В Новый год всю планету накрывает сказочный палантин, сотканный из веры в чудеса и отороченный бахромой волшебства. Это единственный в году праздник, который стирает границы между детьми и взрослыми везде и всюду. Все с удовольствием погружаются в феерию фантастических сюжетов, которые когда-то кто-то сочинил для того, чтобы в преддверии очередных наступающих 365 дней мы не забывали о непременной победе добра над злом…
Пожалуй, нет ни одной человеческой общности, в которой бы не заглядывали за границы нашей земной реальности. Есть много поводов для этого. Почему днем светит солнце, а ночью зажигаются на небе звезды? По-научному ребенку это не объяснишь. Поэтому приходится отождествлять все окружающее нас с реальным пульсом жизни: солнышко улыбнулось, звезды подмигивают и т.д.
А уж что касается противостояния отрицательных персонажей и положительных, тут уж и подавно требуется такое сравнение, которое бы не оставило никаких сомнений в том, что каждому человеку на его жизненном пути встретятся всякие вурдалаки, против которых надо иметь меч защиты.
Все сказки – это решение уравнения, слагаемые которой – добро и зло. И зло нужно обязательно вычесть, чтобы осталось только добро.
Любая сказка имеет в себе эти слагаемые. «Какое сказочное свинство», как весьма справедливо говорила мачеха в сказке «Золушка» устами Фаины Раневской. Но уж таков закон любой драматургической задумки…
Под предводительством Сатаны
Перечислить все сказки и мифы народов России не представляется возможным. Отмечают семь самых масштабных эпосов России: олонхо (якутский), карело-финский, калмыкский, нартский, лезгинский, эвенкийский и башкирский. Все они объединяют невероятное количество историй, сказаний и мифов, которые испокон веков передаются из поколения в поколение в каждом народе.
Самый известный из них – карело-финский. Этот эпос прославила знаменитая «Калевала» с погружением в магию и приключения. Ее отличительным свойством является тот факт, что здесь все подано с чувством юмора. Привнесение такого «жанра» весьма редко встречается в народном творчестве.
Якутский Олонхо состоит из 15-20 тысяч стихотворных строк, которые рассказывают о создании Вселенной, приоткрывая невидимый мир духов, и воспевают человеческие ценности: верность семье и любовь к природе. В 2005 году Олонхо признан ЮНЕСКО шедевром устного наследия якутского фольклора.
Выносливость, силу, красоту, подвиги и любовь к родной земле демонстрирует «Джангар» – любимое сказание калмыцкого народа.
Нартский эпос – это сказочный «фундамент» кавказских народов, хорошо известный осетинам, кабардинцам, черкесам, адыгейцам, абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Поистине эксклюзивную особенность эпосу придает его главная героиня по имени Сата́на (Сатаней). Это уникальный в мировой эпической литературе случай, когда женский образ выступает как мать народа, наставница главных героев, мудрая советчица и могущественная чародейка.
В основу лезгинских преданий взят образ реального человека, жившего на территории сегодняшнего Дагестана в начале III века. Звали его Шарвили. Он обладал необыкновенной силой и ловкостью. Как гласит легенда, перед своей гибелью от коварных врагов Шарвили успел сказать: «Когда нашей земле будет грозить опасность, вы услышите мой голос. Подойдите к горе Келезхев, кликните мое имя трижды, и я приду к вам на помощь». Этот народный герой собрал в себя самые благородные качества воина. В сказаниях его снабдили волшебным мечом. В наши дни Шарвили стал героем комиксов, которые издаются в Дагестане и пользуются большим спросом!
О традициях, обычаях, рождении человека и его родстве с медведем и возникновении животных повествует эвенкийский фольклор нимнгакан. В основу положены подвиги одиноких героев-первопредков, в том числе и женщин-богатырок. Попутно представлены культура и быт эвенков.
Вершиной фантастического преподнесения истории своего народа можно назвать «Урал-батыр» — башкирский эпос об одноименном герое-богатыре. События эпоса происходят в мире, где все персонажи наделены сверхчеловеческими способностями – как положительными, так и отрицательными. Центральное место в «Урал-батыре» занимает тема жизни, смерти и бессмертия. Эпос состоит из несколько частей. Во вступительной рассказывается о Всемирном потопе, первых людях – Янбирде и Янбике, рождении их сыновей Урал-батыра, Шульгана.
Описание сражений главного героя со всякими чудовищами достойны того, чтобы на них обратили внимание светила мирового кинематографа.
