Представители органов власти и лидеры национально-культурных объединений прокомментировали новый законопроект
7 декабря, UlanMedia. «Российская нация» не угроза национальной самобытности, считают в Бурятии представители органов власти, эксперты и лидеры национально-культурных объединений, прокомментировавшие новый законопроект. Отметим, по сообщению федеральных СМИ, ряд политических деятелей России с опасением отозвались об идее разработать закон о российской нации, одобренной президентом РФ Владимиром Путиным, сообщает ИА UlanMedia.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов без обиняков заявил, что «закон о создании нации в природе существовать не может, он не принят фактически ни в одном государстве мира». По его мнению, формирование нации — это «объективный исторический процесс», а закон «лишь может регулировать те или иные отношения между людьми и социумами».
Отметим, в Бурятии руководители ряда национально-культурных объединений выразили опасение, что «российская нация» приведет к нивелированию самобытности этнических групп России. Такое мнение выразили председатель совета региональной общественной организации«Общество культуры семейских РБ» Сергей Петров, лидер объединения по развитию бурятской культуры и языка «Буряяд Соел» Солбон Санжиев и председатель национально-культурной автономии немцев Бурятии Людмила Кожевина. Сергей Петров провел параллель с практикой создания советского народа, когда нивелировались традиции этнических групп. Солбон Санжиев воспринял как попытку властей упростить работу, стремясь убрать национальные различия, что приведет либо действительно к появлению новой нации, либо расколу общества, и напомнил, что подобный советский проект провалился.
Но, по мнению председателя комитета по межнациональным отношениям при правительстве РБ Михаила Харитонова, закон о российской нации лишь иначе формализует то, что и так определено в Конституции РФ как «многонациональный народ РФ».
— Это просто обозначение для всех граждан России, независимо от этнической принадлежности, формализация термина «россияне», введенного еще Борисом Ельциным. И никоим образом не отменяет национальную принадлежность человека, и принципы, заложенные в Конституцию, никак не отменяют национального многообразия России. Ничего особенно не поменяется, просто в политическом дискурсе появится нормативно-правовая форма «российская нация». Просто пытаются существующему факту дать нормативное основание, — считает Михаил Харитонов.
Он подчеркнул, что не следует смешивать термин «этнос» как общность людей, объединенных языком и культурными традициями, с термином «нация», которая является надэтническим образованием, подразумевающее общность политическую, государственную, территориальную. К примеру, об американцах, французах, британцах говорят как о нациях, хотя внутри у них большое количество этнических групп. Соответственно, житель России по гражданской идентичности может обозначить себя как «часть многонационального народа РФ» или «российской нации», а этническую принадлежность как «я русский» или «я бурят». Михаил Харитонов подчеркнул, что «российская нация» не отменяет национальный вопрос и национальную политику. Также, по его словам, идея «российской нации» как многонационального народа лежит в русле стратегии национальной политики, принятой в 2012 году, согласно указу президента РФ №1666 от 19 декбаря 2012 года.
— Система национальной политики создана, пусть может быть сейчас несовершенная, это продолжение линии развития национальных взаимоотношений, культуры, обычаев, принимается программа сохранения национальных языков. Если бы всего этого у нас не было, это дало бы повод насторожиться. Но на сегодняшний момент мы можем сказать, что вначале были предприняты шаги по сохранению обычаев и традиций народов, населяющих нашу страну. Было заявлено четко, в том числе и в указе президента, что мы многонациональная страна и наш приоритет – межнациональное согласие между народами, ее населяющими. А потом, как о составляющей нашей гражданской идентичности пошел разговор о понятии «российской нации», — говорит Михаил Харитонов.
Он подчеркнул, что неправомерно говорить о «российской нации» как о создании чего-то нового и феноменального, потому что она объективно уже есть.
— Российская нация существует, потому что у нас есть общность территории, государства, какая угодно. Даже то, что мы в Великой Отечественной войне победили – это пример как раз наличия нашей некой общности. Другое дело, что это все не было никак названо, и в конституции это называлось «мы, многонациональный народ Российской Федерации», — говорит Михаил Харитонов.
Сходные мысли высказал председатель комитета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям и национальным вопросам Цыденжап Батуев. По его мнению, закон о «российской нации» — попытка формализовать идею общности у народов России, приверженности ее интересам, а также способ сплотить людей перед лицом внешних угроз.
