Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов и вошел в ТОП-100 лучших проектов России в 2023 году.
Символика проекта:
Логотип проекта представляет байкальский камушек, хранящий в себе историю древних веков и летопись жизни человека и природы.
Идея: основа знака – неправильной формы камень, в котором размещены стилизованные элементы: волны Байкала, ветка кедра, солнце с орнаментом внутри (энергия, жизнь, сила, космос, любовь).
«В чудесных прописях для всей семьи обычный с виду байкальский камушек, ставший логотипом проекта «Байкальская этника», рассказал удивительные истории о петроглифах и солярных знаках древних племен. И теперь первый вопрос, который нам задают люди, где можно найти эти уникальные творческие продукты», — отметила руководитель проекта «Байкальская этника: этнокультурное образование детям и взрослым», рук. проекта, кандидат педагогических наук, доцент Сажида Баталова.
Слоганы и смыслообразы:
Байкальская этника – это увлекательное путешествие «во времени и пространстве» в культуры древних народов Прибайкалья и Забайкалья
Байкальская этника – это удивительное «погружение» в мощную энергетику седого Байкала, возраст которого составляет более 30 миллионов лет.
Байкальская этника – это древний мир Прибайкалья и Забайкалья, сказания и легенды которого живут до сих пор.
Байкальская этника — это философия жизни многочисленных кочевых народов Великой Степи и тружеников байкальского Подлеморья.
Байкальская этника — это богатейшая территория с заповедной тайгой и целебными аршанами, волшебными недрами и целебными дикоросами.
Байкальская этника — это наш общий дом с удивительным укладом, с сильными устоями и крепкими традициями добрососедства.
Байкальская этника – это удивительное место, где живут люди с незамутненной душой ребенка и зрелостью мудреца, которые верят в сказки и даже через поток жизненных испытаний проносят веру в добро и высшую справедливость, сохраняя при этом искренность, радушие и душевное тепло.
Проект «Байкальская этника: этнокультурное образование детям и взрослым» стал объединяющим фактором для многонационального культурного сообщества региона. Он вобрал в себя семейные и духовные ценности народов, живущих за Байкалом, добрососедство и огромную любовь к родине людей разных поколений. Погружаясь в современную этнопедагогику и дидактику, обмениваясь опытом и изучая успешные практики этнокультурных инноваций, участники проекта увидели новые векторы движения, оригинальные модели для творческого развития детей в этнокультурном пространстве. Социально значимым итогом проекта стало формирование профессионального сообщества #ЭтникаБайкал, которое способно создавать этнокультурные общественные пространства в городе и на селе для развития своей малой родины.
Инновационная образовательная площадка — «Байкальская этношкола» стала ресурсным центом подготовки этнопедагогов для пилотных площадок проекта. 70 педагогов, специалистов воскресных школ и этнокультурных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, реализующих программы этнокультурной направленности для детей, смогли повысить свою квалификацию и освоить новые направление работы.
Программам «Лучшие практики этнокультурного образования» и авторский курс «Мастерство сказителя», в рамках которого участниками были созданы собственные сказочные истории, помогли каждому раскрыть свои творческие способности. Именно эти инициативные педагоги, обучающие детей от 3 до 10 лет родному языку, традициям, народному творчеству и ремеслам стали двигателем педагогических инноваций всего проекта. Специалисты 20 пилотных площадок среди которых воскресные школы, Дома культуры, общеобразовательные школы и детские сады освоили педагогические и социальные инновации, чтобы помогать детям становиться успешными и эффективными как в социуме, так и в сферах образования и культуры.
Командой и экспертами проекта был разработан уникальный инструментарий для создания ресурсной среды. Учебно-методический комплекс «Байкальская этника» с учебной программой, образовательной технологией, скетчами типовых моделей этномастерской и кабинета родного языка и культуры, шаблонами и конспектами занятий, мобильное приложение к смартфонам «Этнословарик 3D+», видеосказки народов Бурятии, семейные прописи «Необыкновенные истории Байкальского камушка» получили не только педагоги-участники проекта, но и все заинтересованные в развитии этнокультурного образования в разных регионах страны.
При помощи обучающих ресурсов более 2700 благополучателей проекта (дети, родители и сами педагоги) приняли активное участие в различных этно-событиях проекта: выставках народных мастеров, мастер-классах и постановках сказок. «Миссия моя: изучая загадочный мир народных ремёсел, традиций, кукол, быта и семейного уклада передать ученикам счастье, любовь и радость от творческого труда», — так видит свой педагогический путь одна из участниц проекта Татьяна Евсеева, учитель технологии и ИЗО школы с. Харашибирь, педагог дополнительного образования Мухоршибирского Центра дополнительного образования.
