась в Бурят-Монгольской АССР. Третий поток литовцев связан со строительством БАМа-одной из крупнейших магистралей. После завершения строительства часть литовцев осталась там жить, обретя новый дом в Бурятии. Последняя перепись населения показала, что сейчас в Бурятии живут 243 человека, считающих себя литовцами.

23 августа  1999 года было организовано и зарегистрировано  РОО «Национально-культурное общество литовцев Бурятии», чтобы объединить  проживающих в Бурятии литовцев, содействовать изучению литовского языка и его сохранению, изучению и поддержанию литовской культуры, традиций, восстановлению своей истории, корней, возрождению обычаев, работа с архивами, развитие связей с Республикой Литва, вовлечение членов общества в благотворительную деятельность по восстановлению и сохранению памятников национальной истории и культуры в Бурятии.

Первым председателем общества была избрана Арефьева Алдона Владо. В те годы общество помогало своим землякам установлению связей с родственниками в Литве, получению архивных документов, сотрудничеству с обществами литовцев в других регионах России. Устанавливалась связь с Правительственными структурами Литвы. В декабре  2007 года Председателем правления избран  Разгус Б.С.

В 2006 году  Разгусом Б. С. была открыта воскресная школа по изучению литовского языка, стал  первым  учителем и сегодня продолжает эту работу. В отдельные годы помогали вести занятия Петрас Рулис  и Римантас Шличас.  Занятия посещают ученики от 12 лет, а старшему более 60 – лет. Приходят все желающие любого возраста. На занятиях изучается и история, знакомятся с танцами и песнями, историческими памятниками Литвы. Учебными пособиями обеспечивает Министерство образования, науки и спорта Литвы. Периодически проводятся курсы   повышения квалификации учителей. Ежегодно в Литве для взрослых членов общества проводятся  двух недельные курсы по изучению литовского языка, а для школьников — летний   лагерь с полным государственным обеспечением и с экскурсиями по культурным и историческим местам Литвы. На курсах знакомятся с национальными танцами и песнями. В Вильнюсе, на полном государственном обеспечении, действует школа-интернат для детей литовцев проживающих за пределами государственной границы Литвы.

В Доме Дружбы также проходят репетиции вокальной группы общества под руководством ее музыкального руководителя Петраса  Рулиса. Ежегодно проводятся праздничные мероприятия для членов общества их детей и внуков Св. Рождество и встреча Нового года, Пасха, а в июне Ёнинес (солнцеворот), 16 февраля отмечается национальный праздник-День Независимости Литвы, а 23 августа — день образования общества. Также активисты выезжают в Заиграевский район, где более компактно проживают бывшие ссыльные и их дети- в села Новоильинск, Хара-Кутул и  Верхние Тальцы Хоринского района.

При поддержке Правительства Республики и Мэрии г. Улан-Удэ уже стало традицией выступление вокальной группы на праздничных мероприятиях Республики и города.   Члены общества принимают активное участие в республиканских и городских мероприятиях: в этно фестивале национальных культур «Мой мир, Мой народ, Моя культура», по итогам этой видеопрезентации общество награждено дипломом лауреата фестиваля. Участвуем в республиканских фестивалях «Караван дружбы», Улица добрых соседей, Чайный путь, Верхнеудинская ярмарка, фестиваль национальных культур «Содружество сердец». Ежегодно участвуем в праздновании Международного дня защиты детей и днях города, в проекте «Город Дружбы».

Фото: Анатолий Разгуляев
Фото: Анатолий Разгуляев

В 2013 году в этнографическом музее была организована выставка культуры Литвы и деятельности общества. Принимали участие в фестивале культур народов Бурятии в Художественном музее им Ц. С. Сампилова, в мероприятиях «Ночи музеев», выставке национальных костюмов в музее истории  города  Улан-Удэ, участвовали в проведении праздника Нового Года «Сагаалган» в культурно-спортивном комплексе г. Улан-Удэ. Группа художественной самодеятельности общества участвовала в концерте в честь 5-летия Дома Дружбы и на празднике народного единства в торгово-развлекательном центре «Пионер», в посадке деревьев аллеи Дружбы и парке «Юбилейный».

