Встреча состоялась 18 декабря в государственном республиканском центре эвенкийской культуры «Арун». Специалист научно-исследовательского института национальностей академии общественных наук в городе Хух-Хото Цзинь Цзе рассказала, что собирает материал об эвенках России, посещая места их компактного проживания. Сама она происходит из эвенков рода солон, населяющих в Китае автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ).

— В 2017 году я получила государственный грант по проекту изучения состояния и используемости эвенкийского языка в политических условиях и общественной среде Китая и России. Я посетила Якутию, Тунгокоченский район Забайкальского края, сейчас приехала в Бурятию, чтобы собрать материал, провести опросы и анкетирование, потом поеду в Красноярский край — говорит Цзинь Цзе.

В Китае, с ее слов, эвенки компактно проживают во Внутренней Монголии. Там выделяется три этнические группы: солон, «яко эвенк» и «тунгус», как они сами себя называют. Всего в Китае насчитывается около 30800 эвенков. В местности Эвенкийский Хошун, как рассказала Цзинь Цзе, эвенкийский язык и культура сохраняются хорошо. В других районах АРВМ, не являющихся местом компактного проживания, ситуация уже похуже. Но хорошо говорят в основном, пожилые люди, среди молодежи лишь некоторые говорят хорошо. В Эвенкийском Хошуне действуют местные законы, предписывающие сохранять культуру и язык, преподавание языка в школе, проводить культурные мероприятия. Поощряется использование эвенкийского языка, создается база для преподавания в виде кружков.

— Но с учебными пособиями по эвенкийскому языку в Китае хуже чем в России. Это связано с отсутствием письменной речи, потому что китайские иероглифы сильно привязаны к системе китайского языка, в отличие от кириллицы, — рассказывает Цзинь Цзе.

По ее мнению, с точки зрения преподавания языка в России ситуация лучше, чем в Китае. Но с точки зрения сохранения культуры в целом преимущество уже у Китая. Это связано с тем, что в Китае стремятся «монетизировать» национальную культуру, вывести ее на рынок. Правительство Китая стремится популяризировать эвенкийскую культуру, стимулировать выпуск этносувениров, соединять все это с туристической отраслью. Таким образом, культура и развивается, и дает коммерческую отдачу.

Эвенки Китая сохранили и оленеводство, но поголовье стад небольшое – всего 500-1000 оленей. Что касается сохранения шаманистских традиций, они сохранились лишь частично.

Директор центра «Арун» Надежда Шеметова, в свою очередь, рассказала гостям о проводимых национально-культурных мероприятиях, таких как «Больдер», «Эвенкийский нимнгакан», или музыкальный фестиваль имени Виктора Гончикова. Она подчеркнула, что культура должна не просто сохраняться, но и развиваться, рассказала о сложностях этой работы.

На встрече присутствовал также представитель комитета по национальной политике правительства Бурятии, эвенк Руслан Вачеланов. Он отметил, что для сохранения национального языка и культуры необходим рост национального самосознания. Чтобы человеку было интересно изучать родные традиции, в противном случае меры сохранения окажутся малоэффективными. При этом он мрачно пошутил, что в Бурятии рост национального самосознания связан с размерами финансирования на развитие национальной культуры.

Цзинь Цзе выразила надежду, что в культурных мероприятиях эвенков Бурятии однажды примет участие и делегация от эвенков Китая. Она отметила перспективы культурного сотрудничества российских и китайских эвенков в рамках сотрудничества двух держав.

— Можно будет учиться друг у друга, обмениваться мнениями, находить общие интересы. Потому что на самом деле это один этнос, — говорит Цзинь Цзе.

Источник

Этнографы из Китая посетили в Бурятии эвенкийский культурный центр
Яндекс.Метрика