Семья Ефимовых взяла 300 ягнят. Заключили договор, по которому должны каждый год, когда появляется новое потомство, возвращать 100 ягнят. Прежде, чем идти на этот шаг, Иван посоветовался с женой. Она согласилась, так как семья уже держала небольшую молочную ферму, продукцию которой продавали в соседнем селе бабушкам-пенсионеркам. А на вырученные деньги обучали троих детей-студентов в городе.
Сейчас Иван с сыновьями пишет заявку на грант на создание молочной и овцеводческой фермы. Очень надеются получить государственную поддержку. Для семьи Ефимовых участие в программе «социальная отара» — большое подспорье в развитии своего хозяйства:
— Кто бы мне дал просто так миллион! 300 овец взял, 100 отдам, а 200 остаются мне. 200 умножаем на 5 000 (стоимость одной овцы – прим.ред.). Это миллион рублей получается. И никакой волокиты, не то, что кредит. Не надо кучу справок собирать, зарплаты у меня нет в деревне, налоги тоже минимальные плачу. Живым товаром взяли и живым товаром вернули. Мне кажется, когда тебе доверяют, то отношение еще более трепетное становится к тем, кто тебе доверился.
— Уход за овцами «буубэй» минимален. Они неприхотливые. — рассказывает Иван Сидорович. — Всю зиму на выпасе снег копытят и сами добывают себе корм. У нас эта зима была теплой, ниже -42 градусов не опускалось, поэтому овцы не похудели. В самые морозы мы их держали в легком загоне. Как потеплело выгоняли в открытый загон.
Этой весной Ефимовы ждут первого приплода. Глава семьи сам смотрит за овцами, но, когда нужно отлучиться по делам, ему помогает односельчанин.
История в чем-то схожа с Ефимовыми. Глава семьи Эдуард работал в крупном хозяйстве, которое обанкротилось, и он потерял работу. Ему посоветовали взять отару в буддийской Сангхе. Он заключил договор на 500 голов овец.
— Первое время были сложности, — вспоминает Эдуард Нимаев. — Я не знал особенностей ухода за овцами, так как до этого занимался растениеводством и сельхозтехникой. И хотя нам советами помогали опытные чабаны, в первый год был небольшой приплод, и Сангхе смогли вернуть лишь 100 ягнят. Но зато в последующие три года стабильно возвращали по 200.
— В ноябре самцы покрывают маток.
— Через полгода в апреле-мае матки приносят приплод. Окот – роды овцы. Одна матка приносит 1-2-х ягнят. Главное, правильно и успешно принять роды. Через пару дней мать и дитя уже выходят на пастбища, что значительно экономит кормозаготовки фермера.
— В начале июня до наступления жары проходит стрижка овец. Вся большая семья съезжается из городов и сел и помогает фермерам вручную остригать пышную овечью шерсть. Несколько лет подряд у Нимаевых закупали оптом шерсть по 20 рублей за 1 килограмм. В этом году закупщики не приезжали. Грубая шерсть может применяться в производстве подушек, одеял, матрасов и войлоков для бурятских юрт. Но пока в республике это производство не развито.
— Говорят, что Буддийкая Сангха хочет купить мини-завод по обработке шерсти, — говорит Эдуард Нимаев. – Надеемся, что скоро будем реализовывать по рыночной цене натуральную овечью шерсть. Для фермеров — это еще один источник доходов.
— Август-сентябрь – время сенокоса. Фермерам, на случай снежной зимы, нужно заготовить на зиму побольше сена для коров и овец.
С каждым годом фермеров, участвующих в программе «социальная отара», становится все больше. А значит начинает реализовываться в жизни самое популярное из всех бурятских юролов (благопожеланий — прим.ред.):
«Пусть ваши стада овец, коров, лошадей увеличиваются и наполняют степи и долины, подобно солнечным лучам, которые рассеиваются по всей бурятской земле».