Театр «Байкал» готовит премьеру обновленного театрализованного концерта «От Монголов к Моголам». По задумке это действо из двух десятков оригинальных сцен. Свяжет их между собой общая история. О грядущем концерте рассказал автор проекта – Заслуженный деятель искусств России Дандар Бадлуев.

— Дандар Жапович, судя по названию, проект очень масштабный. Скажите, в чем суть идеи? И что вас к этой идее подвигло?

— Театр «Байкал» выполняет свою миссию по развитию и сохранению бурятской культуры. К тому же, выступая по всему Миру, мы ее пропагандируем, раскрываем, доносим до мировой общественности. Если разобраться, это глобальная задача. И чтобы справиться с ней, воплотить в жизнь все то, что задумано, мы должны знать свои корни.

Не секрет, что Государство Великих Моголов в Северной Индии в 1526 году основали потомки Тамерлана и Чингисхана. Так началась ярчайшая, золотая эпоха в истории Индии. И основы для этой эпохи заложили великие монгольские правители. Для справки слово «могол» произошло от персидского «мугул», т.е. монгол.

Опять же известно, что Великие Моголы долгое время играли роль своеобразного бруствера на пути агрессивного проникновения Европы в Азию. Они заставляли считаться с собой ведущие колониальные державы того времени, португальцев, голландцев, французов, англичан. Сейчас мы можем только гадать, каким был бы мир, приди к власти на закате империи, в 1658 году, прогрессивный Дара Шикох, стремившийся к единению всех народов и культур Индии. Но к власти, как мы знаем, пришел агрессивный исламист Аурангзеб, втянул страну в пучину междоусобиц, а в итоге, сделал ее легкой добычей для англичан.

— В целом нам очень интересно, какой же след оставили монголы в современных культурных пластах азиатских стран, в частности, Индии. Кстати, в одной из своих научных работ исследователь старинных бурятских песен Тамара Сергеевна Танганова приходит к выводу, что в булагатских песнях есть индоиранские корни. Поэтому очень важно восстановить эту взаимосвязь, насколько это возможно.

— Получается, грядущее представление, это своего рода отражение пути монголов на пути в Индию?

— Это отражение, и осмысление наших общих корней. А заодно пусть творческое, но доказательство аксиомы «Все люди братья».

Государство Великих Моголов на пике могущества представляло собой величайшую культуру. Символом этого величия стал дворец Тадж-Махал.

Я думаю, Мир в то время упустил возможность уникального взаимопроникновения культур Востока и Запада. Но на то мы и театр. Мы можем воссоздать тот Мир, и показать его. А танец для этой цели – наиболее удобная и логичная форма воплощения.

— Почему?

— Подумайте сами, что в первую очередь перенимали кочевые племена, оседая на чужих землях? Они перенимали полезные навыки, а к таковым, в том числе, во все времена относились песни и танцы. Так по общим элементам танцев народов всей Азии, мы и сможем воссоздать уникальную картину.

— Расскажите о программе грядущего вечера?

— В спектакле задействованы артисты нашего театра, а также специальные гости — певцы и танцоры из Индии, Австралии, Афганистана. Действо включает в себя и конкретную историю, и песни, и танцы, совместные номера наших и приглашенных артистов. Мы постараемся отразить некоторую часть монгольского ареала, начиная от северных монголов, ойратов, монголов Калмыкии, Северной Индии, и даже Афганистана, так называемых хазар-монголов. Они не могли не оставить свой след в нашей общей культуре.

Результат плодотворной работы, многолетних поисков и изучений, зрители смогут увидеть 2 и 3 ноября в театре оперы и балета.

Источник новости

От Монголов к Моголам»: Монгольский след в культуре Индии
Яндекс.Метрика