Благодаря президентскому гранту у рода Петровых села Нижний Жирим появилась возможность восстановить усадьбу, основанную 135 лет назад их предками.
Многим из нас, к сожалению, незнакомо понятие «родительский дом». Позавчера жили в деревне, вчера переехали в городскую «однушку» и счастливы от того, что улучшили свои жилищные условия. И эта радость застилает нам память… О том, как скрипели половицы в том деревенском доме, как просторно было нам расти в том родном дворе, как мы все были там счастливы. Возможно ли вернуть те давние чувства, как сберечь память рода?..
Руководитель региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Сергей Петрович Петров решил вернуться к своим истокам и восстановить в своем родном Нижнем Жириме родовую усадьбу, которую однажды построил его прапрадед Родион Феоктистович Петров. Однажды, 135 лет назад…
ОДНО ИЗ УНИКАЛЬНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СТАРООБРЯДЦЕВ – СЕЛО НИЖНИЙ ЖИРИМ ТАРБАГАТАЙСКОГО РАЙОНА, основанное и заселенное старообрядцами в 1765 году. Существуют архивные документы о том, что именно в 1765 году на это место пришли Петровы, Калашниковы, Русины, Шилины, Асташовы. И именно этим фамилиям село Нижний Жирим обязано своим рождением. По официальной информации, в 1919 году в Нижнем Жириме числилось 240 домохозяйств, в которых проживало 1118 человек. По данным переписи населения, в 2000 году в селе проживали 532 человека, последние данные датируются 2014 годом – 502 человека… Сегодня можно «шагами» посчитать сохранившиеся в Нижнем Жириме дворы. Их осталось 185, и 35 из них стоят заброшенными… Таким образом, если данная тенденция примет устойчивый характер, мы с вами окажемся у черты, за которой реликтовая древнерусская культура может стать утраченной навсегда.
Содержание
Мой дом – моя крепость
Усадьба Петровых – единственный в селе дом по типу «изба-связь», возведенный в 1885 году, что подтверждается архивными документами. Всё здесь сохранилось без изменений. Разве что крышу, ранее покрытую тёсом, со временем заменили на шиферную. Впрочем, сегодня ничто не мешает вернуть кровле первоначальный вид, и авторы проекта намерены это сделать. К слову, понятие «дом-связь» не имеет никакого отношения ни к телефонной, ни к почтовой связи. А это означает, что он состоит из собственно дома и горницы. Другими словами, здесь всё взаимосвязано – дом, горница, сени, казенка, крыльцо… Так, наверное, и развивался русский язык: от «связи» к «взаимосвязи»…
Кроме того, что возраст дома не вызывает сомнений, внутри него сохранилась уникальная глинобитная русская печь, каких сейчас редко где встретишь по семейским селам нашей республики. А также аутентичные интерьеры, резные кровать, шкаф, стол, другие предметы утвари – несомненные ровесники самого дома.
Впрочем, понятие усадьба, помимо дома-связи, включает в себя целый арсенал таких надворных построек, как амбар, зимовье, сарай, завозня, стайка, колодец, ворота под кабаном. Всё это хозяйство обрамлялось заплотом – так старообрядцы называют забор. И в этом старорусском названии тоже просматривается аналогия, если учесть, что заборы семейских отличаются от привычных нашему пониманию. Так, рубились они из бревен и укладывались горизонтально между вертикально укрепленными столбами, и, таким образом, бревнышко к бревнышку вся усадьба за периметром заплота, который венчали ворота «под кабаном», обретала вид маленькой семейной крепости. И вот он, очередной ассоциативный ряд: «заплот»-«оплот» – чем не объяснение названия?!
Остановить разрушительный процесс
Следует отметить, что в большинстве семейских деревень основные черты традиционного уклада сохранялись практически до 80-х годов XX века. То есть соблюдались вероисповедание и нормы поведения, заложенные еще в допетровские времена. Другими словами, на протяжении веков время для старообрядцев оставалось величиной постоянной. А вот в начале «нулевых» всё решительно поменялось – традиционная культура семейских начала стремительно разрушаться в связи с тем, что жители стали покидать свои деревни.
УСАДЬБА, ПОМИМО ДОМА-СВЯЗИ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ АРСЕНАЛ ТАКИХ НАДВОРНЫХ ПОСТРОЕК, КАК АМБАР, ЗИМОВЬЕ, САРАЙ, ЗАВОЗНЯ, СТАЙКА, КОЛОДЕЦ, ВОРОТА ПОД КАБАНОМ.
