В Республиканском центре народного творчества в рамках фестиваля традиционных обрядов прошел праздник «Филиппов день».

О значении праздника, обычаях, приметах зрителям поведал Заслуженный коллектив народного творчества России Забайкальский народный семейский хор «Истоки». Хор исполнил духовный стих «А вы голуби», старинные семейские протяжные песни «Как в саду при долине», «Растет да цветет черемушка», «Хорошо то было детинушке», плясовые «Бока, мои бока», шуточную «В островах охотник», частушки.

В гостях у «Истоков» был детский фольклорный ансамбль «Узорица» (МАУ ДО ДТСР «Форус», руководитель Чиреева Марина Николаевна). Юные артисты исполнили песню «Катились два яблочка».

Для написания сценария праздника «День Филиппа» руководитель хора «Истоки» Долженко В.Н. использовала записи фольклорных экспедиций сотрудников РЦНТ в сс. Тарбагатай, Большой-Куналей Тарбагатайского района, в с. Шаралдай, Новый Заган Мухоршибирского района.

О Дне Филиппа из сценария праздника в исполнении Забайкальского народного семейского хора «Истоки»:

«День Святого Филиппа является днем Заговенья или Заговены. 27 ноября весь православный народ отмечает – день памяти апостола Филиппа, который пострадал за веру христову и был распят на кресте, как и Иисус Христос. По легенде, после того как его распяли на кресте, остальные апостолы наложили на себя 6-недельный пост, молясь 40 дней о его душе. Так и возник Филипповский пост, который ввиду того, что заканчивается в канун Рождества Христова, носит еще и название Рождественского. А еще называется «холодным» (ведь выпадает он на морозное время года), «мясоед» православный народ в этот день последний раз перед постом позволяют себе употреблять скоромную пищу.

По традиции Филиппов день всегда праздновался очень широко. Урожай уже собран, к зиме все готово, закрома у людей были полны зерна, пшеницы, картошки и других овощей. К тому времени забивали на мясо часть скота. Готовили на Филиппов день богатый стол с большим количеством мясных блюд. А в народе этот день принято называть «пельменным заговеньем». Всей семьей собирались вечерами, лепили пельмени, затем их морозили и хранили в казенке. Пироги пекли, жарили разное мясо, рыбу, а вот петуха жарили – чтобы быть легкими, как птица, ну и конечно же, пироги пекли с капустой, с рыбой, с грибами, сладкие лепешки с земляничным вареньем, и пироженники с брусникой, малиной и с черемухой. А еще вот пирожки с морковкой обязательно пекут, потому что этот праздник еще называется «Морковкино заговенье», потому что с этого праздника начинали, есть морковку нового урожая.

Так же на заговенье перед «холодным» постом, родители, приглашали дочерей и сыновей с семьями к себе в гости, приходили на пельменное заговенье и кумовья, приглашали в гости и соседей.

Но на Филиппы надо не только самим заговляться, но и не забывать о дедушке-домовом и его семействе. Вечером Филиппова дня хозяева выносили во двор немного еды для домовых со словами: «Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговляться». Произнеся эту присказку, люди кланялись до самой земли всем четырем сторонам света и возвращались в избу ужинать. Кланяясь, не крестились. Часть оставшегося ужина прикрывали скатертью и оставляли на столе опять же для домового с домовихой и их деток.

В каждом доме хозяева старались накрыть стол побогаче да устроить праздник повеселее, пригласить побольше желанных гостей.

К Филиппову заговенью заканчивались осенние свадьбы, в пост нельзя было свадьбы играть, так как не все девки, да и парни осенью переженились в народе говорилось: «Филипп то не ко всем прилип», и продолжали играть свадьбы уже после Рождественских святок. Заканчивались свадьбы, да и другие праздники и со следующего дня начинались

зимние работы. Но вечером можно было гадать на суженого все девушки знали, что в Филипповскую ночь все гадания сбываются. Нужно перед сном положить кусочек вареного мясо под подушку произнести слова: «приходи суженый заговеться», если приснится суженный, то девушка выходила в скорости замуж.

По рассказам бабушек на Филиппа изгоняли тараканов из избы. Вся семья, взявшись за руки и зажав рот, тянули из избы на веревочке привязанного за ногу таракана, тянули они таракана через весь двор на улицу. После этого «изгнания» тараканы в избу не возвращались до будущей весны. И еще существовал давний обычай: как только выпадет первый снежок, хозяюшки собирали его и посыпали во все углы, тараканы все и разбегались.

На следующий день после Филиппа начинались «бабьи засидки» в народе «куделица» называется, женщины и девушки собирались по вечерам вязать да шить, в народе говаривали: «Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом», «Филипп детей одевает, Куделя – не медведь, на неё можно и завтра поглядеть», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Соха кормит, веретено одевает», «Тот человек в почете, чьи руки в работе». А еще и частушки пели.

Бабушки рассказывали, что в старину к Филиппову дню женщины изготавливали для себя традиционную куклу-оберег — «Филипповку», а еще эту куклу называют — «многоручица»: потому, что у нее шесть рук. Считается, что она оберегает женские руки от усталости. Эта кукла помогает в женских работах, и по хозяйству управиться, и за детьми приглядеть, да и в рукодельных делах подсобить и такая кукла должна быть в каждом доме. Ведь после Филиппова дня начинали рукодельничать да молотить, в народных пословицах говорится: «Что смолотишь, то и в амбар положишь», «Если на Филиппа пасмурно, а деревья одеты в иней, то на следующий год ожидали хорошего урожая хлебов и овса».

Источник новости

Обычаи празднования Филиппова дня
Яндекс.Метрика