В их числе четырехсотлетние предметы религиозного культа и познавательные исторические вещи

В их числе четырехсотлетние предметы религиозного культа и познавательные исторические вещи

В старообрядческом храме Улан-Удэ уже три года собирают коллекцию исторических памятников. В их числе и четырехсотлетние предметы религиозного культа, и познавательные исторические экспонаты. Экспозиция набирает популярность не только у старообрядцев и иностранцев, знакомиться с бытом предков в храм приходят даже школьники.

Около трех лет назад в кафедральном храме Русской древлеправославной церкви на улице Ткацкой в Улан-Удэ зародился собственный музей. Он постепенно прирастает экспонатами за счет пожертвований прихожан. Сегодня для уникального музея выделено два отдельных помещения. О том, как появилась идея, откуда берутся экспонаты и о самых ценных из них «Номер один» рассказал митрополит Сибирский Сергий Русской Древлеправославной Церкви.

История раскола

Пожалуй, тут не обойтись без страниц из истории. Ведь изначально именно для того, чтобы показать и объяснить свое происхождение, когда-то и начал создаваться музей при храме.

Напомним, раскол Русской Православной Церкви по принципу сколькими «перстами» креститься, как делать поклоны и слушать ли во всем новых правил священников, начался в 1654 г. с реформ патриарха Никона. Часть православных не приняли патриарших предписаний. За отказ «слушаться священников больше, чем Бога» на протяжении столетий староверы терпели гонения. Разные русские цари предписывали для них наказания кнутом, пытки, ссылки с конфискацией имущества и даже смертную казнь.

В Бурятии староверы, спасавшиеся от религиозных гонений, массово селились с XVIII в. Их потомков в Забайкалье принято называть «семейскими». Религию староверов – старообрядчеством или древлеправославной церковью.

Самый уникальный экспонат

– В Тарбагатае есть замечательный музей старообрядчества, там собрана ценнейшая коллекция. Но поскольку не все могут поехать в Тарбагатай, мы тоже начали собирать старинные экспонаты. К тому же, у нас бывают гости из других городов и государств, которые интересуются культурой староверов. Чтобы не «на пальцах» рассказывать, было решено создать музей. Тогда уже накопилось много книг, это и было началом нашей коллекции, – пояснил митрополит Сергий.
Самый уникальный предмет экспозиции – старинное Евангелие, выпущенное еще до раскола Русской православной церкви. Это одна из самых первых печатных книг в России.

– Книга выпущена в 1614 г., еще до патриарха Никона, это самый древний и аутентичный экспонат. Три года назад он отметил четырехвековой юбилей, – пояснил отец Сергий. – Это подарок священника, с которым мы давно дружим. Зная, что на престоле должно быть Евангелие, он отдал его старообрядческому храму. Но мне было жалко его использовать каждый день. Книга очень ценная, ее нужно сберечь. На костел положили более современное Евангелие. А эта книга стала экспонатом музея.

Кроме старинного Евангелия, в коллекции музея еще множество раритетных книг. Есть «Цветная триодь» XVIII в. – книга, содержащая молитвы на каждый день великого поста. Встречаются и очень редкие рукописные издания.

– Есть книги молитвенные, а есть учительные. Вот, например, «О беседе поморца с поповцем». В ней двое спорят о том, нужны ли священники. Такие философские диспуты вели между собой религиозные люди, когда пришел Никон, – рассказывает отец Сергий.

Иконы с защитой

Не менее ценная часть экспозиции – иконы. Некоторые из них использовались преимущественно старообрядцами. При этом они являются и важным памятником истории. Эти образа изготовлены из медного сплава с использованием защитной патины. Такая техника применялась в основном староверами. Медная с патиной икона не боится ни воды, ни жары, ни грязи. Гонения на старообрядчество продолжались долго, и сохранять в целости предметы религиозного культа и веры, ради которой поколениями терпели лишения, старообрядцам было особенно важно. Двухсот-, трехсотлетние образа действительно отлично сохранились до сего дня.

Иконы в церковном музее разные – и по стилю, и по технике исполнения, и по возрасту. О каждой митрополит Сергий может рассказать отдельную захватывающую историю. А по нарядам изображений, рисунку фона и качеству основы – объяснит, как определить возраст иконы.

— На старых иконах у Исуса Христа не одежда, а как бы светотень. На них под краской обязательно присутствует холст. Это более долговечные иконы. Например, вот этой уже триста лет, а она выглядит лучше. На более современных ткань уже только на месте склейки досок. Потом ткань заменили полоской бумаги, потом стали клеить куски газет. А вот здесь видна холщовая ткань, икона очень старинная, – со знанием дела показывает и поясняет епископ. Ценность большинства экспонатов точно никто не знает. Да и цель такая перед церковью не стоит.

— У нас есть специалисты, которые решили взяться за оценку. Но не в плане денежной стоимости – для церкви это не так важно. А вот дать оценку древности они смогут. Сообщить, где и когда изготовлены экспонаты, может быть, даже установят авторов, – с надеждой рассказывает отче.

Детям нравится

Со временем храмовый музей набирает популярность у самых разных посетителей. Любознательные иностранцы среди них не самый большой контингент.

— Приходят мамы с детишками – рассказать детям историю веры, приходят и школьники на экскурсии. Кто-то в рамках истории России бывает, приходят студенты, изучающие религию и историю старообрядчества. Показываем всем старинные предметы быта, как оформлялась одежда, как выглядела раньше привычная бытовая утварь. Детям всегда это очень интересно, – рассказывает священник. В музее покажут, как двести-триста лет назад выглядела светлица (спальня). Здесь можно понять, как работала старинная прялка, или рассмотреть вблизи расписной иконостас из зажиточного деревенского дома и разные предметы быта. К примеру утюг, работавший на углях.

— Дети же не представляют, как это было раньше. Они привыкли – воткнул утюг в розетку, он работает. И удивляются, когда слышат, что раньше утюг грели углями. Вот старинный «блендер» – ступа с пестом, маслобойки. Раньше все это ручками толкли. Вместо сегодняшних контейнеров для еды был плетеный из бересты туесок или корзина. При качественной работе из него даже вода не вытекала. А вот прялка, которую можно потрогать и разобраться, как раньше нити пряли.

Отче Сергий знает историю каждого раритета в церковной коллекции, помнит, откуда его привезли и имя владельца. Для батюшки все эти предметы – лучший способ поведать людям как о своей религии, так и об истории, культуре, быте всего народа России.

Елена Буерачная, «Номер один»

http://starover.net/

 

Староверы Бурятии собрали коллекцию бесценных исторических экспонатов
Яндекс.Метрика