Жители села Усть-Кяхта создали музей-усадьбу татарской культуры
Музей носит название «Алмагачлар», что в переводе с татарского «Яблоньки». Почти год принимает он гостей со всей страны. Здесь можно не только увидеть и прикоснуться к уникальным предметам быта, услышать историю появления татар в Бурятии, отведать знаменитый чак-чак, примерить татарский костюм, но и поучаствовать в татарском свадебном обряде. Между прочим, главу Республики Бурятия, заглянувшего с рабочим визитом в музей, быстренько «сосватали» за молодую красавицу. Было это весело и задорно. Однако все по порядку.
Содержание
С выходом из-за печки
В наши суровые зимы небольшой, но очень уютный музей Усть-Кяхты обогревают стразу три старенькие печки. Но главное тепло идет от сердец местных жителей, которые с огромным энтузиазмом проводили ремонтные работы в старинном здании и собирали музейные экспонаты. И теперь, проходя по комнатам музея, особенно ощущаешь живую историю татарского народа – каждую вещь можно потрогать, подержать в руках, услышать историю ее владельца. Смотришь и сразу понимаешь, что именно в этом селе пряли на этих прялках, толкли зерно в этих ступках, пили чай из этих сервизов. Понимаешь, как жили и чем жили – все благодаря собранным предметам быта, которые стали экспонатами музея, можно воссоздать картинку жизни тех лет. Недаром же «Алмагачлар» называют сердцем и душой села. Только здесь вы можете узнать об истории татарского народа, волею судьбы оказавшегося на бурятской земле.
Усть-Кяхта – одно из старейших сел республики, основанное в 1730 году, долгое время считавшееся ремесленной слободой Троицкосавска. Угодья близ нынешней Усть-Кяхты некогда были кормным местом для караванов лошадей и верблюдов, отправлявшихся по Великому чайному пути.
Интересна историческая связь Татарстана с Бурятией, точнее, с Кяхтой. На знаменитые кяхтинские ярмарки приезжали и татарские купцы из Казани. Они везли знаменитую кожу и сафьян. Обратно татары увозили чай, а со временем Казань превратилась в центр чайной торговли не только в европейской части России, но и в целом в Европе. Но все же крепкая связь между местным населением и татарами наладилась только в середине ХХ века. Старожилы до сих пор помнят, как в 1952 году в Усть-Кяхту приехали первые переселенцы. Именно они привезли с собой семена овощей и саженцы яблонь и разбили в селе прекрасный яблоневый сад, который и дал название Садовой улице.
Русские и буряты всегда относились к ним по-братски. С тех пор прошло почти 70 лет. Теперь дети и внуки тех первых переселенцев рассказывают гостям музея о татарской культуре, продолжают высаживать новые яблоневые деревья, отдавая дань памяти своим предкам.
На Садовой живем все дружно
В 2017 году в селе Усть-Кяхта был создан Татарский культурный центр, руководит которым Сания Зуфаровна Попова (Рахматулина): «Возможно, наши родители ехали с опасением в эти суровые края, но сегодня могу точно сказать – лучше места для жизни не найти. Жители Усть-Кяхты – русские, буряты, татары – живут очень дружно, все как родные». Сания Зуфаровна старается соблюдать татарские обычаи, несмотря на то, что вышла замуж за местного русского парня Андрея Викторовича Попова. Но в семье Поповых никогда не возникало конфликтов на национальной почве. Уже давно татары, буряты и русские живут бок о бок, дружат с детства, многие говорят и понимают язык другого. Она отмечает немало схожего в культуре бурят и татар: протяжные мелодии, яркие национальные одежды. А различия в культуре и обычаях, наоборот, стали изюминкой села: гостей встречают по-русски – хлебом-солью, по-бурятски – молоком, по-татарски – чак-чаком. От разнообразия блюд национальных кухонь гости приходят в восторг.
– В нашей семье готовят разные блюда. На Пасху обязательно красим яйца и печем куличи, на Сагаалган – буузы. Мой муж очень любит татарские бэлиши и чак-чак, – рассказывает она.
По словам Сании Зуфаровны, новая жизнь началась в гостеприимной и солнечной Бурятии с тех пор, как местные накормили татар хлебом, как помогали поднимать личные хозяйства, помогали растить детей.
– За это всегда мы будем благодарны местным жителям. За эти годы мы срослись душами, семьями, а потому все делаем сообща.
Вот и решение создать музей-усадьбу в Усть-Кяхте приняли местные жители на сельском сходе в 2018 году, посчитав, что их земляки-татары, доблестно трудившиеся на этой земле, заслуживают сохранения и развития своих традиций и культуры. Так, дружной и сплоченной командой они приступили к ремонту здания и обустройству усадьбы, где помогали и русские, и буряты. Все понимали, что это благое дело – только так можно оживить татарскую душу, потому что теперь молодое поколение усть-кяхтинских татар лучше знает свою историю и традиции. Чтобы достойно продемонстрировать их знание туристам и жителям Бурятии.
