Федеральное агентство по делам национальностей в очередной раз распределило субсидии для реализации национальной политики в регионах РФ. В этот раз заявки субъектов на 2019 год проходили конкурсный отбор. Кто-то не получил господдержку, некоторые недовольны итоговой суммой, другие делятся секретами успеха. Как происходит распределение средств, разбирался «НацАкцент».  

Субсидии на следующий год получили 69 регионов из 79, подавших заявки.

Самые большие суммы выделили национальным республикам: Башкортостану направят 16,6 млн, Дагестану — 13,7 млн, Северной Осетии — 12,4 млн, Марий Эл — 11,9 млн, Карелии — 11,1 млн, Татарстану — 10,8 млн рублей.

«Для нашей достаточно компактной и миролюбивой республики эти средства — солидная поддержка», — рассказала «НацАкценту» замминистра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева. Как насчитываются конкурсные баллы в республике понимают и, кажется, делают всё правильно. «Мы и госпрограмму поправляли, чтобы она соответствовала всем требованиям и критериям. Мы плотно работаем с некоммерческим сектором, поддерживаем инициативы и проекты социально ориентированных и некоммерческих организаций. Мы проводим мониторинг и социологические исследования, чтобы понимать как развиваются межнациональные и межконфессиональные отношения. Стараемся участвовать в общероссийских мероприятиях», — поделилась с «НацАкцентом» замминистра.

Выделенные средства в Марий Эл планируют потратить на ежегодные государственные праздники и памятные мероприятия вроде Дня России, Дня народного единства и Дня русского языка. Главным на 2019 год станет проект «Шоруньжа — культурная столица финно-угорского мира».

Не возникло вопросов к конкурсу и у Дагестана. «Мы получили больше 13 млн рублей, это второе место по России после Башкортостана, — отметила врио министра по национальной политике региона Татьяна Гамалей. — Мы в целом довольны, и нам жаловаться не на что. Достаточно ли это в целом на реализацию нацполитики в республике? Конечно, можно мечтать и о больших суммах, потому что наши многочисленные языки требуют поддержки. Мы могли бы издавать больше художественной литературы на родных языках». Планов у Дагестана много, в их числе — Молодежный форум соотечественников, акция «Как живешь, сосед?», поддержка терского казачества и языковых проектов.

Самые маленькие субсидии достались регионам-донорам: Ханты-Мансийскому АО (998 тысяч рублей), Тюменской области (970 тыс.), Ямало-Ненецкому АО (840 тыс.), Чукотке (815 тыс.) и Ненецкому АО (729 тыс).

В Югре такой сумме не удивились и не огорчились, хотя она оказалась ниже запрашиваемой. Как рассказал «НацАкценту» представитель Управления национальной политики департамента внутренней политики Югры Сергей Пишуков, эти средства изначально предусматривались только как доля финансирования планируемых мероприятий. В 2019 году в ХМАО пройдут масштабные события: региональный форум национального единства «Югра многонациональная», молодежный форум по теме реализации государственной нацполитики, студенческий фестиваль «Мы единый народ».

Впрочем, не все регионы могут позволить себе так легко относиться к неудачам. В Хабаровском крае на следующий год запланировали несколько проектов: мероприятия, связанные с Дальневосточным религиозным форумом, Дальневосточная научно-практическая конференция, посвященная итогам Второй мировой войны, спортивные события, форумы, национальные праздники и, возможно, окружной этап всероссийского конкурса «СМИротворец». На вопрос «НацАкцента», достаточная ли сумма выделена для их проведения, в местном правительстве однозначно отвечают: «Нет». Хабаровскому краю придется искать для этого средства в своем бюджете. 

«Мы неоднократно говорили о том, что методика [выделения субсидий], которая есть на сегодняшний день, не отвечает требованиям. Нам бы хотелось, чтобы именно по рейтингу региона определяли качество проводимой в нем работы», — поделился представитель главного управления внутренней политики губернатора и правительства края Александр Ивагин. По его мнению, нужно также обращать внимание на то, как относятся к межнациональной сфере в самом регионе. Если из местных бюджетов выделяют средства, то, очевидно, тема для них важна, и эти регионы стоит поддержать.

Не достались субсидии на 2019 год Адыгее и регионам с преобладающей долей русского населения: Курской, Калужской, Кировской, Ивановской, Вологодской, Кемеровской, Ленинградской, Пензенской областям, Пермскому краю.

«Процедура расчета рейтинга, честно говоря, непонятна. Откуда взялась цифра у нашего региона, мне не понятно», — поделился источник в правительстве одного из этих субъектов, пожелавший остаться неизвестным. В регионе отсутствует госпрограмма по реализации нацполитики, но принимать её считают слишком хлопотным делом.

«Хотелось бы от ФАДН информации, каким образом они делают расчеты. Понятно, что есть критерии, например, наличие отдельной государственной программы, приграничные территории. Но наша область находится в глубинке, у нас нет поблизости никаких границ. По этому параметру мы пролетаем. Точно также есть критерий режима ЧС, который вводили в последнее время. У нас не было чрезвычайных ситуаций, и вот мы опять пролетели. Геноцид или репрессии в отношении какого-либо народа на территории региона. Но у нас не было геноцида, что теперь делать-то?» — недоумевает он.

В Федеральном агентстве по делам национальностей «НацАкценту» пояснили, что формула расчета суммы субсидии прописана в госпрограмме «Реализация государственной национальной политики». При этом баллы не играют роли при распределении денег, они нужны для проведения первичного конкурса, без которого, как оказалось, регионы не очень стремятся к развитию. Общую сумму господдержки определяет закон о бюджете — для 2019 года это более 329 млн рублей.

По условиям госпрограммы, субсидии распределяются среди победителей конкурса примерно таким образом: 60% достается республикам, 18% — краям либо городам федерального значения, 22% — областям и автономным округам.

Как рассказал собеседник «НацАкцента» в Агентстве, многие регионы не добирают баллов из-за устаревших программ по нацполитике или их отсутствия. В безусловном выигрыше субъекты, в которых вводили режим ЧС, например, Москва — из-за событий 1993 года. На начисление баллов влияет и положительная динамика в регионе. При этом в ФАДН не исключили, что система расчета еще будет меняться.

На результаты распределения сумм повлияло еще и то, что в этом в конкурсе победило больше субъектов, чем в прошлые годы. Так, в 2018 году поддержку из бюджета получили 62 региона, в 2017 — 61, в 2016 — 52, в 2015 — 43.

«Всегда будут те, кто не попал [в список победителей] и недоволен этим, — отметил источник в ФАДН. — Удовлетворить всех можно только в том случае, если нам выделят больше средств, чтобы охватить все 85 субъектов. Тогда все были бы довольны. Может быть».

Ольга Богун

Источник

Регионы просят ещё. Кому достались субсидии на нацполитику, и что повлияло на результат
Яндекс.Метрика