На 8 марта нашим женщинам принято желать, чтобы они оставались красивыми, добрыми и милыми. Но легенды российских народов сохранили для нас и другие женские образы: сильные и непокорные.
Славянка Василиса Микулишна
Дочь русского богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича известна не только своей красотой, но и умом. В былине о её муже боярине Ставре Годиновиче рассказывается, как жена благодаря своей сообразительности и смелости выручила его из плена князя Владимира.
На пиру Ставр Годинович некстати похвастался красавицей-женой:
«У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра».
Обидчивый князь посадил Ставра в земляной погреб, а за Василисой Микулишной отправил богатырей. Храбрая женщина, узнав о беде, отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в Киев, представившись послом Василием. Княгиня заметила, что это женщина в мужской одежде, и князь устроил «Василию» испытания. Василисе пришлось париться в жаркой-прежаркой бане, играть в карты и даже бороться с другими богатырями. Победив их, она потребовала у князя освободить Ставра Годиновича и отправилась вместе с ним домой.
Семь башкирских девушек
Эта башкирская легенда легла в основу известного танца, а в Уфе даже есть фонтан с фигурами героинь этой истории.
Семь красавиц-сестер были украдены казахами. Чтобы пленницы не убежали, им надрезали ступни ног, насыпав в раны мелко нарезанный конский волос. Такой способ использовали, чтобы ограничить передвижение пленников: ступни заживут, но бегать уже не получится из-за сильной боли. Однако гордые девушки не смирились с неволей и в одну из ночей убежали в степь. Когда погоня почти настигла их, непокорные красавицы, взявшись за руки, бросились в озеро.
Бурятская девушка-лебедь
По легенде прародительницей всех хоринских бурят была девушка-лебедь. Прилетела она на Байкал вместе с подругами. Там во время купания их увидел Хоридай Мэргэн. Мужчина тайком прокрался и спрятал вещи девушки. Когда подруги стали одеваться и снова обращаться в лебедей, одна, самая красивая, не смогла этого сделать. Взял Хоридай Мэргэн ее в жены, и родила она 11 сыновей.
Муж отказывался освободить красавицу, и тогда она пошла на хитрость: попросила надеть свою одежду лебедя в последний раз. Мужчина решил, что успеет поймать птицу, если та захочет улететь, и разрешил. Но жена все-таки вылетела из юрты и больше не возвращалась.
Золотая баба
Легенды о богине северных народов ходят с 16 века, причем писали о ней не только русские путешественники. Описывали Золотую бабу по-разному: как старуху, в утробе которой находится сын и виден ещё и внук, либо как старую женщину с двумя детьми — на руках и на коленях. По некоторым сведениям, идол был деревянным с золотыми и серебряными вставками либо украшениями.
«За областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба, что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения», — писал польский историк Матвей Меховский.
Русские ученые сообщали, что Золотая баба — древнее божество коми «Зарни Ань». Ей приносили жертвы за помощь на охоте, в рыбной ловле и во всех делах.
Удмуртская Италмас
Италмас — так удмурты называют желтые цветы купальницы европейской, растущей вдоль берегов рек. По легенде, это имя местной девушки. Влюбленный юноша хотел подарить ей цветы, но упал в реку и утонул. Убитая горем Италмас последовала за ним.
По мотивам удмуртского фольклора была написана поэма о любви двух молодых людей — Италмас и Камаша. За долги своего отца девушку сватали старому богачу Байтугану, однако Италмас отказала ему. Отвергнутый ухажер убивает Камаша, поджигает лес и деревню. А девушка, оставшаяся без любимого, бросается в огонь, тушит его и превращается в прекрасный желтый цветок – италмас.