Члены общества принимают самое активное участие в восстановлении и сохранении памятников истории и культуры литовцев в Бурятии. Оставшиеся памятники литовских спец поселенцев представляют собой естественные мемориалы трагических событий второй половины жестокого двадцатого века и важные маркеры литовской национальной и религиозной идентичности, являют собой уникальные объекты исторической и культурной памяти. Они до сих пор обозначают собой территории, где компактно проживали и трудились литовские спецпоселенцы. Работа по восстановлению и сохранению памятников ссыльных литовцев является важнейшим фактором сохранения исторической памяти о культуре и жизни литовцев в ссылке, как один из важнейших аспектов истории литовского народа происходивших в двадцатом веке.

Членами общества являются литовцы разных поколений. Самыми старейшими являются представители родов Андрюнус и Аполенис прибывшие в Бурятию в конце ХIX начале ХХ веков. Сын Аполениса  Климента:- Станислав уже в советское время  работал помощником машиниста на Восточно-Сибирской железной дороге. В 1937 году был репрессирован и расстрелян. В настоящее время, его внучка Светлана Арпадовна  Корытова (Аполенис) – майор запаса внутренних дел полиции,  со своей внучкой Миланой Корытовой, активно участвуют в деятельности общества.

Разгус Бернардас Симо в 1941 г. родился в Литве. В 1948 г. с родителями выселен в Заиграевский район с. Нарын. В 1985 году Бернардас Симо назначен заместителем председателя Госагропрома Бурятии. (Госагропром был образован на базе министерства сельского хозяйства с включением в него еще четырех министерств и объединений, в 1991 г. переименован в Министерство сельского хозяйства Бурятии). В 1990 г. назначен Председателем Государственного комитета Республики Бурятия по земельной реформе и землеустройству и работал до ухода на пенсию.

Фото: Анатолий Разгуляев

Общество занимается консолидацией этноса на основе общей национальной культуры и обеспечением единства литовцев проживающих в Бурятии.  Общество стало центром притяжения всех тех у кого имеются национальные корни, кто заботится о сохранении своей культуры, традиций своего народа. Общество участвует в международных конференциях проходящих в Литве, в межрегиональных:- в Барнауле, Красноярске, Иркутске, Якутске, Санкт-Петербурге и Москве.

За свою работу общество награждено Почетной грамотой Премьер-министра Литвы, Почетной грамотой Сейма Литвы, Благодарственными письмами Министерства культуры Литвы, Министерства просвещения, науки и спорта Литвы, Министерства труда и социальной защиты Литвы, Посольства Литвы в Москве. Многократно отмечена работа общества благодарственными письмами Правительства Республики Бурятия и Мэрии г. Улан-Удэ и многими благодарственными письмами от организаций и учреждений Республики Бурятия.

Интересные факты о литовцах:

— балты – предки литовцев – населяли Балтийское побережье с 2000 г. до н. э. Именно там в тринадцатом веке сформировалось первое для литовцев государство – Великое княжество Литовское.  В настоящее время численность народа в пределах своей родины составляет 3 000 000 человек. По данным французских ученых, Литва находится в географическом центре Европы. Территория Литвы равна территории нашей республики, поэтому это государство является самым густонаселенным;

— литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. Алфавит составлен на латинской основе. В языке выделяют два наречия: жемайтское и аукштайтское;

— основная масса населения исповедует христианскую веру, часть – католическую, часть – православную, есть протестанты. Как и у многих народов, есть свои традиции и обычаи, традиционные праздники, которые трансформировались, но остались с дохристианских времен. Почитают литовцы и религиозные праздники: Пасху, Сочельник, Рождество;

— сбор урожая, в том числе, злаков – считался самым важным делом крестьян. Поэтому литовцы широко праздновали день урожая. До наших дней дошли традиционные обряды и песни, в которых воспеваются труженики, и восхваляются магические силы, возвращающие земле и утомленным крестьянам силы. В начале сентября отмечался праздник «Семена», люди пели грустные песни и сушили лен. Также существовал обычай, который помнят только пожилые люди — из репы делали ящик и ловили в него мух, потом закапывали в землю. Непосредственно перед праздником селяне кормили тараканов, мошек и мух, чтобы те не докучали им зимой;