ЛАРИСА ЗИМИРЕВА, главный специалист Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы и Правительства РБ: – Открытие музея состоялось в декабре 2019 года – успели как раз к 100-летию Татарской СССР и 15-летию региональной национально-культурной автономии татар Бурятии.
По инициативе Автономии татар Бурятии большую поддержку в создании музея оказало Правительство Республики Татарстан, таким образом показав пример тесной связи со своим народом, проживающим в тысячах километрах от исторической родины. Открытие музея состоялось в декабре 2019 года – успели как раз к 100-летию Татарской СССР и 15-летию региональной национальнокультурной автономии татар Бурятии.
– Наши корни – в далеком прошлом, но кровно близком священном Татарстане. А земля Бурятии, которая в лихолетье дружелюбно и радушно приняла татарские семьи и накормила хлебом, навеки стала для нас святой малой родиной, – отмечает Александр Фарфутдинов.
Место силы всех местных
Сегодня центр татарской культуры «Алмагачлар» стал значимой точкой развития сельского туризма района. С официальным визитом музей-усадьбу посетил глава Бурятии Алексей Цыденов, где его «сосватали» за молодую красотку. Прямо у крыльца музея Алексея Самбуевича встретили татарские свахи, которые быстро разглядели в нем статного «жениха» для своей «невесты». Недолго думая, женщины нарядили главу региона в красивые одежды и отправили «свататься». «Из-за быстрой реки Селенги, из-за широких степей, из-за бурных рек, из-за высоких гор прибыли мы к вам из города УланУдэ. Вот наш жених красавец Алексей. И с виду ладный, и до работы жадный. Так что просим у вас разрешения взглянуть на невесту. Согласны ли вы отдать свою дочь за такого молодца?» – представили завидного жениха невесте. «Она у меня умница, красотка, умелица. Любые блюда может приготовить для гостей». После таких слов Алексея Цыденова не пришлось долго уговаривать, и он с радостью согласился «отправиться под венец».
Поучаствовав в анимационной программе «Татарский свадебный обряд», глава Бурятии выслушал Санию Зуфаровну, которая рассказала об имеющихся проблемах: «В прошлую зиму сожгли четыре машины дров. Холодно, даже притом что у нас три печки. Нам бы отопление и воду сюда подвести, а то у нас она привозная. Вот было бы здорово». Оно и понятно: таким хорошим инициативам, которые улучшают жизнь на своей земле, сам Бог велел помогать.
По приглашению главы РБ в октябре 2020 года в село Усть-Кяхта прибыла делегация Республики Татарстан во главе с заместителем премьер-министра Республики Татарстан, председателем Национального Совета Всемирного конгресса татар Василем Шайхразиевым. Совместными усилиями двух республик были выделены деньги на отопление Татарского дома.
Сегодня музей-усадьба – центр притяжения туристов и место культурного единения для всех местных жителей – бурят, русских, татар, чьи судьбы так или иначе крепко переплетены кровными узами и общими традициями добрососедского бытия.
Татьяна МУНКОЕВА
ОНЛАЙН-ПРОГУЛКИ по музеям татарского быта Бурятии
Автономия татар Бурятии разработала брендовый турмаршрут по местам, связанным с жизнью, традициями и обычаями местных татар. Посмотреть этнотур можно не выходя из дома: видеоролики, презентации, фотографии и мастер-классы доступны в соцсетях и ютьюб-канале.
Новый информационно-познавательный брендовый туристический маршрут «Татарские узоры на Байкале» знакомит туристов и гостей республики с обычаями и традициями местных татар, которые не только выжили в условиях далекой Сибири, но и внесли свой вклад в социально-экономическое развитие региона, ставшего им второй родиной. Туристический маршрут включает в себя четыре знаковых места с компактным проживанием татар: музей татарского быта и культуры «Истәлек» («Память» – с. Харашибирь Мухоршибирского района), музей татарского быта «Гомер агачлары» («Древо жизни» – с. Старый Онохой Заиграевского района), музей-усадьба татарского быта и культуры «Алмагчларата» («Яблони цветут» – с. УстьКяхта Кяхтинского района), музейная экспозиция татарской культуры и фольклорная группа «Умырзая» («Подснежник» – село Тэгда Хоринского района). Все четыре маршрута дублируются в 3D-формате видеозарисовок с применением музыкальных аранжировок. Созданы увлекательные видеомастер-классы по изготовлению национальных блюд по фирменным рецептам татарских мастериц: зурбэлиша, бэккана, кыстыбый, домашняя лапша – токмач, байкальский чак-чак с кедровыми орешками.
Проект осуществлялся Автономией татар Бурятии при поддержке Правительства Республики Бурятия и Правительства Республики Татарстан.
Источник: https://www.world-of-baikal.ru/