Как журналисты из пяти регионов в рамках этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики посетили Фестиваль ремесел Прибайкалья и убедились в том, что Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область одинаково богаты талантами.
— Я не знаю, что мы будем делать, если начнется дождь. Как проводить мастер-классы? Как организовывать ярмарку? Все же намокнет! — переживала накануне открытия, поминутно заглядывая в прогноз погоды, организатор Фестиваля ремесел Прибайкалья, директор АНО «Байкал» и руководитель иркутского отделения Гильдии межэтнической журналистики Татьяна Швыдченко. Волнения Татьяны объяснимы — мастеров из всех трех субъектов РФ, где компактно живут буряты (Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области), в поселок Усть-Ордынский привезли впервые. К счастью, прогноз оказался неточным: в день фестиваля в Усть-Орде осадков не было. Ветер был, но он мастерам и их поклонникам не мешал. Наоборот, только сплачивал: закрывать собой во время мастер-классов от порывов детали заготовок рвались многие.
Шаман и лама с нами!
Возможно, избежать дождя помогли высшие силы. За сутки до Фестиваля, организованного при поддержке Фонда культурных инициатив, в библиотеке прошла научно-практическая конференция «Создание ремесленного кластера Прибайкалья», которую предворял шаманский обряд на благополучие.
А вечером мастера, журналисты и примкнувшая к ним шаманка дядя Вася (мужское имя перерожденец в 5-м поколении Тамара Васильевна Шантанова использует, чтобы «духи не гневались») побывали в Усть-Ордынском окружном дацане, где пообщались с его настоятелем. Зоригто Лама специализируется на буддийской философии. Возможно, именно поэтому к немного наивным вопросам далеких от буддизма журналистов из Центра, Юга, Севера и Урала он отнесся доброжелательно-нейтрально. К присутствию при беседе представителя другой конфессии тоже подошел философски. И даже сфотографировался вместе с шаманкой.
Зоригто Лама открыт для прихожан. Номер его мобильного телефона написан и на дверях домика, гда Лама ведет прием, и на сайте дацана. Эта открытость очень подкупает. Недаром во время фестиваля на следующий день журналисты то и дело заглядывали в дацан. Благо расположен он напротив фестивальной площадки.
14 лучших
— Наша Иркутская гладь украшает Вышитую карту России! — с гордостью говорит Валентина Щенова, руководитель учебно-творческой мастерской по художественной вышивке ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс».
Иркутская гладь — прием молодой, созданный на основе русского шва и полтавской глади, и быстро ставший брендом области. Впрочем, традиционными видами вышивки мастерицы, естественно, тоже владеют, охотно демонстрируют свое искусство желающим и готовы учить: за столик вышивальщиц желающие попробовать себя в ремесле усаживаются за долго до официального старта мастер-классов.
Билигма Казанцева из Забайкалья. «В миру» преподает в Агинском педагогическом колледже изобразительное искусство и черчение. А в свободное время работает с конским волосом: плетет панно, массажеры и сувениры. Еще одно увлечение Билигмы — куклы из полимерной глины. Лица у красавиц получаются очень выразительные, а наряды, в основном, традиционные бурятские. Впрочем, не всегда: есть и особенная серия, для которой тело и головной убор куклы мастерица плетет из конского волоса, соединив два своих хобби в одно.
Интересуюсь, традиционная ли эта техника?
— Нет, конечно, это моя отсебятина, — смеется Билигма.
У «отсебятины», хотя я бы назвала это авторским видением, есть и прикладное значение: тело куклы можно использовать в качестве массажера. Кстати, именно такую куклу одна из моих коллег увезла в Северодвинск.
Сергей Бунаев приехал на фестиваль с острова Ольхон. Там мастер-керамист руководит кружком мастерской «Оберег». Среди работ Сергея внимание на себя сразу обращает величественная скульптура барана (керамической фигуркой назвать ее язык не поворачивается).
Оказывается баран этот не простой, а из бурятской сказки.
— Богатырь Гамбо охотился за бараном Огайло, потому что его рога дарили силу и здоровье. Но не для себя старался охотник, хотел он вылечить немощного брата-близнеца Бадму. Узнала об этом хозяйка баргузинской тайги Хэтен, полюбила она смелого и доброго Гамбо и отдала ему волшебные рога, —
рассказывает мастер.
Интересуюсь, сколько же стоит Огайло? Оказывается, он не продается, а путешествует по выставкам. По словам Сергея, однажды один москвич предлагал ему за него немыслимые тысячи, но своего так и не добился.
Кстати, такой подход — искусство для народа и на показ, а не на продажу — у многих из 14 участников фестиваля. Впрочем, небольшие сувениры почти все мастера, в том числе Сергей Бунаев, и продавали, и учили делать самостоятельно на проходящих на специальной площадке мастер-классах.
Из рук в руки
Жительницы поселка Аршан Тункинского района Бурятии Байгалма Галсанова, Жаргалма Бакшиханова и Марина Жапова — аршанские знаменитости. Когда-то их войлочные тапочки купил для себя и мамы стилист Сергей Зверев, чем внес свой вклад в продвижение мастерской «Дулаан Аршан» (Теплый Аршан).
На фестивале мастерицы провели двойной мастер-класс: параллельно показав и процесс изготовления тапочка методом мокрого валяния, и процесс украшения вышивкой. Оказывается, если руки растут откуда надо, пару тапочек можно свалять всего за час с небольшим!
Валяние
Самыми активными участниками мастер-классов стали маленькие жители Усть-Орды. Они стояли в первом ряду и готовы были делать все, что угодно.
Этот энтузиазм пришелся по душе Валентине Михахановой, руководительнице кружковых работ МКУК КИЦ МО «Гаханское». Валентина Владимировна работает со школьниками, делает с ребятами поделки из природных материалов. На фестивале выбор пал на ангелочков из бересты.
А вот Екатерина Осипова из Усть-Ордынского Национального центра художественных промыслов сразу предупредила: на ее мастер-класс приглашаются взрослые. Екатерина плетет гобелены и панно из конского волоса, ее работы находятся в коллекциях государственных музеев и частных собирателей.
На фестивале Екатерина учила взрослых, в том числе мою коллегу из Оренбурга, делать оберег из конского волоса. Работа с пассатижами и проволокой оказалась весьма не простой!
Многие гости приобрели на фестивале подарки родным, а все без исключения — хорошее настроение.
А закончился первый Фестиваль ремесел Прибайкалья общим ёхором. Ёхор — народный танец-хоровод — исполняют везде, где живут буряты. И всегда он дарит прилив энергии. Проверено на себе!
На Фестивале ремесел Прибайкалья автор текста побывала в рамках этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики, организованной при поддержке Фонда президентских грантов.
Текст и фото Юлии Бобковой, видео Залины Бедоевой.