— к последнему осеннему месяцу весь урожай должен был быть убран. По обычаю 10 ноября, селяне праздновали день Льна. В этот день прочесывали коноплю, рвали и гладили волокна. Молодые и незамужние девицы занимались гаданием на суженого, похвалялись своими ткацкими работами, показывали белые холсты. Также праздновали крестьяне и День синицы, считая, что эта птица заслуживает свой праздник, поскольку целый год оберегала от вредителей сады и леса. Все праздники проводились шумно, с песнями, плясками и конкурсами. Литовцы передают знания о традициях, обычаях, обрядах из поколения в поколение;

— литовцы занимались земледелием и животноводством. Взращивали зерновые культуры: овес, ячмень, рожь, лен, пшеницу и горох. Также выращивали коноплю, из которой изготавливали грубое полотно и крепкие веревки, семена во время поста употреблялось в пищу. Пастбища и пашни были в хозяйстве практически каждой семьи, основная часть сенокосов находилась в общем пользовании всего села. Традиционными орудиями для земледелия были соха и орало, которые изготавливались самими крестьянами из дерева. Сеяли литовцы из лукошка плетеного из соломы и орешника, а собирали урожай серпом, косой или полосухой. Овощеводством и садоводством практически не занимались, сады имели только помещики в своих угодьях. Крестьяне не занимались охотой, мелких вредителей уничтожали ловушками и силками, лис травили. Не очень популярной была и рыбалка. Хорошо развивалось пчеловодство;

— у литовцев были, и умельцы, которые занимались разними видами ремесла: изготавливали скульптуры и гравюры из дерева; шили одежду и ткали полотно; создавали инструменты и занимались художественной резьбой по дереву, обуви и музыкальным инструментам;

— для создания семьи основным фактором была обеспеченность. Разрешение на брак нужно получить у отца, если согласия от родителей получено не было, парень или девушка лишались наследства и даже могли быть изгнаны из семьи. Все имущество родителей наследовалось старшим сыном, поэтому присматривать за стариками и помогать им входила в обязанности его семьи. Главенствовал в семье мужчина. Женщина вела домашнее хозяйство;

— наследство у литовского народа было 2-х видов: сделанное собственными руками — отдавалось невесте и отцовское имущество – земля, скотина, дом, деньги. Это давалось родителем по его желанию и усмотрению;

— на свадьбах устраивали торги за невесту, чтобы можно было получить отцовское приданное. Бывали и случаи, когда жених жил в доме невесты. В основном так было у бедных селян, которые не имели своего имущества;

— когда рождался ребенок, устраивали пышные пиры, а нарекание именем проводилось священником во время крещения новорожденного;

— большинство литовцев — стройные и светловолосые, с молочным оттенком кожи, голубым, серым или серо-голубым цветом глаз. Внешность у многих представителей народа довольно типична.  Генетическая склонность к светлым волосам, белым бровям и узким запястьям передается по наследству, и дает о себе знать даже через несколько поколений;

— все традиционные костюмы народа отличаются разнообразием цветовой гаммы, рисунков, узоров и орнаментов. Женщины надевали украшения из янтаря, носили шляпы или покрывали голову платком. Их наряд включал в себя юбку, блузку, передник и жилетку, а на ноги башмаки. Женская блузка или туника шилась с объемными рукавами. Юбки выкраивали широкими и длинными, обычно надевали верхнюю и под низ еще 2-3. Девушки надевали на голову венок, который украшали цветами и лентами, а замужние женщины — платок или чепец. На шею как дополнение к наряду вешали янтарные или коралловые бусы;

— мужчины носили рубахи из льна, полосатые или клетчатые конической формы холстяные брюки и длинные жилеты. На ноги обували сапоги. Вся одежда украшалась вышивкой и подпоясывалась ткаными поясами. Летом костюм мужчины дополняла соломенная шляпа. Зимняя одежда литовца —  кафтан, штаны из сукна и шапка из овчины. Кафтаны изготавливали приталеными, длиной до колен;

— праздничная одежда украшалась тесьмой и различными орнаментами растительной тематики. Женщины учили дочерей вышивать гладью и крестиком, ткать сукно и шить. Поэтому все наряды изготавливались вручную мамами, бабушками и дочерями и богато украшались.  Пояса изготавливали из ткани или плели, украшая концы бахромой;

— литовцы очень дружный и чуткий народ. Они помогали друг другу в трудных ситуациях и делились радостью, горем. Когда забивали скотину, раздавали мясо и угощали колбасами.

Литовцы
Яндекс.Метрика