— Мне кажется, Владими Путин исходит из того, что в сегодняшней России сформировалась национальная идея. Эта идея – патриотизм, как верность своему прошлому, настоящему и будущему своей страны. Но эта национальная идея требует какого формального определения, обобщения. Может быть, это будет закон о российской нации, чтобы сформулировать, систематизировать, что российская нация – это то и это. Я как человек, обладающий определенной суммой знаний, исхожу из того, что в сегодняшних условиях соперничества и особого места России необходимость укрепления понятия «российская нация» — одна из краеугольных проблем. Укреплять общество, живущее на территории этой огромной страны, имеющее разные национально-этническое происхождения, массу особенностей в быту и реальной жизни, — считает Цыденжап Батуев.
В качестве доказательства, что у народов России общность существует, парламентарий привел пример войны на Украине, куда защищать идею «русского мира» поехали добровольцы самых разных национальностей России. При этом Цыденжап Батуев подчеркнул, что нельзя ставить знак тожества между «российской нацией» и идеей «советского народа», поскольку первая опирается на национальную идею, а вторая – на государственную идеологию. Но, по его мнению, государственная идеология – ошибочный путь, потому что государства появляются и исчезают, но страна и народ остаются. Примеры – Российская империя с идеологией православия, самодержавия и народности, которой на смену пришел Советский Союз с идеологией марксизма-ленинизма. Но эти государства и их идеологии не выдержали проверки временем. Поэтому, по мнению Цыденжапа Батуева, в Конституции РФ указано, что никакая идеология не может быть главенствующей. Государственная идеология значит меньше, чем национальная идея, потому что вещь недолговечная.
— Не надо отождествлять и отталкиваться от печального опыта, когда у нас была великая историческая общность «советский народ». Госидеология не выдержала испытания временем, хотя Великую Отечественную войну она и этот народ выдержали. Перед сегодняшней Россией и ее народами на современном этапе стоят другие вызовы. Не менее сложные, и не менее опасные. Нет Российской Империи и советского государства, но страна осталась. Люди, живущие на территории страны – одни и те же: россияне, хотя и разные по происхождению. Народы остались, сделавшие исторический выбор, что будут жить вместе. Это исторический выбор якутов, татар, бурят, — говорит Цыденжап Батуев.
По его мнению, Владимир Путин ставит перед самим собой и обществом задачу не просто выработки и принятие закона, а осмысления и принятия большинством россиян необходимости понимания того, что российский народ, российская нация при всей разности происхождения – одно целое. Отдельный вопрос, какое будет содержание у закона о российской нации, какие действия будут поставлены перед гражданским обществом, органами местного самоуправления, республиканскими и федеральными органами власти. Цыденжап Батуев отметил, что в ведущих странах растет понимание, что важно не этническое происхождение, а уважение, которое вызывает ее страна, устойчивость ее экономики и наличие объединяющей людей национальной идеи. Отметил парламентарий и важность противостояния попыткам геополитических противников расколоть общество страны изнутри посредством технологий «цветных революций» и «гибридных войн».
Сходное мнение выразил вице-президент «Всебурятской ассоциации развития культуры», политолог Эрдэм Дагбаев. Эксперт считает, что необходимость этой инициативы диктует логика международных и внутренних событий, острая необходимость объединения граждан России перед вызовом времени. По мнению Эрдэма Дагбаева, сразу после крушения СССР, в 1990-е годы такое было бы невозможно, поскольку стране, разделенной всякими конфликтами, такую идею нельзя было предложить. Политолог также считает, что нельзя воспринимать «российскую нацию» как новую версию советских национальных практик.
— Все-таки есть отличия от советского периода, когда была идея формирования новой исторической общности — советского народа. И страна другая, и система другая. Советский народ — конструкция больше идеологическая. Российская нация — это попытка создания политической гражданской нации, основанной на общих ценностях, смыслах, обусловленных общей историей, культурой. Сейчас речи не идет о том, чтобы принуждать всех к унифицированной культуре. Вероятно, будут стремиться не нивелировать этнические особенности, а наращивать общие ценностные смыслы. Например, идея патриотизма, что вместе победили в Великую Отечественную, что у нас общая история, евразийство и так далее. В советское время действительно больше хотели нивелировать этнические особенности, — считает Эрдэм Дагбаев.
Здесь можно вспомнить заявление президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге, что национальная политика СССР и долгое время РФ опиралась на еще ленинские постулаты, из-за чего национальным интересам русских, как этноса, умышленно не отводилось должного внимания, тогда как другим народам отстаивание этнической самобытности не возбранялось. Поэтому некоторые общественники Бурятии выразили опасение, что воплощение закона о «российской нации» породит новую волну навязывания русским интернационалистских воззрений, тогда как другие народы России это затронет в меньшей степени. Но Эрдэм Дагбаев считает это преувеличением.
