Эксперты ОП РФ призвали консолидировать усилия власти и гражданского общества в деле воспитания молодых людей

В Общественной палате РФ 21 сентября прошел круглый стол «Взаимодействие религиозных и образовательных организаций в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи: актуальные вопросы».

Мероприятие началось с минуты молчания в память о погибших в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин подчеркнул, что совершенному акту насилия нет никакого оправдания и преступник должен понести самое суровое наказание: «Выражаем самые глубокие соболезнования родителям, потерявшим своих детей, желаем скорейшего выздоровления пострадавшим. Соболезнования семьям погибших, возмущение случившимся, поддержка пострадавшим — на устах у представителей всех национально-культурных и религиозных объединений нашей страны, как всегда, наши люди сплачиваются в моменты испытаний и трудностей».

По данным Минюста, на начало года в стране зарегистрировано почти 32 тысячи религиозных объединений и организаций 60 деноминаций, все они активно взаимодействуют с государством по широкому спектру ключевых общенациональных задач, выступают в качестве партнеров органов государственной власти, координируют взаимоотношения граждан и государства, отметил Владимир Зорин.

«В прошлом году абсолютное большинство граждан нашей страны высказалось за обновление основного закона, в том числе поддержав основные тренды государственной национальной политики, ориентированные на укрепление единства многонационального народа России, обеспечение межнационального согласия, прав граждан на удовлетворение их потребностей независимо от вероисповедания, языка и культуры. Особая роль в решении этих задач принадлежит образованию — важнейшему механизму для решения задач по укреплению мира, согласия, недопущения межэтнических конфликтов, повышения этнокультурного уровня населения. Без овладения необходимыми знаниями, методами невозможно конструирование гражданской идентичности, а тем более духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи», — сказал он.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ, муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов убежден, что преодолеть духовно-нравственный кризис современного общества, который существенно затронул и молодежную среду, невозможно без согласованных действий, консолидации усилий органов власти и институтов гражданского общества с опорой на базисные основы идентичности россиян, возрождение религии, ценности классической культуры, формирование новых мотивационно-ценностных основ деятельности.

За воспитание молодежи, ее полноценную социализацию, подчеркнул он, отвечают такие институты, как государство, религия, семья и школа: «Представляется, что нам нужны идеология, доктрина и стратегия общей согласованной деятельности отмеченных институтов по гражданскому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, чтобы каждый названный институт с присущими ему формами и методами работы мог полнее и эффективнее реализовать свой потенциал».

По мнению Альбира Крганова, такая координация усилий в масштабах всей страны должна быть направлена на законодательные изменения и дополнения, в том числе в сфере среднеспециального религиозного образования, а также на разработку концептуально-программных стратегических программ нового поколения по молодежной политике.

Он также призвал по возможности уходить от стереотипов в отношении молодежи: «Часто слышу, что она плохая и ее надо воспитывать. Это не совсем так: в целом наша молодежь хорошая, надо, наоборот, повышать уровень ее самосознания, самоорганизации и целеустремленности, вовлекать ее в общественную жизнь, делать ее активным субъектом общественных процессов».

Формирование гражданской идентичности у молодежи считает приоритетной задачей председатель Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев, который констатировал, что сегодня у государственной системы нет по определению государственной идеологии: «С одной стороны, это хорошо, но с другой — мы не должны упускать из виду, что у каждого подрастающего поколения чувство Родины должно быть и в сознании, и в крови, потому что молодежь не просто объект нашего внимания — завтра она станет вершителем судьбы государства и общества».

Вероника Кравчук, и. о. заведующего кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, убеждена, что для более последовательной работы по воспитанию патриотизма, духовности и нравственности в школе надо преподавать основы религиозной культуры народов России, а в высшей школе — направлять энергию молодежи в правильное русло: «Нужна повестка, портфель событий, создание опорных точек — тогда воспитательная работа будет постоянной и последовательной, каковой она была, например, в советские времена».

Ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин обратил внимание, что хотя система религиозного образования в России работает, но пока непонятно, каким образом ее можно использовать в образовательном пространстве страны: «Это касается и Закона об образовании, и Закона о свободе совести. Образовательные учреждения — это учебные заведения, которые реализуют ФГОС. Мы не реализуем государственный стандарт, и поэтому по закону медресе не является учреждением среднего образования. Предлагаю совместно с ОП РФ выйти с инициативой прописать в законодательстве, что религиозное образование присутствует в российском образовательном пространстве на правовых основах».

Среди факторов, препятствующих духовно-нравственному формированию личности, эксперты назвали развитие информационного общества, которое вместе с развитием социальных сетей принесло молодежи упрощенное восприятие окружающей действительности и, как результат, сложности при столкновении с действительностью реальной, разочарование и невозможность самореализоваться; кризис школьного образования, которое не формирует системного и критического мышления у молодых людей; социальное расслоение общества.

Эксперты считают, что решению задач по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи будет способствовать целостная система: постоянное вовлечение молодых людей в организацию всевозможных познавательных мероприятий, в том числе не просто в качестве участников, но и в качестве соорганизаторов; вовлечение в воспитательную работу СМИ и популярных соцсетей для широкого общественного распространения традиционных ценностей; широкая популяризация мероприятий по самореализации, например, платформы «Россия — страна возможностей». В целом работа с молодежью должна включать в себя общее просвещение, профилактику алкогольной и наркотической зависимости и т. д.

Кроме того, участникам круглого стола было презентовано учебное пособие «Гражданская идентичность мусульман России», рассказывающее о формировании общегражданской идентичности личности вне зависимости от социальных, этнических и религиозных отличий. Издание представил один из его авторов — заместитель руководителя Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вячеслав Полосин.

По итогам круглого стола участники круглого стола договорились продолжить обсуждение темы и подготовить рекомендации, которые будут направлены в профильные ведомства.

 

Повышать уровень самосознания, самоорганизации и целеустремленности молодежи
Яндекс.Метрика