Почти восемь лет назад глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев рассказал Президенту России Владимиру Путину о своей идее – проекте «Социальная отара». Путин распорядился выделить на проект средства, Аюшев – не побоялся взять стартап под свою личную ответственность.
Суть «социальной отары» – фермером-овцеводом можно стать без какого-либо стартового капитала и кредита. Для этого надо подать заявку в Буддийскую традиционную Сангху России и заключить договор, согласно которому получаешь отару овец и каждый год возвращаешь определенный процент приплода. Живые деньги в проекте не задействованы. Быть буддистом или бурятом, чтобы стать фермером, – не обязательно.

«Кто бы мне дал миллион!»
— Мне с детства знаком труд деревенский. Папа был чабаном. Мы все помогали родителям. Поэтому хорошо знаем, как надо ухаживать за овцами. – Рассказывает фермер из села Билютай Бичурского района Иван Ефимов. – В 2017 году я узнал из газет, что буддийская Сангха раздает отары овец фермерам. Решил подать заявку. Думал, забыли про меня. И вот однажды позвонили и сказали: приезжай за своей отарой.

Семья Ефимовых взяла 300 ягнят. Заключили договор, по которому должны каждый год, когда появляется новое потомство, возвращать 100 ягнят. Прежде, чем идти на этот шаг, Иван посоветовался с женой. Она согласилась, так как семья уже держала небольшую молочную ферму, продукцию которой продавали в соседнем селе бабушкам-пенсионеркам. А на вырученные деньги обучали троих детей-студентов в городе.

Когда тебе доверяют, то отношение еще более трепетное становится к тем, кто тебе доверился
— Нас у родителей было шестеро. Все разъехались по городам, а я остался в родном доме. Мой сын учится на ветеринара, хочет вернуться и продолжить наше крестьянское хозяйство, — говорит Иван Сидорович. — В нашей деревне 55 закрытых домов, 231 человек живет постоянно здесь, на всю школу всего 28 учеников, помню, когда я учился в одном классе было 23 человека. Грустно на это смотреть.

Сейчас Иван с сыновьями пишет заявку на грант на создание молочной и овцеводческой фермы. Очень надеются получить государственную поддержку. Для семьи Ефимовых участие в программе «социальная отара» — большое подспорье в развитии своего хозяйства:

— Кто бы мне дал просто так миллион! 300 овец взял, 100 отдам, а 200 остаются мне. 200 умножаем на 5 000 (стоимость одной овцы – прим.ред.). Это миллион рублей получается. И никакой волокиты, не то, что кредит. Не надо кучу справок собирать, зарплаты у меня нет в деревне, налоги тоже минимальные плачу. Живым товаром взяли и живым товаром вернули. Мне кажется, когда тебе доверяют, то отношение еще более трепетное становится к тем, кто тебе доверился.

Эта зима была теплой, ниже — 42 градусов температура не опускалась, поэтому овцы не похудели
Семья Ефимовых успешно справляется с уходом за овцами. Ягнята за три года подросли, в прошлом году впервые остригали их. Стрижку семья провела за неделю. К сожалению, шерсть в селе сдавать некуда. А перевозка сырья в город, а это 150 километров, обходится дороже, чем потенциальная выручка от продажи. Поэтому пока шерсть лежит под навесом и ждет своего часа.

— Уход за овцами «буубэй» минимален. Они неприхотливые. — рассказывает Иван Сидорович. — Всю зиму на выпасе снег копытят и сами добывают себе корм. У нас эта зима была теплой, ниже -42 градусов не опускалось, поэтому овцы не похудели. В самые морозы мы их держали в легком загоне. Как потеплело выгоняли в открытый загон.

Этой весной Ефимовы ждут первого приплода. Глава семьи сам смотрит за овцами, но, когда нужно отлучиться по делам, ему помогает односельчанин.

Календарь овцевода
Семья Нимаевых из села Верхние Очеты Джидинского района разводит овец по программе «Социальная отара» с 2014 года.

История в чем-то схожа с Ефимовыми. Глава семьи Эдуард работал в крупном хозяйстве, которое обанкротилось, и он потерял работу. Ему посоветовали взять отару в буддийской Сангхе. Он заключил договор на 500 голов овец.

— Первое время были сложности, — вспоминает Эдуард Нимаев. — Я не знал особенностей ухода за овцами, так как до этого занимался растениеводством и сельхозтехникой. И хотя нам советами помогали опытные чабаны, в первый год был небольшой приплод, и Сангхе смогли вернуть лишь 100 ягнят. Но зато в последующие три года стабильно возвращали по 200.

Нимаевы втроем справляются со всеми обязанностями по хозяйству. Жизнь семьи подчинена «распорядку жизни» отары.

— В ноябре самцы покрывают маток.

— Через полгода в апреле-мае матки приносят приплод. Окот – роды овцы. Одна матка приносит 1-2-х ягнят. Главное, правильно и успешно принять роды. Через пару дней мать и дитя уже выходят на пастбища, что значительно экономит кормозаготовки фермера.

— В начале июня до наступления жары проходит стрижка овец. Вся большая семья съезжается из городов и сел и помогает фермерам вручную остригать пышную овечью шерсть. Несколько лет подряд у Нимаевых закупали оптом шерсть по 20 рублей за 1 килограмм. В этом году закупщики не приезжали. Грубая шерсть может применяться в производстве подушек, одеял, матрасов и войлоков для бурятских юрт. Но пока в республике это производство не развито.

— Говорят, что Буддийкая Сангха хочет купить мини-завод по обработке шерсти, — говорит Эдуард Нимаев. – Надеемся, что скоро будем реализовывать по рыночной цене натуральную овечью шерсть. Для фермеров — это еще один источник доходов.

— Август-сентябрь – время сенокоса. Фермерам, на случай снежной зимы, нужно заготовить на зиму побольше сена для коров и овец.

Пусть ваши стада овец, коров, лошадей увеличиваются и наполняют степи и долины, подобно солнечным лучам
— Со временем мы оформили свое крестьянское хозяйство и теперь получаем субсидии от Министерства сельского хозяйства. Всем молодым ребятам я бы советовал заняться овцеводством — это прибыльный и полезный труд, — уверяет Нимаев.

С каждым годом фермеров, участвующих в программе «социальная отара», становится все больше. А значит начинает реализовываться в жизни самое популярное из всех бурятских юролов (благопожеланий — прим.ред.):
«Пусть ваши стада овец, коров, лошадей увеличиваются и наполняют степи и долины, подобно солнечным лучам, которые рассеиваются по всей бурятской земле».

Текст и фото Елены Гармаевой
Овцеводческий стартап Как в Бурятии работает проект «Социальная отара»
Яндекс.Метрика