— «Пригасить» национальную самоидентификацию русских — такое опасение есть, но, я думаю, это больше опасение. Как можно «пригасить» национальную самоидентификацию русских, которые составляют 80% населения, и по факту, основа страны? – говорит эксперт.
Эрдэм Дагбаев считает, что против «российской нации» не будет протестов и со стороны других этносов России, поскольку у этнических движений нет достаточных сил, чтобы противопоставить что-то серьезное этой идее.
Председатель ассоциации народов Бурятии «Дом дружбы» и заместитель председателя Общественной палаты РБ Сажида Баталова считает, что нации нельзя создать законом, они возникают из самой жизни людей, объединенных одной территорией, одним языком, одним менталитетом, общими корнями, общей историей. И по ее мнению, важно правильное понимание идеи «российской нации».
— Для меня «российская нация» — это та межнациональная политическая общность граждан России, которая болеет за свою страну, за территорию, на которой живет и активно включается в социальную, экономическую, политическую жизнь своего региона для того, чтобы жить достойно, в достатке, благополучии и согласии друг с другом. Это и гражданская общность людей, где мы все – равноправные граждане своей страны, участвующие в избирательных процессах, общественных движениях, соблюдающие закон и лояльность государству, — говорит Сажида Баталова.
Сажида Баталова сослалась на исследование ведущего российского этносоциолога Леокадии Дробижевой, согласно которым около 70-80% опрошенных чувствуют себя гражданами России. Таким образом, предпосылки к построению общероссийской идентичности имеются, но нужно помнить, что в России все народы имеют равные права и равные обязанности перед законом, перед государством, и не допускать преференций какой-то одной национальности. Она отметила, что капитализация этничности всегда и во все времена влечет за собой провал межэтнических отношений. Если люди через свою национальность имеют доступ к политическим ресурсам, то это вызывает социальную напряженность на отдельно взятой территории, — у тех, кто этими ресурсами обделен.
— Я считаю, что этническими могут быть культура, спорт, образование, но только не управление регионами и экономика. Нельзя продвигать человека во власть по принципу «русский-бурят», нужно оценивать только профессиональные качества, опыт работы, порядочность, неаффилированность и коммуникабельность, потому что этноклановая политика – это путь в никуда, и судя по социально-экономической ситуации в Бурятии, мы это уже себе доказали, — говорит Сажида Баталова.
По ее мнению, нужно говорить о российской нации в контексте политической нации, а о национальной политике как о политике интеграции, потому что в этом случае, каждый народ как культурная общность сохраняет свои права, родной язык, культуру, традиции, и в процессе взаимодействия и консенсуса с другими народами возникает что-то новое.
— Когда мы живем рядом, по-соседски помогаем друг другу, работаем вместе на благо людей, возникает та самая государственная общность народов, та самая нация наций, которая делает Россию великой державой, сильным и независимым государством, в котором всем народам комфортно и безопасно жить, — говорит Сажида Баталова.
Для решения национальных вопросов она считает необходимым и государству, и обществу комплексно развивать институт национально-культурных автономий, требовать выполнения законов о языках народов России, о национально-культурной автономии, выполнения в полном объеме Стратегии национальной политики, оптимизировать структуру управления национальной политикой на всех уровнях власти, внедрять общественный контроль госпрограмм в этой сфере.
Что касается русского народа, по ее мнению, несомненно, нужно больше внимания уделять русскому языку, культуре, литературе, потому что сегодня – это системообразующее ядро, от которого зависит жизнеспособность нашего государства и всех малых народов.
В заключение можно вновь привести мнение Михаила Харитонова, что у граждан России есть все основания рассматривать себя как единое целое.
— Все уже есть — общность нашей истории, наши традиции сосуществования, наши геополитические интересы. Наша история, пусть она спорная, с внутренними конфликтами, но это наша история, она не делится на истории того или иного народа в составе государства. Пусть даже были какие-то конфликты между народами, населяющими нашу страну – но это наша история. Фашистов мы били вместе под Москвой, а не какими-то отдельными формированиями. Попытки создания национальных, региональных, еще более мелких локальных историй – вот это на самом деле плохо. Любой человек, который пишет историю, должен понимать, что у него есть история страны, и он в ней должен себя искать, — говорит Михаил Харитонов.
Источник: http://ulanmedia.ru/news/554404/