В первые месяцы 2022 года тема трудовой миграции — одна из самых стойких в информационной повестке. В конце января указом Президента РФ создана профильная комиссия при Совете Безопасности, которую возглавил Дмитрий Медведев. С появлением этого ведомства многие связывают особые надежды.
Какие изменения ждут миграционную политику России? Чего ожидать в ближайшем будущем: либерализации законодательства или наоборот его ужесточения? Каких инструментов не хватает мигрантскому сообществу, а каких — российскому обществу в целом?
На вопросы «НацАцкента» ответили член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, профессор ГУУ, член Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при ГУВМ МВД России Владимир Волох, и руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук Владимир Мукомель и президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов.
Текст публикуется с сокращениями. Авторские колонки полностью читайте в разделе «Эксперты».
Владимир Волох: координация ведомств и баланс интересов
Появление комиссии по вопросам совершенствования миграционной политики Совбеза РФ – знак того, что теме внешней миграции сейчас в России уделяется повышенное внимание. Это связано сразу со многими причинами: и с вопросами государственной безопасности, и с пандемией, которая подарила нам новые вызовы, и с необходимостью наладить взаимодействие между разными государственными структурами, которые занимаются миграционной политикой.
Показательно, что тему подняли и поддержали на столь высоком уровне: указ о создании структуры подписал Президент РФ Владимир Владимирович Путин, возглавил комиссию зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Анатольевич Медведев.
То, что в комиссию вошли в основном представители силовых структур, – естественно. Ведь именно силовики занимаются вопросами государственной безопасности, а контроль за миграционными процессами – это в первую очередь об этом.
Уже сейчас мы видим, как активизировалось МВД: даже по новостям заметно, что ведомство с темой работает и работает очень успешно.
Читать колонку Владимира Волоха.
Владимир Мукомель: миграционная политика меняется в сторону ужесточения
Миграционная политика меняется. Во-первых, еще до начала пандемии фактически принято решение об ужесточении контроля над мигрантами. В начале марта 2020 года был выпущен перечень поручений Президента по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Речь в этом документе в числе прочего шла и о том, что необходимо ужесточать контроль над иностранными гражданами.
Во время пандемии эти решения обсуждались, были сформулированы рамки нового законодательства в соответствии с поручениями, постепенно вводились новые понятия. С одной стороны, декларировалась либерализация доступа к виду на жительство, с другой – появились упоминания о необходимости установки специальных приложений на гаджеты иностранных граждан. Речь идет о контроле за местоположением мигрантов и за содержимым их устройств. Параллельно менялись и требования к работодателю. Работодатель, если он хочет принять иностранного гражданина, сначала должен зарегистрироваться в государственной системе, и только после получения разрешения от службы занятости может нанимать на работу мигранта.
Другими словами, создается инструмент, который формально призван вывести работодателей и иностранных работников из серой зоны, но фактически может, наоборот, подталкивать их туда: необходимость раскрывать персональные данные многих пугает.
Все последние инициативы Следственного комитета и Генпрокуратуры находятся именно в русле вот этих решений по ужесточению контроля над мигрантами.
Во-вторых, в последнее время мы наблюдаем изменение картины в информационном пространстве. Начиная с лета прошлого года муссируется тема роста преступности среди мигрантов и опасностей, с этим связанных. На самом деле это не так: мигрантами, выходцами из стран СНГ, совершается всего 2,8% преступлений. Более того, если посмотреть преступность иностранных граждан с 2010 года, то три последних года преступность вообще минимальная. В 2021 году она чуть-чуть подросла, но все равно ниже, чем с 2010 по 2018 годы.
На мой взгляд, идет попытка в информационном пространстве переключить внимание с внутрироссийских социально-экономических проблем на миграционную тематику.
По всем опросам последних лет миграционная тематика россиян не шибко волновала. Их волнуют социально-экономические проблемы: рост цен, инфляция, доступ к социальным лифтам, социальное неравенство, бедность.
Но когда какую-то проблему осознанно поднимают в информационном поле, она начинает жить самостоятельной жизнью.
Я считаю, что государство приоритетной задачей однозначно поставило предотвращение незаконной миграции в целях государственной безопасности, и именно на это направлены все последние инициативы.
Что касается вопросов адаптации и интеграции мигрантов, эти задачи также декларируются, но, если посмотреть предысторию вопроса, становится понятно, что тут тоже был момент выбора пути, и мы его сделали.
Продолжение колонки Владимира Мукомеля.
Вадим Коженов: запрос на юридическую помощь у мигрантов и вопросы интеграции
Повышенный интерес к теме миграции и мигрантов со стороны государства сейчас абсолютно объясним. Мы все помним, что этим летом ситуация была непростой. Несколько раз фиксировались драки с участием мигрантов. Об этом активно писали журналисты: тема горячая, читают подобные новости охотно. В результате напряженность в обществе только росла. Появление комиссии при Совбезе – в том числе ответ на эту ситуацию.
Со стороны мигрантского сообщества растет запрос на юридическую помощь: люди не всегда могут сами оформить необходимые документы, им нужна квалифицированная помощь.
На горячую линию Федерации мигрантов поступает очень много звонков, нашим сотрудникам физически не хватало времени проконсультировать всех.
В СМИ разошлась информация, что я, якобы, подал идею ввести квоты в российских школах на обучение детей мигрантов. Это не так. Я прокомментировал для «Говорит Москва» не мной высказанное предложение.
Сам я считаю, что такая история в России не реализуема.
Во-первых, юридически это крайне сложно оформить. Мы живем в рамках правового поля, которое подобные инициативы не предусматривает. Во-вторых, введение квот может привести к тому, что не все дети смогут учиться в школах, а это недопустимо.
Интеграция и адаптация мигрантов и их несовершеннолетних детей – важная задача. Сейчас этим занимаются в основном энтузиасты. Есть разовые проекты, мы за ними внимательно следим. Системная работа, к сожалению, пока не ведется. Возможно, внимание со стороны государства и создание новой структуры, занимающейся миграционной политикой, исправит эту ситуацию.