8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности. У каждого из народов есть свои традиции заключения брака, то же можно сказать и про семейные ценности. Перефразируя известное «что русскому хорошо, то немцу – смерть», можно сказать: что у водь хорошо, то у ингушей… позор.
Матрёшка как символ материнства
На Руси с 16 века настольной книгой семейного человека был «Домострой», в котором содержались наставления и советы по всем жизненным аспектам. В поучении отца сыну, которое открывает свод правил, старшее поколение наставляет младшее жить с чистой совестью:
«жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке».
Писание дает советы любить и почитать родителей, а супругам друг – друга:
«Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь».
И если супружеская верность осталась ценной и спустя века, то в воспитании детей ориентиры немного поменялись: времена профилактической порки, к радости отпрысков, канули в Лету. А вот «при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание» актуальны по сей день.
Семьи на Руси были большие, а символом крепкой семьи, рода и материнства стала матрёшка. Деревянная круглолицая куколка получила название от Матрёны – одного из распространённых женских имён, в основе которого значения «замужняя женщина», «мать семьи».
Дом красен детьми
У татар семья в системе ценностей на первом месте. По данным переписи 1897 г., опубликованным в издании «Татарский мир», в Казанской губернии из жителей старше 50 лет никогда не вступали в брак лишь 3,6% женщин и 1,7% мужчин, а «брачность женщин в возрасте старше 16 лет составляла тогда 61,2%».
Главным событием в жизни молодоженов становилось рождение ребенка. «Дом красен детьми», гласит татарская пословица.
Ребенка воспитывали в уважении к старшим, наказывая помогать младшим.
Семейные отношения были традиционно крепкими, прочными. Выражение «Рай под ногами матери» стало у татар пословицей.
Как и у других тюркских народов, у татар сильна традиция шеджере, то есть истории рода, или родословной. Мусульманам предписано шариатом знать имена предков до седьмого колена со стороны отца и матери. И эта традиция сохранилась в 21-м веке.
В кочующей ненецкой семье своя, особая атмосфера. В одном чуме могут проживать несколько семей – дедушка-бабашка, отец-мать, старший сын с женой и их дети, а также его младшие братья и сестры. У ненцев сильны этические установки и непререкаемо мнение стариков, с детства поступки старших становятся образцом для детей.
«Слово бабушки (дедушки) невозможно перешагнуть», говорят они.
Оставить стариков без помощи у ненцев считается позором. Такое же отношение к сиротам – оставшимся без мамы подыскивают хорошую мачеху, если семья лишилась отца, его место занимал неженатый брат умершего, и другим родственникам.
К главе семейства у ненцев особое отношение — место отца в доме, то есть в чуме, не может занять никто, и в его отсутствие оно должно быть пустым, исключение делается только для маленького сына. Особые запреты у северных народов действуют для женщин. Так, у хантов им запрещалось переступать через вещи, связанные с мужчиной и его трудом. Такое же трепетное, почти культовое, отношение и к матери.
«Сына имеешь – олени твои по тундре не разбегутся», «Дочь родится – зятя заимеешь», говорят ненецкие поговорки. Чем больше детей в семье, тем она счастливее
«У бездетного родовой огонь сам потухнет».
Зона свободных отношений
Отношение к семье у представителей финно-угорского народа водь далеко от патриархальных устоев. За долго до того как это стало мейнстримом у них был распространен гражданский брак, или брак на пробу, когда молодые люди могли сойтись и жить вместе какое-то время, чтобы проверить чувства.
При благоприятном исходе таких свободных отношений игралась свадьба. Если же молодые не сходились характерами или по другой причине, то жених отсылал несостоявшуюся невесту обратно к родителям. Любопытно, что сговор часто происходил без участия родителей, им молодые сообщали о своем решении, уже уверившись во взаимной симпатии.
В браке ни муж, ни жена не обременялись строгими правилами: мужчина мог иметь еще нескольких «жен», супруга так же допускала отношения с другими мужчинами.
Традиции и закон
Со всей ответственностью к заключению брака подходят ингуши – невесту выбирают строго, ведь разрушение семьи считается позором для рода. В семье превалируют устоявшиеся веками ценности, главная из которых – согласие, поэтому мужчине запрещалось ругать жену при детях. Большим грехом считается недобрый взгляд в сторону матери, а авторитет отца непререкаем.
Уважение к старшим и семейные узы у курдов настолько сильны, что и современное поколение при столкновении традиций с требованиями безопасности делает выбор в пользу первого.
В прошлом году в ауле Бжедугхабль Республики Адыгея, несмотря на запрет массовых мероприятий, почтить память умершего съехались все родственники и знакомые, что привело к вспышке коронавируса.
«Поскольку у курдов активно поддерживаются родственные связи в нескольких поколениях, похороны проходят очень массово. Когда умирает один из членов семьи, проститься приходят не только близкие родственники, но и двоюродные, троюродные братья, сестры и их дети, — рассказал «НацАкценту» руководитель ФНКА курдов РФ Фархат Патиев. — Кто-то воздержался и не пошел, и такой человек становится кандидатом на упреки и недоброжелательные отзывы со стороны окружающих, потому что горе одной семьи — общее горе. В такие минуты людям больше свойственно придерживаться моральных вопросов, чем задумываться о последствиях нарушений».
При подготовке публикации использованы материалы спецпроекта «Народы ханты-манси», «Воспитание в ненецкой семье», «Татарский мир» (Традиционная культура: связь веков).
Фото на главной — проект «Моя большая национальная свадьба»
Источник: https://nazaccent.ru/content/36120-semya-vmeste-dusha-na-meste.html