Высоким оказался и интерес к проекту со стороны экспертного сообщества Бурятии. Выявить лучших специалистов в сфере этнопедагогики был призван Республиканский конкурс «Этника мастерства». Свой профессионализм в работе с детьми показали более 50 педагогов, 10 из них вышли в финальный этап, который состоялся в Доме дружбы народов Бурятии. Председатель жюри конкурса, директор Института непрерывного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, кандидат педагогических наук Марина Цыренова отметила, что ценность конкурса в обращении к нашему прошлому, историческим корням и дружбе народов многонациональной Бурятии как объединяющем факторе.
Успешной инициативой проекта стал семейный игровой турнир «Занимательная этника». Более 1000 человек приняли участие в 14 турнирах проекта. Играли в настольную игру «Байкальская этника» все от мала до велика — бабушки и внуки, родители и соседи, на равных, с азартом и волей к победе. Участники состязались в знаниях культуры и традиций народов, смекалки и ловкости. Формат настольных семейных игр, придуманный для развития кругозора участников, стал не только увлекательным и веселым путешествием по живописной Бурятии, но и используется педагогами как ценный методический материал. Более того, сами учителя и психологи подключились к доработке правил игры, существенно расширив свою целевую аудиторию – и теперь в нее с удовольствием играют, в том числе и дети с особыми возможностями. Специалисты отмечают, что настольная игра развивает воображение, пространственное мышления, внимание.
По словам педагога-психолога Ларисы Кожевниковой, игра «Байкальская этника» – это целый комплекс по воспитанию семейных ценностей, возрождению традиций, где дети знакомятся с народами и их праздниками, районами проживания. «В эту игру можно играть на уроках и дома. Она развивает в детях творческий поиск и возрастных ограничений у нее нет», — отметила Лариса Владимировна.
Презентации проекта прошли на разных площадках страны: от главы Бурятии и мэра Улан-Удэ до научно-практических конференций, лабораторий школы межэтнической журналистики, федеральных форумов и семинаров в Москве и Казани. Успешным опытом создания инновационных учебных комплексов и брендбука «Байкальская этника» и «Татарская этника» поделилась с коллегами модератор площадки-презентации лучших практик в сфере национальных отношений Сажида Баталова в Общественной палате Российской Федерации на III Общероссийской конференции «Устойчивое развитие этнокультурного сектора». Красочные этно-пособия были переданы директору Ресурсного центра в сфере национальных отношений, заместителю председателя Совета Ассамблеи народов России Евгении Михалевой.
На канале ГТРК «Бурятия» вышел цикл передач о проекте «Найрамдал-Дружба» известной телеведущей, руководителя регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики Баирмы Раднаевой. В Улан-Удэ открытые занятия, турниры и презентации пилотных площадок прошли в образовательных учреждениях, библиотеках, на различных городских культурных мероприятиях. 10-летие Дома дружбы народов Бурятии, многонациональный «NAVRUZ», «Байкальский Сабантуй», Ночь музеев, «Эчпочмак-фест в таежной Тэгде» и открытие музея-усадьбы татарского быта «Алмагачлар Усть-Кяхты» стало масштабной территорией межнационального согласия и местом встречи более 5 000 земляков, друзей и добрых соседей.
Председатель Комитета по межнациональным отношениям регионального Правительства Михаил Харитонов особо подчеркнул, что подобные успешные проекты — это, в первую очередь, общественные, творческие инициативы. «Важно, чтобы они не исходили от органов власти, например, в рамках госзаказа, а были по-настоящему «рожденными на земле» и решали насущные проблемы местных сообществ», — сказал Михаил Александрович.
Более 10 тысяч километров по дорогам Республики Бурятия проехала команда «Байкальской этники», чтобы показать работу пилотных площадок от Усть-Кяхты и Харашибири, Тэгды и Субуктуя, Нового Загана и Малого Куналея до Багдарина и Баунта. Встречи с жителями и непосредственно участниками проекта стали настоящим праздником добрососедства. В далекой Тэгде команда проекта познакомилась с многонациональной семьей Аглямовых: бабушка — бурятка, дедушка — татарин. Русская невестка угостила гостей бурятскими буузами и урмэ, татарским эчпомаком и русскими пирогами. А на вопрос кто он: русский, татарин или бурят пятилетний внук Аглямовых — мальчик с красивым татарским именем Ильнур и известной русской фамилией Верещагин ответил очень просто: «Я – Россия!»
В Бурятии сегодня активно развиваются этнокультурные пространства, создаются музеи народного быта и этноусадьбы. Культурные тренды, которые были созданы командой проекта «Байкальская этника: этнокультурное образование детям и взрослым заняли достойное место в социокультурном пространстве многонациональной республики и будут масштабироваться в других регионах России.
Партнеры проекта: Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия, Институт непрерывного образования, кафедрами общей педагогики и педагогики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Бурятский госуниверситет имени Доржи Банзарова», региональное отделение Гильдии межэтнической журналистики.