И хотя сегодня численность населения семейских сел продолжает оставаться более-менее стабильной по сравнению с русскими и бурятскими поселениями, неравнодушные люди, уверенно называющие себя потомками семейских, осознают опасность утраты реликтовой древнерусской культуры, а потому готовы бить во все колокола, лишь бы остановить этот разрушительный процесс.
История рода Петровых
Петровы, как мы уже сказали, считаются одними из основателей села Нижний Жирим Тарбагатайского района Бурятии. История семьи изучена потомками до мелочей, а потому доподлинно известно, что первое бревнышко будущей семейной усадьбы заложил в 1885 году Родион Феоктистович Петров.
– По сути, уже пять поколений прошло через этот дом, рассказывает его праправнук Сергей Петров, возглавляющий сегодня в статусе руководителя общественную организацию «Общество культуры семейских Республики Бурятия». – Когда дом построили, моему прадеду Мелентию было шесть лет, в этом же доме родился и вырос мой дед Яков Мелентьевич, родившийся в 1905 году.
Сегодня праправнук основателя этой уникальной усадьбы Сергей Петрович Петров по крупицам собирает все страницы истории своего рода. И у него есть все основания гордиться представителем каждого поколения Петровых. А особенно своим героическим дедом Яковом Мелентьевичем, который, будучи совсем молодым, сначала участвовал в военном конфликте на КВЖД, в дальнейшем принимал участие в военных действиях на Халхин-голе. Естественно, в первые же дни после начала Великой Отечественной войны классный пулеметчик Яков Петров был призван в действующую армию.
Похороненный дважды
– По рассказам деда, дивизия формировалась здесь, в Бурятии. Причем в основном из семейских, проживающих в селах Окино-Ключи, Бичура, Новая Брянь, – рассказывает Сергей Петрович Петров. – Это были здоровые мужики, уже имеющие военный опыт. Другими словами, обстрелянные не единожды. И эти наши ребята достойно проявили себя под Москвой, когда отчаянно гнали фашистов, вставали в полный рост против танков и, закаленные сибирскими морозами, на ходу сбрасывали с себя телогрейки… Немцы разбегались, а они шутили меж собой: «И как это они умудрились дойти до Москвы?..».
Но, по словам Сергея Петрова, не все рассказы деда Якова были столь оптимистичными. Так, за четыре года войны он потерял друзей, своих однополчан, которым, выражаясь высокопарным языком, несть числа. А его самого как будто оберегал кто-то свыше…
Но вот в 1942 году в село Нижний Жирим пришла похоронка, в которой значилось, что рядовой Яков Петров, «проявив храбрость и геройство, 13 декабря 1942 года погиб в бою за Социалистическую Родину и похоронен в селе Бурехино Калининской области». Можно себе представить, как восприняла эту трагическую весть его семья – мама, жена и пятеро маленьких детей. Мысленно похоронили главу семьи, оплакали… А между тем отважный солдат и пулеметчик Яков Петров продолжал гнать врага к границам нашей Родины.
В первый и последний раз он был тяжело ранен в шею и руку в Польше при форсировании Вислы. Во время боя, получив это ранение, потерял сознание и очнулся уже в госпитале. И по-прежнему не знал, что на родину, в село Нижний Жирим, на него отправилась уже вторая похоронка. После госпиталя – путь в родные края, где, как он был уверен, его ждали.
– Как вспоминал дед, он вышел на Ганзурино, – рассказывает его внук Сергей Петров. – Нижний Жирим же находится через Селенгу – напротив села Оронгой. А там его отец, мой прадед Мелентий рыбу ловил. Дед к землянке подходит, рассуждая про себя: «Тут батька или нет?». Чайник потрогал – теплый еще. Поворачивается – отец идет: «Яков, ты что ли?». – «Я, батя». – «Так мы ж тебя два раза уже отпели и похоронили!». Позднее мать, прабабушка моя, увидев сына, упала в обморок…
Как рассказывает дальше Сергей Петрович, в тот день жена Якова Мелентьевича поехала с соседкой в лес на заготовку дров. И тут к ним на деляну прибегает их младший сын Иван с отцовской пилоткой на голове: «Мама, тятька пришел!». А она и не восприняла всё всерьез – мало ли кто там вернулся с войны и сыну пилотку дал. Но сын тянул маму домой за руку. И вот она зашла в дом… И остолбенела! Родной человек, любимый муж сидит в избе жив и здоров, вопреки всем похоронкам!
