На форуме «Сообщество» обсудили развитие локальных культурных брендов
Возрождение культурных традиций народов России, их осовременивание и использование для развития регионов страны обсудили участники площадки «Живое наследие народов России как ресурс развития регионов» форума Общественной палаты «Сообщество» в Новосибирске 14 апреля.
Площадка посвящена практикам, технологиям и инновациям в области сохранения культурного наследия народов России в современных условиях. Одно из главных достояний России — локальные культурные объекты и практики, воплотившие в себе традиции и творчество местных жителей, несущие культурный код территории. Часто они известны только в конкретном населенном пункте или регионе, но в современном глобальном мире они способны привлечь к себе туристов из самых отдаленных мест.
На региональном уровне решается реализация государственной национальной, этнокультурной политики, сказал Владимир Зорин, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений
«Нам всем предстоит большая интересная работа. Если говорить о данной теме, мы исходили из двух позиций. Первая — Год культурного наследия дает широкие возможности для усиления общественного внимания к нашей теме, усиления поддержки вопросов культурного наследия — от литературы и эпоса до народных промыслов. Это в нынешних условиях, связанных с санкциями, информационной блокады, тесно связано с вопросами регионов и регионального развития», — сказал он.
Национальный культурный колорит конкретного места может возродить жизнь территории, подчеркнул Андрей Максимов, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению.
«Наверное, не надо рассказывать об известных примерах, таких как город Мышкин, Коломна, таких примеров много, и они основаны на том, что мы обратились к культурному наследию и как-то его развили. Не надо воспринимать культурное наследие слишком узко. В Рязани мы нашли Торговый городок, где когда-то была провинциальная ВДНХ — уникальный комплекс, спорящий со столичным. Сейчас это арт-кластер, поддержанный Агентством стратегических инициатив. Но архитектурное наследие — малая толика. На самом деле наследие — это традиции, промыслы, ремесла, образы, художественные стили, мифы, легенды, гастробренды, имена великих людей», — сказал эксперт.
Маргарита Лянге, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений, заострила внимание на необходимости включения в развитие региона гражданского общества. Развитие происходит тогда, когда удается вовлечь абсолютное большинство жителей региона во всю эту деятельность. И ключевая задача — привлечь людей. По словам общественницы, сейчас не хватает сотворчества, межрегиональных проектов, между разными отраслями, даже на одной территории. Она рассказала о проектах, который могут привлечь внимание к локальным брендам.
«Наша коллега-журналистка сейчас активно развивает казачьи маршруты Ставрополья — комплексное развитие казачьих станиц. Благодаря этому проекту они снова объединены в цепочку, и опять приезжают журналисты, блогеры», — сообщила она.
Рассказала член ОП РФ о проекте «Школа межэтнической журналистики», в которой молодых ребят готовят к написанию текстов про регионы России. Еще один пример — выпускница школы, которая снимает популярные видео об Усть-Цильме. Кроме того, проводились семинары про гастрономический туризм, а фестиваль пельменей в Удмуртии объединил множество ресторанов региона.
Андрей Максимов рассказал о проекте «Живое наследие». Он сообщил, что сейчас у проекта есть карта «1000 локальных культурных брендов», поисковик и каталог. Запущены приложения, которые позволяют строить календарь путешествий. Каждый год проект проводит множество экспедиций. Самые крупные их них — «Дальневосточный экспресс», «Творческая глубинка», «Москва — Волга», «Север — Юг», «Пермский край». Экспедиция в глубинку помогла открыть множество культурных брендов.
Эксперт также рассказал о проекте «Живого наследия» «Мост в будущее», в рамках которого отбирались практики творческой обработки, когда из традиционного получается современное. 29–30 апреля на третьем фестивале «Живое наследие» в Оренбурге они будут представлены подробнее.
О центральной части проекта «Мост в будущее», которая включает в себя отбор 100 лучших практик оживления наследия народов, рассказала Татьяна Барлас, шеф-редактор портала «Живое наследие». Она отметила, что креативная экономика в малых городах — это необязательно кластер. Это может быть один активный житель, который, например, начинает проводить экскурсии по своему дому. Она рассказала про город Тутаев, который разделен рекой на две части, между которыми нет моста. Вторая часть города — застывшая во времени пасторальная местность — привлекла художников, возникло сообщество при поддержке местной администрации. Татьяна Барлас добавила, что успех бренда зависит от креативной идеи, личности основателя, инвестиций, единомышленников, поддержки властей и сюжета — некоего нарратива, динамики развития. Благодаря развитию локальных брендов достигается снижение оттока населения, повышение привлекательности территории и социальный рост.
Евгения Михалева, сопредседатель совета Ассамблеи народов России, подчеркнула, что этнокультурный бренд — это трансляция национальной культурных традиции, этнический образ региона. Она рассказала о проекте «Виртуальный тур по многонациональной России». В рамках проекта авторы стали собирать ролики о музеях национальных общин и этнических выставках. В 2022 году запускается конкурс, на который ролики о музеях и экспозициях может прислать любой желающий.
Воспользоваться опциями, которые предлагает для продвижения региона платформа «Живое наследие» призвал Дмитрий Миктиченко, председатель Новосибирской ассоциации туристских организаций. По его мнению, кризис позволит узнать и продвинуть территории прежде всего для граждан России. При этом эксперт указал на то, что для развития брендов к ним должна прилагаться развитая инфраструктура.
Анжелика Засядько, руководитель пресс-службы ресурсного центра в сфере национальных отношений, рассказала о молодежных инициативах сохранения, развития и популяризации языков народов России в новых медиа на примере пользователей, которые используют родной язык в публикациях.Такая молодежь получает поддержку с помощью конкурсов, конференций и специальных проектов.
О проектах новосибирского Дома национальных культур имени Заволокина рассказал директор учреждения Александр Романцев. Первый — выставочный проект «Этнические странички моего края» для школьников и студентов. Другой проект — «Школа народного единства». В школе идет одно комплексное занятие в течение месяца. Работа направлена на межнациональную деятельность. Этнический семейный альманах — видеорассказ о семейных традициях народов, проживающих в Новосибирской области. Большой проект «С уважением к нашим традициям», который объединяет работу с общественными национально-культурными организациями Новосибирска и области. Финальное мероприятие данного проекта — фестиваль «Пусть звучат колокола Сибири», приуроченный ко Дню народного единства.