Народные сказители
В каждом народе есть свои Пушкины и Бажовы. А разнообразие национальных сказочных жанров и сюжетов такое же широкое, как горизонт. В 2016 году «веер» этого изобилия распахнуло издательство «БХВ-Петербург», которое стало выпускать серию книг «Сказки народов России». Сейчас издано уже 13 книг. И это только первые льдинки того айсберга, который представляет собой пласт национального наследия преданий старины глубокой…
По сути, сказка – это машина времени, благодаря которой можно мгновенно оказаться рядом с мифологическими персонажами, чудовищами и феями.
Написать и рассказать сказку не каждый-то и может. Этот жанр требует искреннего повествования, что подразумевает приближенность к таинству посвящения. Таким даром обладают избранные люди. Среди них был иркутский сказочник Василий Пантелеймонович Стародумов (1908–1996 гг.), знаток бурятского фольклора. Он писал самобытные сказки, персонажами которых выступали великан Байкал, его дочь красавица Ангара, богатыри Иркут и Енисей, охотники, рыбаки, звери и птицы.
Учительница якутского языка, автор книг на эвенском, якутском и русском языках Мария Прокопьевна Федотова сплетает невероятные кружева под названием «Эвенские сказки мудрой Нулгынэт» (Нулгынэт – эвенское имя Федотовой). В ее историях фигурируют старушка Ладонь и пять ее сыновей (младший, понятно, Мизинец), птичка-чечетка и рыба-чебак, сварливые соболь и горностай…
Мария Бабанская сочинила экскурсию на окаменевший богатырь Узон. Это потухший вулкан на Камчатке, который держит внутри горы злых духов и не дает им вырваться на свободу…
Одно дело – сказку читать, и совсем другое – слушать ее. «Сказки сказывать» – завораживающее действо, мастерами которого тоже славится земля российская. В эпоху Советского Союза актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений доброй бабушкой-сказительницей из фильмов режиссера Александра Роу. Но такими «проводниками» в мир сказок и былин богата и реальная жизнь. Пальма первенства в этом отношении по праву принадлежит Трофиму Григорьевичу Рябинину (1801—1885 гг.), олонецкому крестьянину, выдающемуся сказителю русских былин. Трофим Григорьевич стал родоначальником династии былинных сказителей Рябининых, что само по себе уникально.
А сказитель-билингва (говорящий на двух языках) Тимофей Туруев с одинаковым успехом пел былины и по-русски, и на родном карельском языке, переключаясь прямо в процессе исполнения. И любопытный факт: В 1941 году Туруев был принят в Союз писателей Карело-Финской ССР…
Фольклорное творчество часто носило коллективный характер. Например, каждый, кто умел это делать, исполнял сказки и пел былинные песни на народных гуляниях. У таких умельцев всегда были свои поклонники. А каждое новое исполнение — немного отличалось от предыдущего, благодаря заимствованиям и «подглядываниям» у «коллег».
Уж голь на выдумки хитры
Эта тема огромна, как Джомолунгма. И радостно признать, что и сегодня она продолжает жить! В 2006 году была учреждена премия «Душа России», которая в числе других номинаций присуждается исполнителям эпоса (народным сказителям). В этом году ее лауреатом в номинации «традиционная народная культура» стал Бадма Габанов из села Орлик Окинского района. Он исполняет «улигеры» – древнейший жанр бурятской народной поэзии. Мужчина обладает необычайным таинством в голосе, за что его называют «певцом края поднебесных долин».
В Хабаровске периодически проходит краевой конкурс сказителей «Нингман» (в переводе с нанайского — сказка). Народные сказители, хранители устного народного творчества из муниципальных районов Хабаровского края, съезжаются на это соревнование по мастерству повествования сказок на родном языке.
В Тверской области ежегодно организуется семейный фестиваль «Сказочная Кава». В этом году он прошел в седьмой раз. Его посетило около 7 000 гостей.
В 2018 году «Фестиваль сказок на Каве» завоевал 2 место в конкурсе на соискание Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards в номинации «Лучшее детское туристическое событие».
А 1 ноября 2019 года стартовал VII Международный конкурс иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей». Это весьма авторитетное состязание, в оргкомитет которого входят Айсен Сергеевич Николаев, глава Республики Саха (Якутия) и Зураб Константинович Церетели, президент Российской академии художеств, народный художник РФ. Темой конкурса выбрали иллюстрирование сказок султаната Оман. Это еще раз наглядно подтверждает: сказка объединяет народы!
Михаил Шабашов