Вся деревня тогда сбежалась к усадьбе Петровых. У многих ведь мужья и сыновья пока еще не вернулись. На кого-то уже тоже получены похоронки. А у кого-то пропали без вести… И тут дважды погибший возвращается живой! Это была надежда для всех…
Яков Мелентьевич Петров прожил до 92 лет. Мало того, что люди были крепкие, словно судьба оберегала это героическое поколение.
Как реставрировать прошлое
Сегодня в усадьбе Петровых с утра до вечера слышны звуки топоров и молотков. Как бы ни сложилось, а Сергей Петрович Петров уже на протяжении нескольких лет полон решимости и одержим идеей восстановить это семейное гнездышко, отреставрировав в нем каждый уголок. Любыми правдами и неправдами…
Но после получения президентского гранта и топоры зазвучали както веселее, и конечный результат задуманной мечты стал представляться вполне реалистично.
– У старообрядцев нет места хаосу, всегда всё четко подразделяется: амбар, зимовье, стайка – всё в нужном месте, – не отрываясь от работы, поясняет Сергей Петров. – Передний двор, задний двор – строго должно быть всё выдержано, и всё это мы восстановим. Уже где-то процентов на пятьдесят работ проведено. Вот сейчас восстанавливаем завозню. Завозня – это где зимой хранятся телеги и хомуты, а летом – сани.
Вообще удивительно, но в этой усадьбе за 135 лет достаточно места осталось для первозданности. Ведь этот дом никто никогда не покидал, и окна в нем досками за всё это время ни разу не заколачивались. Когда ушел из жизни дед Яков, он стал молельным – односельчане приходили сюда по воскресеньям и молились. И, наверное, поэтому здесь всё сохранилось с тех самых незапамятных времен. Мебель в самом доме, иконостасы, вся утварь в амбаре, у которой тоже есть своя вековая история. Поэтому, после того как последний уголок в усадьбе обретет свою вторую жизнь, ничего особо для экспонатов сюда собирать по селу не придется. Тот же амбар, например, который большими усилиями восстанавливали, меняя по всему периметру нижние венцы, полон уникальной для нашего времени утвари. Старинные весы, бочки, сусеки – всё это только останется распределить по своим местам.
Вот только когда реставрировали окна, ставни и наличники, пришлось пройтись по соседям в поисках муаровых стекол – более тонких и отличающихся от современного сетчатого рисунка. При попадании на них солнечных лучей они отправляли внутрь дома неповторимый калейдоскоп разноцветных огоньков, которые отражались на стенах, на печи, создавая атмосферу спокойствия и уюта…
Мы памяти предков верны…
Откуда ж взялись умельцы, которые способны воссоздать первозданность этого семейского бытия почти полуторавековой давности? Профессиональные реставраторы, которых пришлось «выписать» из столицы нашей страны? Отнюдь…
Работая топориком, пилой, стамеской и другими подручными инструментами, всю эту древнюю красоту старообрядческой усадьбы воссоздают потомки рода Петровых – Алексей и Николай Куржумовы, чья прабабушка Соломанида дочь Мелентия Родионовича родилась и росла в этом доме.
– Леша и Коля – мои племянники, – поясняет Сергей Петрович Петров. – Это настоящие народные умельцы. И когда ребята работают, вокруг них собирается много наших сельчан. Потому что все их действия, например, по замене нижних венцов строения, это как мастер-класс, поскольку у большинства в Нижнем Жириме дома вековые, а навыками по их реставрации владеет не каждый. А значит, есть возможность перенять опыт и применить его на своих подворьях.
Кроме братьев-умельцев, как рассказывает Сергей Петрович, по восстановлению усадьбы работают как минимум 25 человек сельчан. Причем многие приходят сами, в готовности выполнять любые работы, поскольку проект представляет интерес для всего села. И это понятно.
Ведь это только сегодня здесь кипит стройка. А завтра усадьба Петровых станет культурным объектом, и в этот дом-музей будут приезжать туристы. И каждому сельчанину будет что рассказать им: в первую очередь, о своих предках, которые, приехав на эту, никем не тронутую землю два с половиной века назад, вдохнули в нее жизнь и стали частью истории нашей России. Истории, которую мы не должны потерять…
Ольга ГАЛЛАС
Источник: